Многогранный талантИ.Романов
10 апреля 1913 года Московские любители шахмат держали в руках номер газеты «Голос Москвы» с очередным шахматным отделом. А автора уже не было в живых. В этот самый день долгая, мучительная болезнь оборвала его дни. Ему было всего тридцать четыре года. Шахматная биография Александра Федоровича Гончарова, как и многих его сверстников, начинается с события, образующего веху в истории отечественных шахмат, — с 1 Всероссийского турнира 1899 года. Двадцатилетний студент выступил в побочном турнире, проходившем параллельно с главным, и разделил второй и третий призы. Всего пол-очка отделяли его от победителя турнира С. Симеона. А через год Гончаров — уже среди сильнейших русских шахматистов, оспаривающих первенство страны. II Всероссийский турнир (1900/01 год) принес ему большой успех — четвертый приз, позади лишь таких корифеев, как М. Чигорин, Э. Шифферс и Д. Яновский. Гончаров получил бесспорное право считаться мастером — «маэстро», как говорили в ту пору. Если попытаться выделить главное в шахматном облике Гончарова, то надо подчеркнуть многогранность. Шахматист-практик, организатор, литератор — во всех этих областях его талант раскрылся ярко и сильно. Вся жизнь Гончарова была связана с Москвой. Последующие Всероссийские турниры, начиная с третьего, проводились вне его родного города, и он в них, к сожалению, не играл. Тем деятельнее участвовал Гончаров в многочисленных соревнованиях Московского шахматного кружка. Дважды он завоевывал почетный титул сильнейшего шахматиста Москвы. Первый раз — в 1901 году. В турнире Гончаров добился равного результата с Р. Фальком. Дополнительный матч закончить не удалось, и оба они были объявлены чемпионами, хотя Гончаров шел к этому моменту впереди, имея одну победу при двух ничьих. Второй раз — в 1909 году. Особую весомость этому достижению придавало то, что в числе участников турнира был А. Алехин, только что завоевавший звание «маэстро». Личная встреча между ними тоже принесла успех Гончарову. Превосходно выступил Гончаров также в московском турнире 1907 года с участием М. Чигорина. Чемпиону России удалось закончить состязание первым — то была его «лебединая песня», — но Гончаров пришел к финишу вторым, на пол-очка сзади. Обе встречи с Чигориным он свел вничью, а у Ф. Дуз-Хотимирского, В. Ненарокова и В. Острогского отобрал по полтора очка. Читатели, следящие за шахматной литературой, знают партии Гончарова, опубликованные в статье П. Романовского «Русские мастера — современники М. И. Чигорина» («Шахматный бюллетень», 1961 г., № 11). Мы приводим малоизвестную партию московского мастера, дающую представление о стиле его игры. Практическая игра заполняла многое, но далеко не все в шахматных интересах Гончарова. Недаром он принадлежал к чигоринской школе — той школе, для которой заветом звучали слова ее создателя: «Недостаточно любить шахматы и работать над ними; нужно всем шахматным любителям соединиться воедино для достижения общих целей». Гончаров был одним из руководящих членов Московского шахматного кружка, поддерживая своей энергией все, что в нем было живого и деятельного. Но особенно талантливо и плодотворно служил Гончаров пропаганде шахматного искусства в качестве журналиста и литератора. Перелистайте Одни из них принадлежат своему времени, другие и поныне не утратили своего значения, как, например, статья «К вопросу о правильности присуждений призов за красоту игры на турнирах». Выступив против крайнего увлечения жертвами, Гончаров причислил себя к представителям взгляда на красоту игры, которые «на первое место ставят корректность и последовательность игры и только тогда признают какую-либо партию имеющей право на специальное отличие, когда она вся от начала до конца проведена интересно и с силою; пожертвованиям же придают цену лишь при наличности следующих условий: 1) их безусловной правильности; 2) их логической связи с предыдущей игрой, т. е. когда позиции, позволившие их осуществить, подготовлены собственными маневрами, а не явились результатом просмотра со стороны противника; 3) когда пожертвования эти целесообразны, т. е. представляют из себя один из наиболее сильных способов продолжения игры в данном положении... Наиболее видным представителем последнего направления, сущность которого я пытался изложить вкратце и которое проводит резкую границу между действительной красотой и ее мишурным подобием, являлся покойный Михаил Иванович Чигорин, неоднократно развенчивавший дутые эффекты, удостоенные специальных призов, опрометчиво возведенные на степень перлов игры». Главным литературным трудом Гончарова явился учебник шахматной игры. Над ним он работал под конец жизни, из последних сил.
Примечателен сам выбор темы. Русская шахматная литература тогда вообще была бедна, но особенно чувствовалось отсутствие учебных пособий. "Шахматы в СССР" 1963 |
---|
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте