Главная страница


Покоренные красотой
(Шахматы и шашки на “Русском базаре”)

 


   В мае этого года издающийся в Нью-Йорке русскоязычный  еженедельник «Русский базар» отметил 10-летний юбилей. Как нетрудно догадаться, делают эту газету, по большей части, наши бывшие соотечественники. Один из них, мастер спорта СССР по шашкам Р. Г. Василевский создал при газете “Шахматно-Шашечную Школу”, об  “уроках”  которой я и хочу рассказать.

   Роман Григорьевич Василевский. По  образованию  –  инженер,  по  призванию – педагог, журналист. В школьные годы посещал харьковский Дворец пионеров.  С увлечением играл и в шахматы, и в шашки. В 1963 выполнил норматив мастера по шашкам.
  Много лет преподавал в Политехническом институте спецкурс  "Математические основы теории надежности", много лет занимался с детьми, готовил мастеров по шашкам. С 1979 вел постоянную рубрику в областной газете .
   С 1991 года живет и работает в США.

   Открывая свою “ШШШ” (произошло это событие еще в ноябре 1997 года), Роман Григорьевич, как принято в подобных случаях, рассказал о её целях и задачах:

   Наша школа для всех: и для тех, кто уже научился думать, и для тех, кто пока еще не испытал силу своего ума.
   К сожалению, Американская рublic school уделяет мало внимания интеллектуальному развитию детей, особенно на начальной стадии обучения, когда мозг ребенка расположен к восприятию всего нового, не- тривиального.
   Кто из наших детей, не имеющих никакой подготовки ни в шахматах, ни в шашках, способен найти решение в такой вполне реальной ситуации?
Задача. Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине.

   Не знаю как другие читатели “РБ”, но я, хотя и распростился со школой более 40 лет назад, принял задачу о яблоках на свой счет, и только решив её после непродолжительного раздумья, несколько успокоился относительно “силы своего ума”. Однако последующие еженедельные публикации “ШШШ”, изобилующие шахматными, шашечными и прочими “умственными” проблемами оставляли мало оснований для подобного благодушия.

  ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Тест 1. Найти выигрыш в следующей позиции:


Ход белых.
(В пылу прошедших боев белые выиграли слона, но, по свидетельству очевидцев, ни король, ни ладья для этого не пошевелили и пальцем).

Тест 2. В шашечной позиции (Белые – с1, f6, h6. Черные - сЗ, еЗ) белые начинают и дают «мат в два хода».
Неужели можно помешать прорыву черной сЗ в дамки. К примеру, если 1.fg7, то 1.... сd2, а если 1.hg7 сd2 2.gf8 de1 З.fс5, то 3. ...есЗ, и ничья.
Ваша задача - найти острое продолжение, ведущее к цели.

   Несложность шахматных задач, предлагавшихся в "начальных классах" "ШШШ" компенсировалась дополнительным требованием: "объяснить, как было найдено решение (исключая помощь компьютера)".

СТАРИННЫЕ ЗАДАЧИ

Мат в 2 хода

Мат в 2 хода

   Как и многим, мне было известно, что автор "Защиты Лужина" и других превосходных романов Владимир Владимирович Набоков составлял шахматные задачи. Но то, что и Даниил Иванович Хармс был причастен к "поэзии шахмат", я узнал только из публикации в "ШШШ".


В. Набоков

Мат в 3 хода

Д. Хармс

Мат в 3 хода

————————

   Проходит еще несколько лет и “ШШШ” озадачивает своих прилежных учеников вопросом, на который не смог бы, пожалуй, убедительно ответить ни один академик: “ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?”. Хорошо еще, что даются, как это теперь принято, “варианты ответов” – несколько строк из стихотворения Н. Заболоцкого “Некрасивая девочка”. Позволю себе привести это замечательное стихотворение полностью.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?


  Итак, вопрос сформулирован (“Что есть красота”), варианты ответов приведены ('Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?'), и читатели “РБ“ готовы были с легким сердцем ответить: “огонь, мерцающий в сосуде”. Но главный учитель “ШШШ” Роман Василевский задает дополнительный вопрос: “Как видится красота шахмат немецкому писателю Патрику Зюскинду, автору рассказа «ПОЕДИНОК»?”
  Обязательно прочтите этот превосходный рассказ! В нем повествуется о том, как в прямом поединке сошлись извечно конфликтующие между собой Красота и Здравый смысл.

