Этюд оптимизма
Макс Эйве
профессор Гаагского университета, экс-чемпион мира, делится
с читателями «Комсомольской правды» своими мыслями о шахматах
(11 апреля 1969)
Каждая спортивная игра как средство
общения между людьми оказывает влияние на нашу жизнь. Она отвечает определенным
потребностям человека, развивает восприимчивость, дает удовлетворение.
Но если говорить о шахматах, то, помимо исключительно гармоничного и логичного
построения правил этой игры, следует упомянуть и об уходяшей в далекое
прошлое истории шахмат, и об обширной шахматной литературе, состоящей
из многих сотен тысяч томов.
Родиной шахмат принято считать Индию. При археологических
раскопках, относящихся к началу нашей эры, там были обнаружены шахматные
фигурки. По мнению знатоков, это свидетельствует о том, что еще на заре
цивилизации в Индии играли в шахматы. Но к такому заключению следует относиться
осторожно. Всегда найдется шутник, который может заметить, что поскольку
при древних раскопках в Китае шахматных фигур найдено не было, это означает,
что уже за три тысячи лет до нашей эры китайцы умели играть «вслепую»...
Следует заметить, что правила древних шахмат («чатуранга»)
существенно отличались от современных. Кроме того, они претерпевали определенные
изменения в зависимости от экономики страны, обычаев и привычек населения.
Так, в Китае, например, шахматная доска разделялась на две части «рекой»,
а сбитые фигуры неприятеля становились «пленниками» и могли быть использованы
в следующей партии.
Никаких сведений о шахматных соревнованиях тех далеких
времен не сохранилось. Да и вряд ли они проводились. По правилам «чатуранги»
фигуры передвигались слишком медленно, каждая партия длилась 100—200 ходов
и отнимала уйму времени. Поэтому широкое распространение получил следующий
способ игры. Опытный шахматист придумывал замысловатую, коварную позицию
и предлагал любому из присутствующих сыграть с ним на ставку. Принявший
пари, мог выбирать любой цвет фигур. Ничего не подозревавший простак обычно
выбирал с виду выгодную, но на самом деле проигранную позицию и, конечно,
терпел поражение. В арабской литературе имеется бесчисленное множество
таких позиций, которые служили предметом спора.
То обстоятельство, что шахматы сводились до уровня азартных
игр, послужило причиной их запрещения в некоторых странах. Например, в
Испании игра в шахматы подвергалась длительному гонению со стороны церкви.
Но притягательная сила шахмат не уменьшалась, и когда в XII веке испанский
король Альфонсо Мудрый велел написать книгу о шахматах, запрещение было
снято.
Поворотным оказался для шахмат конец
XV века. Правила игры претерпели существенные изменения, появилось стремление
к унификации шахмат. Все препятствия были устранены, повсюду проводились
турниры и матчи, возрос общий уровень игры.
Шли годы, шахматы завоевывали все большую популярность.
Уровень игры в шахматы стал уже в известной мере определять уровень национальной
культуры. Шахматная гегемония переходила от одной страны к другой: от
Испании к Италии, от Франции к Англии, от Германии к Америке. В течение
последних 25 лет пальму первенства непоколебимо удерживают советские шахматисты.
Сейчас шахматы достигли высшей точки своего развития и выполняют большую
общественно полезную функцию. Я начну с малоизвестных фактов. Мне приходилось
беседовать со многими крупными врачами. Они утверждают, что шахматная
игра является прекрасным лечебным средством для больных, страдающих длительным
недугом. При ряде заболеваний (например, при туберкулезе) терпение и спокойствие
способствуют выздоровлению. Лучшее лекарство для них — это игра в шахматы
по переписке.
Но особенно полезны шахматы как средство воспитания.
Они требуют oт людей логического мышления, принуждают к терпению. Шахматы
учат рациональным действиям, что необходимо для людей всех профессий.
Не удивительно поэтому, что во многих странах делаются попытки ввести
преподавание шахмат в школе, правда, пока еще факультативно. У нас, в
Голландии, проводятся опыты по обязательному шахматному обучению в средних
учебных заведениях. Комитет, состоящий из профессоров и специалистов многих
областей, исследует на научной основе пользу шахмат как учебной дисциплины.
При этом учитывается и роль, шахмат в формировании характера. Первые опыты
показывают, что шахматы приучают к чувству ответственности, повышают любознательность,
воспитывают самостоятельность суждений. Опыт будет проводиться в течение
двух лет, в если его результаты окажутся хорошими то шахматы в ближайшее
время отпразднуют свое новоселье в голландских школах как новый учебный
предмет.
Шахматы сближают людей всех континентов,
служат делу мира а дружбы, помогают устанавливать дружеские контакты между
странами с различными экономическими системами. Недаром Международная
шахматная федерация избрала своим девизом «Gens una sumus» («Мы — одна
семья»).
Художественная, эстетическая сторона шахмат играет благотворную
роль в культурном воспитании общества. Творчество, за шахматной доской
имеет сходство с творчеством художника, композитора,архитектора. Не случайно
экс- чемпион мира М. Таль сравнивает выдающихся шахматистов нашего времени
с великими композиторами: Ботвинника — с Бетховеном, Бронштейна — с Шопеном,
Спасского—с Бахом, Кереса — с Моцартом, а себя самого—с Гершвином. Я хотел
бы от себя добавить: Петросян напоминает мне Рахманинова, а что касается
Спасского, то в его игре я вижу больше сходства с музыкой Чайковского.
Психологи активно занимаются изучением принципов человеческого
мышления. Им необходимы конкретные примеры. В последние годы для этой
цели все чаще избираются шахматы. Шахматная игра имеет однозначные, правила,
не слишком проста и не слишком сложна (сможем ли мы, шахматные мастера,
с этим согласиться?). Понять, как мыслит шахматист, — значит понять в
какой-то мере законы человеческого мышления.
Шахматы в их современной форме существуют уже 500 лет,
и, естественно, напрашивается вопрос: что будет с ними дальше? Считается,
что шахматам угрожают две опасности — «ничейная смерть» и «кибернетическая
смерть». Растущее число ничейных партий в раньше давало повод к призывам
изменить систему игры.
Но есть ли необходимость в такого рода реформах? По-моему,
нет. Пессимизм чемпионов мира прошлого разрушен советской шахматной школой,
представители которой являются кем угодно, но только не «ничейшиками».
Поэтому создается впечатление, что шахматам грозит не «ничейная смерть»,
а «ничейные шахматисты».
Кибернетики утверждают, что лет через 10,
20 или 50 будет разработана программа для вычислительных машин, которая
даст возможность электронному роботу сыграть хорошую партию, возможно,
даже превосходную. Тогда титул чемпиона мира захватит механический шахматист
и нам, шахматистам, придет конец,
Я как математик в это не верю. Я очень сомневаюсь в том, сможет
ли машина за 25 или даже 50 лет достигнуть мастерской, не говоря уже гроссмейстерской
силы. Но представим себе, что это все же случится. Тогда шахматист получит
некое механическое устройство, которое могло бы помочь ему в игре. Ну
и что же! Такие приспособления уже имеются во многих видах спорта, но
всегда ли ими пользуются? Например, в соревнованиях по гребле никто не
думает прибегать к помощи подвecнoro мотора. Так и в шахматах нельзя будет
обращаться за советом к механическому гению.
Нет, машина не сможет повредить шахматам. Шахматы живут и
будут жить тысячелетия, доставляя радость людям и принося пользу человеческому
обществу.
|