Главная страница



("Шахматы" 1929, №12)


    Техника турнирной игры, конечно, тесно связана с техникой чисто шахматной, однако, она все же не лишена своей специальной логики. Эту логику не мешало бы, думается нам, осветить, дабы стало видно, из каких именно элементов слагается эта самая техника турнирная, та замысловатая техника, которая иной раз позволяет менее сильному игроку стать выше превосходящего его силой соперника.
    Постараемся же дать краткий анализ элементов, т. е. составных частей ее, Наши рассуждения будут построены на опыте недавно закончившегося Карлс-бадского турнира В этом турнире я, по мнению А. А. Алехин , показал турнирную технику высокого класса. Как же я действовал?

I. Экономия сил.


   Уменье сберегать свои силы „на грядущие подвиги" должно выявляться; а) в отдельной турнирной партии, б) в отдельных частях турнира как целого, напр., в старте или середине турнира (но отнюдь не в финише, конечно, ибо там требуется дать максимум возможного).
   К"а"). Ни в коем случае нельзя волноваться, ибо такое волнение стоит сил. Надо привыкать к мысли, что все это не так уже важно, что исход шахматного турнира, это не вопрос жизни или смерти. Когда ход за противником, то лучше всего вставать и медленным шагом прогуливаться по турнирному помещению. Хорошо также сесть в просторное кресло, осклабив все мускулы и стараясь ни о чем не думать. В самой партии многие игроки допускают важную ошибку, а именно, они в запутанном положении стараются найти прежде всего комбинационное решение создавшейся проблемы и, только затем уже, ничего не найдя, решаются "удовольствоваться" позиционным продолжением. Так поступать нельзя: в положении, содержащем массу почти рав-. ноценных комбинационных продолжений, с места в карьер надо ринуться за позиционным продолжением, ибо разбор уймы сложнейших вариантов—занятие неэкономное, и поэтому мы от него смело и гордо (с пренебрежением!) откажемся. Другое дело, если число вариантов ограничено, или если они явно неравноценны между собой: тогда, скрепя сердце, можно поработать над ними. Поясним сказанное на примере: В партии с Тартаковером после ходов (у меня белые) 1. d4 Kf6 2. с4 g6 3. f3 Cg7 4. e4 g6 5. Kc3 0-0 6. Ce3 Kbd7 7. Kh3 e5 8. d5 a5 9. Kf2 b6 10. Фd2 Kc5 11. Cg5 Cd7 12. g4 Фс8 13. h4 Kph8 14. h5 gh, получилось следующее положение, см. диагр. I.


   Тут напрашивается комбинационное продолжение 15. C:f6 C:f6 16. Фh6 Cg7 17. Ф:h5 h6 18. g5 f5! и теперь приходится разобраться в приблизительно равных между собой по достоинству вариантах: I. 19. gh, II. 19. gf и 20. Сh3 с оккупационной тенденцией белых полей. Все это чересчур сложно, и я поэтому после 5 минутного обдумыванья (не более!) сыграл 15. C:f6 C:f6 16. Л:h5 Cg7 17. Kh1. Это уже не комбинация, а позиционное продолжение, в результате сберегающее массу времени и сил. Белые подготовляют игру по белым полям (f5, h5 и b5). Последовало f6 18 Фh2 h6 19. Kg3 Kph7 20. Се2 Лg8 21. Kpf2 Лh8 22. Лh4 Фе8 23. Лаg1 Cf8 21. Kpg2 Kb7 25. Kh5 с крепкой, солидной игрой при шансах на атаку.
   В партии с Зэмишем из 15-го тура (у меня белые) я, получив атаку, отказался от возможного выигрыша качества ради позиционно-автоматиче-ского выигрыша (так мы впредь будем называть игру на выигрыш, если выигрыш этот достигается само собой понятным применением указанных мной в "Моей системе" стратегических маневров: централизации, блокады, игры по полям определенного цвета и т. д.),—см. диагр. II.


   Продолжение было: 18. Kd5 h5 19. К:еб Фе7 20. K:g7! Да здравствует турнирная техника! Белые автоматически выигрывают путем применения простой „черноцветной" стратегии с легкой примесью нейтрализации. Последовало: 20... Ф:g7 21. Лg3 Kg4 22. Фg5 К:е5 23. С:еЗ Фh7 24. с4 Cf7 (после 24... dc 25. dc последовала бы убийственная для неприятеля централизация Ла1—d1— d6 и т. д.) 25. Ф:f5 dc 26 bc (Теперь это проще, чем dc) 26... Лfе8 27. Фе4 (Опять централизация!) Лad8 28. d4 cd 29. ed Kpf8 30. Ф:b7 (Обратите внимание на центральную крепость d4, Ce5 и f4) 30... Ле7 31. Фb4 (Сознательный отказ от „комбинации" 31. Cd6 Л:d6 32. Фb8+). Зэмиш сдался.— Это был позиционно-автоматический выигрыш, требуюший конечно, известной рутины в применении как централизации, так и игры по полям определенного цвета.

