genesis
ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА

Вернуться к списку статей



ПЕРВЫЙ УРОК
И. ЦИОВ
"Шахматы в СССР" 1973, №8, стр. 11


  Шахматные уроки в школе уже давно не редкость. О них не раз писали, педагоги делились своим опытом, излагали программы занятий, которые они ведут.
  Коснемся более узкого вопроса — первый шахматный урок. Вопрос немаловажный, ведь от того, как пройдет вступительное занятие, зависит многое. Ребят надо заинтересовать, пробудить интерес к шахматам.
  Я вел шахматные уроки во втором классе 20-й школы Краснопресненского района Москвы и хочу рассказать о том, с чего я начинал эти занятия.
...Шахматный урок был последним в учебном расписании дня. Рядом с классной доской висят две демонстрационные шахматные. Не пугайтесь: их не выписывали из других городов, не искали по магазинам. Сделать доски нетрудно самим. Листы фанеры размером 75X75 см оклеены плотной ватмановской бумагой, расчерченной на 64 бело-черные клетки. Фигурки вырезаны из плотного картона.
  Сразу возникает вопрос: нужны ли две доски и для какой цели? Опыт показал, что именно такой способ подачи материала наиболее удобен. На первой из этих досок расположены все фигуры в начальном положении, другая — свободна.
   Наличие двух досок облегчает ведение урока. И не только первого. В дальнейшем на одной доске сохраняется основная позиция партии, на другой — рассматриваются варианты, возникающие в процессе борьбы.
   После краткого вступительного слова о шахматах, объяснения названия фигур начинаем изучать нотацию. В первую очередь, ребятам надо запомнить номера горизонталей и латинские буквы названий вертикалей.
  Только после этого переходим к изучению ходов фигур, правил игры. Чтобы ходы усваивались лучше, я использую диаграммки, на которых стоит одна фигура, а стрелки показывают все поля, куда возможны ходы.
На первом же уроке мы успевали начать изучение ходов фигур. Сначала — короля и ладьи. Это самые простые для восприятия детей ходы, кроме того, изучив их, уже можно объяснить, что такое мат и пат.
  У каждого ученика имеются плотные листы черной бумаги. Педагог показывает на доске ходы фигур, каждый из ребят записывает их мелом и показывает учителю. Затем эти листки собирают и передают учителю.
  На этом первый урок закончен.
  Иногда мне говорили, что такой метод обучения слишком сложен для учеников начальных классов. Трудно, мол, дается нотация и стоит ли вообще начинать с ее изучения, если ребятам еще не вполне ясна цель игры.
Стоит. Знание детьми нотации облегчает контакты преподавателя с учениками. Конечно, изучение нотации не кончается первым уроком, оно продолжается в течение всего года, когда объясняются те или иные элементы шахмат.
  Вначале у нас в школе шахматный урок был обязателен для всех, затем его сделали факультативным, раз в неделю. Но положение от этого изменилось мало — подавляющая часть учеников не уходила домой, хотя шахматный урок был последним.
  Сколько уроков требуется для начального обучения основам шахмат?
  Практика показывает, что, как правило, этого можно добиться за пять уроков.
  Вот примерный план следующих занятий.
На втором уроке изучаются ходы слона и ферзя, третий — посвящен ходу конем. Теперь возможна уже игра всеми фигурами, кроме пешек. Следующее занятие — ходы пешками, превращение их в другие фигуры. На каждом новом уроке повторяем пройденное.
  И только на пятом — впервые играется партия. Белыми — весь класс, черными — лучший шахматист из ребят. Учитель выступает в роли судьи, комментатора и педагога, объясняя ошибки. Техника игры может быть разной, но мы испытываем такую.
  Ребята предлагают ходы, записывая их на своих листах. Понятно, разные. Скажем, 1. КhЗ, 1. КаЗ, 1. е4. Какой из них выбрать? Прямого голосования нет. Педагог объясняет, почему не стоит играть 1. Kh3 или 1. КаЗ. Избирается 1. е4. И еще одна деталь: если шахматист, играющий черными, надолго задумывается, на помощь ему приходит педагог.


Рейтинг@Mail.ru
Хостинг от uCoz