"Слишком игра для науки... "
Лето 1945 года. Поверженная столица фашистского рейха. Длинные очереди беженцев у солдатских кухонь. На стенах приказы и объявления Союзного командования. Рядом небольшая афиша: «Nathan der Weise» (1) Светлое пятно на грязно-серой, полуразбитой стене дома. В Берлине, в только что восстановленном Немецком театре имени Рейнгардта идет драма Лессинга...
Два века назад были написаны драмы Г. Лессинга (1729—1781), немецкого драматурга и просветителя, но актуальны они и в наши дни. Знаменательно, что эти гуманистические произведения были запрещены в гитлеровской Германии...
Лессинг стал преобразователем национальной литературы, бывшей до него исключительно подражательной французскому классицизму. Энциклопедичность знаний сочеталась у Лессинга с блестящим остроумием. «По сравнению с ним мы все еще варвары», — заметил как-то в беседе Гёте.
Подобно французским просветителям XVIII века Лессинг не остался равнодушным к шахматам и в течение всей своей жизни сохранил живой интерес к игре. В личной библиотеке писателя находились произведения Виды, Дамиано, Лопеса (2)
Для пылкой, увлекающейся натуры Лессинга элемент борьбы, соперничества был особенно привлекателен и в шахматах. Но острый, ищущий ум философа находил в этой древней игре не только отдых. «Шахматы слишком игра для науки, и слишком наука для игры». Эти слова принадлежат Лессингу.
Лессинг познакомился с шахматами еще в детстве, но серьезно увлекся ими скорее всего во время занятий в Лейпцигском университете. За игрой в шахматы он сблизился с М. Мендельсоном, впоследствии видным немецким философом.
...Середина XVIII века. 1749 год. В Лондоне выходит «Анализ шахматной игры» Филидора. Не внешний блеск комбинаций — внутренняя логика шахмат волнует автора. В книге впервые серьезно разрабатываются принципы позиционной игры. Шахматы еще не наука. Но это первый шаг к превращению их в своеобразную науку.
Шахматной игрой начинают интересоваться в различных слоях общества, проникают шахматы и в литературу. В парижском кафе «Режанс» за шахматной доской встречаются известные писатели и философы — Руссо, Вольтер, Дидро. Популярный немецкий прозаик и драматург X. Виланд пишет даже исследование «Об изобретении шахматной игры», где довольно верно показывает зарождение и развитие шахмат.
В своем творчестве Лессинг тоже неоднократно обращается к шахматам. Любопытна басня «Шахматный конь». В ней Лессинг требует ценить людей не по их происхождению и чинам, а по действительным заслугам.
«Два мальчика задумали сыграть в шахматы. Но среди фигур не хватало коня.И тогда они взяли лишнюю пешку, отметили ее надлежащим значком и поставили вместо коня.
— Эй, — закричали другие кони, — откуда вы, господин «Раз-два, левой»?
Мальчики услышали их насмешки и возразили: «Замолчите! Разве он не выполняет те же обязанности, что и вы?». Однако басни и отдельные высказывания о шахматах, встречающиеся в критических статьях Лессинга, не идут ни в какое сравнение с тем, что отведено им в драме «Натан Мудрый». Написанная в конце жизни, эта драма как бы подводила итоги творческого пути и общественной деятельности писателя.
...Кровавая эпоха Крестовых походов, эпоха национальной ненависти и религиозного фанатизма.
Лессинг не случайно обратился к восточному сюжету: после смерти крупнейшего немецкого арабиста XVIII в. Я. Рейске к нему перешли все рукописи ученого. Лессинг был одним из немногих, кто сумел оценить при жизни этого человека.
Драма Лессинга — одно из первых крупных драматических произведений, в котором целые сцены развертываются на фоне шахматной игры. Шахматы позволяют автору передать не только свои мысли, но и различные нюансы взаимоотношений героев.
Произведение примечательно своим философским содержанием. Образ дервиша Аль-Гафи привлекает особое внимание. Именно в нем заложено социальное звучание произведения, и именно через этого героя раскрываются многие мысли автора.
Дервиш, назначенный султанским казначеем, с болью говорит своему другу Натану о том, что должен:
«Сотни тысяч
Давить и грабить, мучить и душить,
И другом человечества являться
Для нескольких десятков».
...Начало второго действия. Комната во дворце султана. Саладин и его сестра Зитта играют в шахматы. Рассеянно следит султан за течением борьбы, допускает грубые просмотры. Партия еще не проиграна, когда Саладин сдает ее. Вызванный, застывает в почтительном ожидании казначей. Султан приказывает отдать проигранные деньги, даже не подозревая того, что его казна совершенно пуста и он сам живет на деньги своей сестры.
Аль-Гафи задумывается над позицией и неожиданно указывает возможность избежать поражения.
А л ь-Г а ф и
Допустим, что и ферзь не в счет,
Допустим, хорошо: и все же вам
Еще не мат.
Саладин (опрокидывая игру)
Хочу, чтоб был!
Бессмысленная расточительность, самодурство, нежелание прислушиваться к чужим советам... Намек на немецких правителей здесь довольно прозрачен.
Аль-Гафи решает покинуть дворец Саладина и простым дервишем уйти к своим наставникам в далекую Индию.
А л ь-Г а ф и (задумчиво)
И в шахматы опять играю с ними...
Натан
Да, в этом счастье высшее твое! Лессинг искренне верил в то, что несправедливости жизни можно исправить просвещением. Высоко оценивал он значение шахмат и для развития мышления. Не случайны слова дервиша о Натане:
«Таких, как он, немного. Здраво
Глядит на жизнь, умеет жить,
прекрасно
Играет в шахматы...»
В понятие «шахматы» Лессинг, видимо, вкладывал здесь более широкий смысл — разум, просвещение.
С образом Аль-Гафи уходит из произведения тема шахмат. Однако мысли, выраженные дервишем, продолжают звучать в драме. Нет-нет, да вспомнит Саладин о своем казначее:
«Где-нибудь застрял он за шахматной
доской,
Позабывши самого себя... 1 «Натан Мудрый».
2 Марк И. Вида — итальянский поэт XVI в. Автор поэмы «Шахматная игра» (1527 г.). Дамиано — португальский шахматист начала XVI в. В 512 г. издал сочинение под названием «Книга учит
игать в шахматы и содержит задачи»,
Рюи Лопес — испанский шахматист XVI в. Автор вышедшей в 1561 г.«Книги
об изобретательности и искусстве игры в шахматы».
С. ВОРОНКОВ. |