ВВЕДЕНИЕ
Эта
книга написана в первую очередь для любителей шахмат, играющих не очень
сильно, хотя я не сомневаюсь, что опытный шахматист найдет ее, и в особенности
главы об эндшпилях, небезынтересной и в то же время полезной для себя.
Пару дней назад я получил доказательство этому.
Я наблюдал за эндшпилем в партии двух сильных любителей в одном из ведущих
шахматных клубов Нью-Йорка. Вокруг столика собрались несколько зрителей
— тоже неплохих шахматистов. Партия закончилась вничью, и один из партнеров
обратился ко мне, спрашивая, не мог ли он выиграть. Я подождал несколько
мгновений, полагая, что кто-нибудь из присутствующих захочет сам ответить
на этот вопрос, но никто не нарушил молчания. Тогда ответил я:
— Господа, вы меня удивили. Это эндшпиль для начинающих,
который должен быть всем вам исчерпывающе ясен. Способ выигрыша можно
найти во многих элементарных пособиях.
Эта маленькая история, связанная с одной из тем, о которых
пойдет речь в книге, убедительно свидетельствует, что все шахматисты,
независимо от силы их игры, найдут в моих лекциях что-то интересное для
себя. Они или многому научатся, или устранят трудности, с которыми сталкивались
раньше.
Шахматы — нечто большее, чем просто игра. Это
интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные
свойства и много элементов научного. Это также средство дальнейшего упрочения
общественных и духовных связей, сердечных отношений между народами.
Я считаю, что шахматы следовало бы включить в
школьные программы во всех странах. В возрасте десяти лет школьники должны
начинать изучение шахмат по программе, которая учитывала бы их возраст
и одаренность.
Для умственной сферы шахматы значат то же, что
спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития
отдельных свойств человеческой натуры. Шахматы следует рассматривать с
общественной точки зрения еще и потому, что, научившись играть в них,
человек получает на всю свою жизнь способ приятно провести время, посвятив
многие часы любимому искусству. В нашем мире есть немного столь же хороших,
как шахматы, способов отдохнуть и забыться на миг от будничных хлопот.
Долгие годы я наблюдал, как немалая часть врачей, юристов и деловых людей
проводит вечера в шахматном клубе, чтобы отдохнуть и рассеяться от груза
дел, возложенных на них работой.
Думая о том, что шахматное обучение следовало
бы ввести в школах, я вспоминаю об одном из самых интересных впечатлений
на моем долгом шахматном пути. Несколько лет назад в русском городе Киеве
мне довелось встретиться с великим испанским гитаристом Андресом Сеговией.
Мы были знакомы уже давно: он — влюбленный в шахматы и я — влюбленный
в музыку! Ему предстояло дать концерт, а мне — сеанс одновременной игры.
Оба выступления должны были происходить в большом концертном зале города,
и мы, естественно, пригласили на них друг друга. В сеансе одновременной
игры участвовали школьники — девочки и мальчики в возрасте от десяти до
шестнадцати лет.
В назначенный час Сеговия, его жена и я вошли
в зал, и на лице Сеговия я увидел изумление, охватившее его при виде представшего
нашему взору зрелища. Просторный зал был заполнен до отказа; более тысячи
детей собрались на балконе, чтобы наблюдать за игрой. Все они научились
играть в шахматы в своих школах. На сцене за тридцатью столиками, расставленными,
как принято при подобных сеансах, прямоугольником, сидели тридцать ребят,
большею частью мальчиков, готовых дать мне бой. По углам сидели наиболее
сильные противники. За спинами играющих было множество детей и их учителей,
а за ними располагались гости. Это действительно было, как выразился Сеговия,
зрелище необыкновенное. В зале собрались не меньше трех тысяч человек,
почти все дети.
Я навсегда запомню красивого мальчика двенадцати лет, сидевшего за одним
из угловых столиков. Он защищался с уверенностью ветерана. Так как меня
предупредили, что на этом углу расположены наиболее сильные игроки, я
уделил этой партии особое внимание. В дебюте мальчик применил известную
защиту, которую я, однако, не отношу к числу лучших. Скоро я получил очень
сильную, видимо, даже выигрышную позицию. Похоже было на то, что партия
не затянется, но, к моему большому удивлению, с каждым приходом к доске
я видел, что мальчик защищается как лев и не теряет духа. Так продолжалась
эта партия почти до самого конца сеанса.
Мальчик в конце концов проиграл, но и первоклассный
мастер не смог бы спасти партию на его месте. Когда сеанс закончился,
меня спросили, какую партию я считаю лучшей, и без колебаний я ответил:
«Ту, которую играл со мной двенадцатилетний мальчик на том углу».
Мне на память приходит схожий случай, имевший
место всего на несколько дней раньше описанного. Великий Ласкер и я находились
в Москве. Его пригласили дать сеанс одновременной игры студентам и спросили
о желательном числе участников. Ласкер ответил, что по своему почтенному
возрасту (ему тогда было 67 лет) он не хотел бы играть более чем с двадцатью
пятью противниками. На том и порешили. Против него играли 25 студентов,
все не старше восемнадцати лет, и нанесли ему сокрушительное поражение.