  К „б"). В начале, а иногда и в середине турнира, никоим образом не рекомендуется напрягать все свои силы. Наш совет: сыграть ряд коротеньких партий! Or этого вы ничего не потеряете, а в итоге сохраните всю свою боевую свежесть для финиша. 70% всех затяжных партий получается в результате следующей типичной для большинства неопытных турнирных 5эйцов ошибки: в положении, в котором они пожалуй и стоят чуть-чуть получше противника, они оказываются неспособными взвесить: „эквивалентен ли имеющийся в дан том положении шанс на выигрыш тому запасу энергии, который при продолжении партии безусловно пришлось бы потратить?" Ведь больший или меньший коэффициент усталости имеет решающее значение и для всех последующих партий! Неумеющий вовремя сдать партию в ничью обыкновенно принадлежит к разряду нерешительных или мелочных натур. Напротив, уменье „быстроглазо" взвесить и тут же принять решение характеризует личность крупного формата.
   Жалкое впечатление производит на нас игрок, который, играя с партнером чуть слабее его по силе и допустив со своей стороны крупную ошибку, все же с громадным упорством добивается выигрыша в многочасовом эндшпиле. Усталость в финише явится справедливым возмездием за достигнутые таким путем победы.
   Начиная с 11-го тура и вплоть до 18-го, я сыграл 5 коротеньких партий: с Грюнфельдом я достиг чуть-чуть лучшего эндшпиля, но от продолжения отказался (предпочтя вынуждение ничьей), ибо шанс был мал, а затрата энергии предстояла бы громадная. Кроме того, я был недоволен собственной постановкой дебюта и потому не счел себя достойным выигрыша (этический принцип в турнире!). А главное, я не опасался малодушно, что в будущем, мол, буду сетовать на самого себя за упущенный выигрыш, ибо твердое решение исключает всякие грядущие самоупреки! (принцип властного решения)!:
  Из указанной нами серии даем ниже партию с Колле, безусловно уступающим мне в шахматной силе. К тому же у меня были белые, и я, разумеется, надеялся выиграть. 1. d4 Kf6 2. с4 е6 3. Kf3 b6 4. КсЗ Сb7 5. Cg5 Сb4 6. Фс2 h6 7. Ch4 0—0 8. е3 d5. (Неэстетично сыграно; в стиле избранного черными варианта было продолжение 8... d6 в связи с Kbd7, Фе7 и e6—е5) 9. cd ed 10. Ce2 (Это развитие слона направлено против подготовляющегося с7—с5, ибо тогда белые после dc, bc сразу начнут обстрел висячих пешек ходом Лd1. Но бeлые не считаются с имеющимся у неприятеля другим ресурсом, а именно с выпадом Ке4—после предварительного Се7. Следовало сыграть 10. Cd3!) 10... Kbd7 11. 0-0 Се7! 12. ФbЗ (Стой слон на d3—см. предыдущее примечание—белые ходом 12. Cf5! получили бы явный позиционный перевес ибо 12... Ке4 проигрывал) бы тогда из-за 13. С:е7 Ф:е7 14. К:е4 de 15. Ф:с7! ef 16. Ф:b7 [Фg5 17. Ф:fЗ]. Теперь же они не в состояние помешать высвобождению противника) 12... с6 13. Фс2 (Препятствуя ходу Ке4) 13... Лас8 14. Лfd1 c5 15. dc К:сЗ 16. Лас1 Ксе4 17. C:f6! (Решительная мера; о выигрыше думать более не приходится, следовательно надо играть на ничью. Такого исхода белые добиваются в какие-нибудь 6—7 ходов!) 17... C:f6 18. Kd4 К:сЗ 19. be C:d4 20. Л:d4 Лс5 21. Cf3 Фс7 22. Фd2 Лс8 23. Cg4 Ле8 24 Cf3 Лс8 25. Cf3. Ничья,—а в связи с этим возможность послеобеденной прогулки с накоплением свежих сил для финиша).