 Одним ранним августовским вечером, когда большинство людей уже покинуло парк Жардин дю Люксембург, в павильоне его северо-западного угла за шахматной доской еще сидели два человека, за партией которых следило десятка полтора зрителей и следило с таким напряженным вниманием, что хотя уже близился час аперитива, никто и не думал уходить c места поединка до тех пор, пока его исход не будет решен.
   Центром интереса маленькой группы зрителей был претендент – молодой человек с черными волосами, бледным лицом и надменным взглядом темных глаз. Он не говорил ни слова, не менял выражения лица, лишь время от времени раскатывал между пальцами незажженную сигарету и вообще был олицетворением непринужденности. Никто не знал этого человека, никто никогда до этого не видел, как он играет. И все же с самой первой минуты, когда он, бледный, высокомерный и безмолвный, сел за доску, чтобы расставить фигуры, от него повеяло такой силой воздействия, что всеми, кто его видел, овладела неопровержимая уверенность в том, что перед ними находится совершенно выдающаяся личность огромного и исключительного таланта. Возможно, все дело тут было только в приятном и вместе с тем неприступном облике молодого человека, в его элегантной одежде, в его физическом благообразии; возможно, свою роль играли здесь спокойствие и уверенность, наполнявшие его жесты; возможно, сказывалась аура необычности и особенности, окружавшая его, – во всяком случае публика, еще до того, как была двинута первая пешка, пришла к твердому убеждению, что этот человек был шахматистом высокого уровня, который совершит страстно желаемое всеми втайне чудо, заключавшееся в победе над местным шахматным корифеем.
   Этот же, довольно неказистый мужичок лет семидесяти, был во всех отношениях точной противоположностью своему молодому оппоненту. Он был одет в старую, замызганную одежду французского пенсионера, состоявшую из синих брюк и шерстяного жилета. У него были редкие волосы, нос цвета красного вина и фиолетовые прожилки на лице. Старческие пятна покрывали его дрожащие руки. Он был лишен всяческой ауры и кроме того – небрит. Он нервно дымил своим сигаретным окурком, беспокойно дергался туда-сюда на складном стульчике и без перерыва озабоченно покачивал головой. Стоявшие кругом отлично его знали. Все они уже против него играли и все ему проигрывали, потому как, несмотря на то, что ему было весьма далеко до гениального шахматиста, он все же обладал изматывающим своих противников, раздражающим их и прямо-таки ненавистным им свойством не делать ошибок.

   Красота – достояние дерзкой юности, бросающей вызов традициям. Благоразумие принадлежит старости, знающей цену ошибкам. “Претенденту” мало выиграть шахматную партию – ему нуждо продемонстрировать превосходство смелой и красивой игры над обветшалым и трусоватым здравомыслием. Одну за другой бросает он свои пешки в топку атаки: главное – сохранить энергию нападения. Симпатии болельщиков на его стороне. Да что там говорить – они просто ему завидуют.

   Он играет так, как хотят играть они, но никогда на это не решаются. Они не понимают, почему он играет так, как он играет, и им это даже все равно, более того, они, возможно, догадываются, что играет он до самоубийственного рискованно. Но они тем не менее хотели бы уметь играть так, как он: великолепно, триумфально, по-наполеонски. Не так, как Жан, боязливая, нерешительная игра которого им понятна, поскольку они сами играют не иначе, чем он, только чуть хуже. Игра Жана благоразумна. Она упорядочена, правильна и раздражительно скучна. Черноволосый же каждым ходом творит чудеса. Он отдает в жертву собственного ферзя, чтобы перевести слона на G7 – когда, скажите, вы еще такое видели? Они стоят тронутые до глубины души перед лицом такого деяния. Теперь он может играть, как ему захочется, они пойдут за ним, вслед за каждым его ходом до самого конца, будь тот счастливым или печальным. Сейчас он их герой и они его любят...

   Логика, однако, берёт своё  - чуда не происходит. Даже в игре человек не может освободиться от объективных законов борьбы, как бы ему того не хотелось. Если в формуле "2x2=4" нет никакой красоты, то её нет и в утверждении, что 2х2=5. Истинная красота состоит не в пренебрежении истиной, а в ее предвосхищении.

  Через семь, восемь обоюдосторонних ходов доска опустевает. Итог битвы для черных оказывается ужасающим: у них остается всего лишь три фигуры, а именно, король, ладья и одна пешка. Белые же, наряду с королем и ладьей, уберегли от Великого побоища своего ферзя и четыре пешки. У любого сообразительного человека, наблюдавшего за игрой, теперь не могло быть больше никаких сомнений на тот счет, кто выиграет эту партию. И действительно… Сомнений нет. Ибо по-прежнему (это видно по лицам, пылающим от боевого задора и возбуждения) зрители и в виду растущей беды убеждены в том, что их избранник одержит победу! Они по-прежнему поставили бы на него какую угодно сумму и дали бы гневный отпор малейшему намеку на возможность его проигрыша.

   Здравый смысл, тем не менее, победил: "Пренебрежительно опрокинув щелчком пальца своего короля, молодой человек встал, не удостоил ни единым взглядом ни своего противника, ни публику, не попрощался и ушел".
  Но это была пиррова победа. Старый Жан не был ей рад.