Через пару дней, все еще под впечатлением от пережитого, старый мастер
говорил мне: «И это студенты! Они играют как мастера и совсем не делают
ошибок!». Из истории, случившейся с Ласкером, я извлек урок, который впоследствии
оказался весьма полезным.
О возникновении и истории шахмат много сказано и написано.
Отличный трактат на эту тему составлен англичанином Мерреем; он опубликован
в 1913 году издательством «Оксфорд Пресс». Этот автор считает, что шахматы,
подобные современным, появились в Индии сравнительно недавно (около 700
г. н. э.) и что до них существовала другая, похожая на них игра. Труд
Меррея под названием «История шахмат» содержит много любопытных фактов
и может быть рекомендован каждому интересующемуся дополнительными сведениями
об увлекательной истории шахматной игры.
Выводы г-на Меррея кажутся мне, однако, довольно
сомнительными. К примеру, незадолго до начала идущей сейчас войны газета
«Нью-Йорк тайме» опубликовала сообщение, что во время раскопок в Месопотамии
найдены предметы, доказывающие существование шахмат уже по крайней мере
в 4000 г. до н. э. Вполне вероятно, что шахматы или сходная с ними игра
существуют так давно, что их возникновение или возраст датировать невозможно.
В 1937 году в Нью-Йорке издана богато иллюстрированная
книга, в которой рассказывается о возникновении и истории известных коллекций
шахматных фигур из разных времен. В этой книге также много любопытных
фактов; и все же, кто знает, сколько комплектов шахмат, более старых,
чем описанные в книге, исчезло? Достаточно моего собственного опыта, чтобы
доказать, как легко теряются шахматы! Мне 53 года, в 4 года я начал играть.
За эти 49 лет, в особенности за первые пятнадцать, когда меня считали
«вундеркиндом», я получил в подарок множество комплектов шахмат. Особенно
запомнился мне очень изящный и редкий комплект, который я хотел сохранить,
но он пропал так же, как и все остальные. В результате на сегодня у меня
нет шахмат. Мои путешествия, перемены местожительства и мои дети были
тому причиной.
Игрой, в которую мы играем сейчас, шахматы стали
действительно недавно, так как лишь сто лет назад было разрешено превращать
пешку, достигшую восьмой горизонтали, в любую фигуру по выбору. Работа
Меррея дает ясное представление обо всех переменах, через которые наша
игра прошла за 1200 лет, прежде чем достигнуть нынешнего, столь привычного
нам вида.
Но и сегодня существуют редкие разновидности, сохранившиеся
от ранних шахмат, хотя разница иногда настолько незначительна, что хорошему
шахматисту удается ее легко преодолеть. В частности, я вспоминаю, как
однажды в Лондоне мне довелось играть с неким известным арабским владыкой.
После нескольких партий он изъявил желание играть по правилам его страны,
сказав, что игра по нашим правилам для него непривычна. Он объяснил мне
свои правила, и я выразил готовность играть на этих условиях. Результат
был прежним! Я лишь следовал принципам здравого смысла и быстро получил
подавляющую позицию. Правда, в какой-то момент я забыл одно из арабских
правил и упустил из виду неожиданный ответ противника, который, к счастью,
не имел серьезных последствий.
При несколько иных обстоятельствах Султан-Хан, бывший
чемпион Великобритании, объяснил мне разницу между нашими и индийскими
шахматами. Султан-Хан стал чемпионом Индии по игре в индийские шахматы,
а правила европейских шахмат узнал довольно поздно. Факт, что ему удалось
впоследствии стать в них мастером, свидетельствует о его исключительном
даровании.
Что касается происхождения шахмат, то ясно лишь одно.
Шахматы — это военная игра, и по всем существующим ныне доказательствам
видно, что они возникли на Востоке. Вначале фигура, которую мы называем
ферзем **, носила другое название ***, так как женщины в те времена, как
известно, не играли на Востоке значительной роли. Названия, расположение
и функции других фигур в древние времена окончательно доказывают военное
происхождение шахмат. С проникновением шахмат на Запад ферзь стал важнейшей
фигурой наряду с королем. Сила других фигур претерпевала в ходе веков
различные изменения, пока лет четыреста назад не достигла приблизительно
нынешнего состояния.
Согласно мнению автора «Истории шахматных фигур» — книги,
о которой я уже говорил,— лишь около конца XVI века фигуры и их названия
официально приняли нынешний вид. Все эти интересные подробности показывают,
как шахматы с веками постоянно развивались.
И кто знает, какие изменения могут с ними еще произойти
в будущем...
Хосе-Рауль Капабланка
------------------------------------------------
** Английское queen — королева, испанское или немецкое Dame —дама.— Прим.
перев.
*** Фирсан, т. е. везирь (советник). — Прим. перев.
|