II. Психология борьбы.


   „Игра на психологию", как это обычно называется, бьла уже известна во времена Андерсена и Морфи. Так, Андерсен, играя свой знаменитый матч с Морфи, нарочно старался вовлечь своего увлекающегося противника в русло недостаточно обоснованных атак. Из теперешних же мастеров такой трюк любит применять Видмар. Вообще говоря, игра на психологию в теперешнее время обогатилась многими новыми нюансами, из коих постараемся указать главнейшие.
   1) Постарайтесь дать партнеру такой пешечный скелет, в котором тот плохо разбирается! Так, Боголюбов, на наш взгляд, неправильно трактует позиции, характеризуемые скелетом сЗ, с4, d4, и поэтому я после ходов 1. d4 Kf6 2. с4 е6 3. КсЗ Сb4 4. Kf3 сразу поменялся на сЗ. Последовало 5. bc b6 6. g3 Сb7 7. Cg2 0—0 8. 0—0 Ле8! (Профилактика, направленная против единственно логичного плана, возможного со стороны белых. В чем же такой план может состоять?—В том, чтобы поставить пешку на е4; тогда дисгармоничная масса сЗ, с4, d4 сразу приобретет свое определенное значение как незыблемая преграда, которую черным нелегко будет сдвинуть с места). 9. Ле1 (Если 9. Kd2, то C:g2 10. Kp:g2 e5!, и ход е4 невозможен из-за ed cd K:e4) 9... d6 10. Фс2? (Игра на психологию оказалась обоснованней! Знаток данного пешечного скелета непременно сыграл бы здесь 10. Kd2, напр., C:g2 11. Kp:g2 e5 12. е4 Кc6 13. Сb2!, ибо если слон теперь и находиться как бы не у дел, то зато пешечная преграда сЗ, с4, d4, e4 вполне благоприятствует, т. е. черные будут лишены возможности вызвать ослабляющее d4 - d5) 10... Се4 11. ФbЗ Кc6 12. Сf1 (Подготовляя Kd2, Cg6 e4) 12... е5! 13. de К:е5 14. К:е5 К:е5 15. Cf4 Ле8 16. f3 Cb7 17. Лad1 Kd7 18. е4 Ф{6, и пар-тия белых стала медленно катиться по наклонной плоскости; черные, расставив артиллерию по линии e, прорвались на 26-ом ходе путем f7—f5.
2) Надо пользоваться коренящимися в характере противника „ошибками с т и л я".
Шпильман не умеет лавировать; эта черта коренится в его слишком прямолинейной психике. Ему также совершенно чужды массивные защитительные ходы (напр., защитить ладьей убогую пешку!). Поэтому в борьбе с ним следует упростить положение (с тем, чтобы изъять атакующие мотивы), а затем уже создать игру с обоюдным лавированием. Такие положения весьма обыденны, всякие позиции с "туманными" (т. е. неясна выраженными) обоюдными слабостями требуют лавирования.
  На основании вышесказанного, я избрал в партии со Шпильманом такой дебют: 1. еЗ! е5 2. с4 Kf6 3. Kf3 е4 (Старая позиционная крыса сыграла бы 3... d6, напр., 4. d4 Kbd7 с благополучием на всех флангах) 4. Kd4 Кеб 5. Кb5 d5 (Предпочтительнее 5... аб 6. КсЗ Сс5 7. d4 ed 8. C:d3 d6 с профилактическим слоном на с5, который не без злорадства станет ожидать продвижения еЗ-е4) 6. cd K:d5 7. К1сЗ Kf6 8. Фа4 Gf5 9. Kd4 Cd7 10. K:c6 С:сб 11. Сb5 Фd7 12. C:c6 Ф:с6 13. Ф:сб bc. Дальнейшее протекло по указанному нами психологическому плану: 14. bЗ 0—0—0 15. Сb2 Сb4 16. аЗ С:сЗ. См. диагр. III.