  Жан был вынужден признаться себе, что он восхищался незнакомцем, точно так же, как другие – мало того, он даже хотел, чтобы тот выиграл и наиболее эффектным и гениальным образом наконец преподнес ему, Жану, урок поражения, ждать которого столько лет ему уже надоело. Жан хотел, чтобы его освободили наконец от бремени быть самым сильным и выигрывать у всех, хотел, чтобы злобный народец зрителей, эта завистливая банда, получила свое удовлетворение, чтобы все успокоились, наконец…

   Всё, что мы называем романтикой, основывается на стремлении к новому, нетривиальному и тесным образом связано с красотой. Тяга к обновлению жизни, желание вырваться из круга обыденности свойственны, наверное, каждому человеку. Другое дело, что не каждый способен совершать ради этого поступки, лежащие на грани здравого смысла, а тем более “за гранью”. Но и самый здравомыслящий человек нет-нет да и позавидует в глубине души “безумству храбрых”. Так вот и старый Жан, столкнувшись с красотой безрассудства, презирает себя за робкую “правильность“, сделавшую его жизнь такой бесцветной.
Непременно прочтите рассказ Патрика Зюскинда "Поединок"

Но как же справились с заданием Романа Василевского слушатели (вернее – читатели) “ШШШ” ?

Виктор Шейман из Сан-Франциско: «Меня потрясла драма старого человека, кумира парковых баталий, для которого победа над шарлатаном стала «пирровой». «Эта победа была для него самой неприятной во всей его шахматной карьере, как пишет сам автор, ибо, чтобы предотвратить ее, он на протяжении всей партии и унижался, и складывал оружие перед самым презренным халтурщиком в мире».   

«Этот бессовестный тип, - пишет Роман Волченков из Екатеринбурга, - напомнил героя одного старого анекдота. Обсуждается вопрос о выделении стипендии юному дарованию.
Чиновник заявляет: “Мы сначала должны выяснить, что такое шахматы - искусство, спорт или пустое времяпрепровождение?”, на что соискатель дает ему ответ: “Все зависит от того, кто играет. Если Таль или Каспаров, то – это искусство, когда играю я – это спорт, когда играете вы – это, действительно, пустое времяпрепровождение”. Досадно, что у пожилого шахматиста не хватило мужества поступить, как этот юноша, - не вполне сдержанный, зато находчивый».

Арон Вайсман, Нью-Джерси: “Надо быть неудержимым романтиком и оптимистом, чтобы в этом рассказе искать красоту. Я разделяю мнение второго чемпиона мира Эм.Ласкера, который говорил: “На шахматной доске лжи и лицемерию нет места. Красота шахматной комбинации в том, что она всегда правдива. Беспощадная правда, выраженная в шахматах, ест глаза лицемеру”.


————————

Знакомясь с публикациями “ШШШ” я не раз пожалел о том, что плохо знаю шашки. Подобное чувство возникло, наверное, у многих поклонников шахмат, прочитавших вдохновенный рассказ гроссмейстера Семена Беренштейна о шашечных задачах.

   Если бы меня попросили представить шашечную задачу как жанр – в ее наиболее ярком проявлении, – я, не задумываясь, сделал бы это именно на примере творчества Михаила Федорова.
   Вот где свобода, легкость, фантазия и красота! Как прекрасную музыку хочется слушать вновь и вновь, так и задачи этого композитора неизменно служат источником непреходящего эстетического наслаждения. Я до сих пор помню то непередаваемое впечатление, которое произвела на меня его самая первая попавшаяся мне на глаза задача.

М. Федоров,
журнал «Шашки», Рига, 1969 г
.

Запереть простую

   Решение: 49 (10, А), 35, 19!!! [10];
   А (45), 50, 23, 47, 15, 20, 6, 35, 40, 50 [45].
   В квадратных скобках указано поле, на котором, в конце концов, оказалась «запертая шашка».
   Для тех, кто не знаком с короткой нотацией, приводим полную запись решения 1.43-49 5-10 (1... 50-45 2.28х50 45х1 3.14-23 1х20 4.15х47 5-10 5.47-15 10-14 6.15-20 14х25 7.50-6 25-30 8.49-35 30-34 9.35-40 34х45 10.6-50Х) 2.49х35 50х30 (надо бить большинство) 3.3.35х19Х. Восхищение и шок! Такого не может быть! Откуда взялся финал «на весу»? Да еще какой! Да еще с приХодом! Да еще в миниатюре! С какой кометой явилось это немыслимое чудо? Вот уже почти сорок лет я не перестаю изумляться этому эстетическому парадоксу. Да вот, пожалуй, и наиболее адекватное определение самой сути задачного творчества Михаила Федорова – ПАРАДОКС!

   На этом я прерываю свой рассказ о “Шахматно-Шашечной Школе” , чтобы вернуться к нему в следующих выпусках нашего журнала . Уверен, однако, что вы, уважаемые читатели, наверняка и сами найдете на шахматных страницах (и не только на шахматных) газеты “Русский базар” немало интересного и полезного.


Л. Бабушкин
(2006)


Рейтинг@Mail.ru

 

Хостинг от uCoz