Слабостями в этом положении являются пешки е4, сб, g7, а также при случае bЗ и d2. Кроме того надо учесть то обстоятельство, что в воздухе нависла обоюдная централизация: Kd5 со стороны черных, Cd4 со стороны белых. Последовало в примитивном стиле 17... Лd3 (Следовало сыграть. 11... Лhg8 — массивный защитительный ход! — если тогда 18. 0—0 Kd5 19. f3, то просто ef и К:сЗ) 18. 0—0 Лhd8 (Опять следовало сыграть 18... Лg8!, напр., 19. f3 Kd5 20. fe К:сЗ 21. dc Лf8! —второй массивный ход! — и черные стоят вполне прилично) 19. f3 Kd5 20 C:g7 Л:d2 21. Cd4 f5 22. fe fe 23. C:a7 ЛdЗ 24. b4 K:e3 25. С:еЗ Л:еЗ 26. Лfе1 ЛbЗ 27. Л:е4 и белые выиграли ладейный эндшпиль.
   3) Большинство игроков, в том числе и некоторые мастера, не обладают в достаточной степени даром творчества.
С такими игроками золотое правило: лупи в дебюте что-нибудь новое! Так с Ионером я черными сыграл вот как: 1. d4 f5 2. е4 fe 3. КсЗ Kf6 4. Cg5 bб 5. f3 (По шаблону! Ничего другого я от Ионера впрочем и не ожидал. Следовало однако сыграть 5. Сс4 е6 6. d5! Я это прoдолжение видел, но не без основания считал, что Ионер его не найдет) 5... еЗ 6. С:еЗ (Лучше было Фс1!) е6! 7. Фd2 d5 8. 0-0-0 с5 9. Сb5+ Cd7 10. C:d7+ и попытки моего партнера использовать слабость отсталой пешки еб окончились полной неудачей: я взорвал его рокировку и заматовал его на 34-м ходу.
   Недостаток места мешает нам войти в детали игры на психологию, и мы поэтому ограничимся следующим общим указанием: я стараюсь понять характер, стиль игры и недостатки каждого из моих турнирных партнеров (напр., Боголюбов слаб в централизации, неравнодушен к двум слонам, не понимает, но все же любит Паульсена, умеет — в известных положениях — маневрировать, но не уважает медлительной стратегии и т. п.). Далее я считаюсь с развитием: психики партнера во время турнира, напр.: „По положению турнира он обязательно сыграет нa выигрыш" или „Он теперь занервничал". И на всех этих соображениях я строю план кампании.
Теперь перейдем к двум имеющим громадное значение факторам: дебютной стратегии и „часам".

III. Дебюты.


   Следует умело выбирать дебют. При выборе нужно руководствоваться следующей дилеммой: а) противник непременно постарается сыграть что-нибудь неожиданное (об этом все противники мечтают!), б) противник все же подвластен моде и поэтому, если я, напр., (за черных) сыграю 1. d4 Kf6 2. с4, g6, то он по всей вероятности все же сыграет согласно новейшей моде 3. f3, как в матче Алехина с Боголюбовым. Итак, в ответ на вопрос, что сыграет завтрашний мой партнер, я должен принять во внимание обе указанные выше противоположные друг другу возможности.
Есть игроки с весьма скудным репертуаром, с ними легко. Напр., Вера Менчик на 1. е4 неизменно отвечает е6. Поэтому я подготовил 2. d4 d5 3. е5 и без труда выиграл. А вот Мароци играет и 1... е6, и 1... с6,—с ним труднее подготовиться. С Алехиным еще труднее, ибо он вдобавок любит и 1... с5, а также не прочь при случае испробовать свое 1... Kf6 и т. д. С таким партнером готовиться во время турнира —п о з д н о! Надо былo готовиться до турнира.
   Правда, психологический подход к указанному вопросу возможен в любое время. Допустим, мне приходится играть с Тартаковером, у меня белые. И вот я рассуждаю так: „На 1. d4 он не рискнет ответить Будапештским вариантом, Голландскую же он пробовал раза два, — хотя и не без успеха, но его любовь. к разнообразию заставит его на сей раз попытать что-нибудь новое. Итак, он вероятно сыграет либо ортодоксальный вариант, либо 1. d4 Kf6 2 с4 g6. И впрямь, на следующий день оказалось, что я угадал: Тартаковер избрал вариант 2... g6.

IV. О часах.


   Тут большинство играющих ведет себя очень неразумно. В цейтнот попадать никоим образом не следует, ибо это и вредно, и неэстетично, и плохо отзывается на настроении во время дальнейшего течения турнира. Требуется развить в себе уменье принимать решение. 90% случаев цейтнота получается не от того, что игрок занят был расчетом разветвляющихся вариантов, а просто по причине жалкой нерешительности. Типичным в этом смысле примером является Леонардт; он отнюдь не рассчитывает, а всего только находится в положении „Буриданова осла".
   Турнирные часы являются злом, но это зло необходимое. И покуда это зло существует, каждый вправе "играть на цейтнот противника". Ввести партнера в цейтнот я считаю вполне допустимым и дaже ставлю себе в заслугу, если мне удается заставить партнера хорошенько призадуматься. И точно также я никоим образом не считаю неэтичным поступать вот как: во время цейтнота противника обрушиться на него cо всей тяжестью многоходовой комбинации. Но в общем все же приходится пожалеть, что нельзя обойтись без часов.
   Итак, крепко запомните: в цейтнот попадать не следует! Решайтесь быстро! На начало партии времени тратить нельзя! При наличии многих комбина ционных вариантов, найдите позиционный ход (см. I отдел).
   На этом мы покончим наш беглый обзор



Рейтинг@Mail.ru

 

Хостинг от uCoz