|
До настоящего времени было почти общераспространенным
мнение о шахматах, как о явлении исключительно умственного, рационального
порядка. |
Полученные нами результаты принуждают нас к существенно иной оценке педагогического
значения шахматной игры, сравнительно с тем, что высказывалось о ней
некоторыми, затрагивавшими этот вопрос до сих пор. Уже в комментариях
к психограмме шахматиста мы дали ответ,—поскольку для этого у нас имелись
данные, относительно того, какие свойства шахматного мастера надо считать
врожденными и какие—приобретенными в процессе игры. Мы не должны, однако,
забывать того, что различие между врожденным и приобретаемым всегда
только временное и относительное. Врожденным признается все то, что
было приобретено более или менее отдаленными предшествующими поколениями
и передается нам но наследству, как готовое достояние. Как мы видели выше, психологическими
предпосылками шахматного «таланта» являются, по-видимому, более сильно
выраженные некоторые общие интеллектуальные и вообще психические функции,
каковы: синтетическая сила мышления; не теряющее в своей напряженности
широкое, «распределенное» внимание, приспособленное к восприятию динамических
соотношений; общий формальный, но в то же время созерцательный, логический,
но в то же время не абстрактно-логический, но предметно-логический
слад ума,—все эти свойства имеют не только узкое шахматное значение,
но и гораздо более широкое общечеловеческое. На этом то, по-видимому,
широком психологическом базисе в результате занятия шахматным искусством,
вырабатывается та, изложенная нами в психограмме шахматиста, своеобразная
организация умственного материала, которая имеет для шахматиста гораздо
большее значение, чем чистая функция памяти, воображения и. может быть,
даже внимания. Поскольку перечисленные качества представляют собою безусловно положительные черты характера — шахматная игра становится могучим методом самодисциплины и саморазвития, приносящим пользу не только тем, кто может стать мастером, но и тем, кто этих задатков не имеет: она содействует развитию педагогически - ценных качеств. Наша положительная оценка массового распространения шахматной игры сама собою освобождает от опасных сторон исключительной и односторонней специализации в области шахмат и только шахмат. Поскольку по полученным нами данным шахматная игра оставляет волю человека свободной и открытой для практической жизненной деятельности, она нисколько не принуждает сама по себе к такой односторонней и исключительной специализации. Поскольку шахматная тренировка — в большей степени, чем какая-либо другая, оказывается находящейся в положительной зависимости от свободных промежутков и интервалов, не заполненных игрою, которые никогда не ведут к понижению силы игрока, но всегда — к ее повышению,—постольку совмещение с шахматами какой-нибудь другой практической (или даже научной) деятельности является даже необходимым. Так, в действительности и бывает в огромном большинстве случаев: не только мелкие и средние игроки, но и большие мастера почти всегда совмещают с шахматной игрою какую-нибудь другую службу или деятельность. Примером этого могут служить и Ласкер (философ) и Капабланка (дипломатический советник), и Алехин (юрист), и Видмар (профессор), и, конечно, почти все мастера шахматной игры, кроме некоторых. Мы склонны допустить, однако, справедливость мнения, высказанного русским автором, что исключительное самоограничение себя одним только кругом узко шахматных интересов, вследствие обнаруженной в наших экспериментах, исключительной силы драматизма и эмоций, свойственных игре, может приводить к роковым для личности игрока потрясениям. Это становится особенно ясным, если дать отчетливую характеристику шахматной игры, как явления исключительно интеллектуального, мозгового, головного порядка,—в чем все же, несмотря на описание в этой работе множество факторов, действующих в этой игре,—нельзя не видеть существенной односторонности даваемого ею развития. Само собою разумеется, что интересы здоровья и физического развития, не бесполезного, как мы видели, и для самой шахматной игры, уже не только допускают, но настоятельнейшим образом требуют специального внимания к чисто-физической стороне жизни нашего организма, т.-е. физических упражнений, физического труда, гигиены жизни—стоящих так далеко от интересов узко-шахматной тренировки. Однако, эти добавочные требования не только
не суживают, но наоборот, значительнейшим образом расширяют круг тех,
кто может быть призван к шахматной игре. Устраняя отрицательные стороны
узкой, односторонней специализации, мы тем самым превращаем шахматное
искусство в массовое народное занятие, для которого турнирные борцы,
мастера и чемпионы, являются только примерами и масштабами для оценки. |
Доска, разделенная на 64 квадрата. Две партии незатейливых фигур— черных и белых. Каждая из них находится в распоряжении одного из игроков. Передвижение фигур по квадратам доски, регулируемое определенными правилами, и составляет все содержание игры. Задача каждого игрока—поставить одну из фигур противника (главную) в такое положение, чтобы она не могла, по правилам игры, ни передвигаться, ни остаться в занятом положении, но оказалась бы вынужденной сдаться—быть «убитой». Такова внешняя сторона шахматной игры. Что то простое, почти примитивное, детское. Названия фигур: «король», «слон», «конь», еще более усиливают наивность всего построения игры, близость к детской игре-забаве. Какая бедность фантазии, несерьезность положения! Как будто взяты первые попавшиеся жалкие средства для того, чтобы уйти от действительности, от серьезной, жизненно-ценной работы, достойной времени и сил культурного, взрослого человека. Но сотни тысяч людей часами и днями просиживают за этой игрой. Получив начало в глубокой древности, игра переживает государства, смены политического строя. Распространение ее не ограничивается ни своеобразием культуры, ни обособленностью сословных, классовых, этнических и государственных группировок, ни особенностями профессии. Философ, математик, дипломат, рабочий,—совмещают со своей специальной жизненной работой увлечение шахматной игрой. Седовласый ученый с не меньшей серьезностью и волнением переставляет фигуры, чем еще только начинающий школу юнец. Прославленные мастера игры пользуются одинаковым признанием и восхищением среди представителей различных стран и классов, являются всемирно известными знаменитостями, имена которых не менее популярны, чем имена знаменитых представителей искусства и науки. Многочисленные клубы и кружки шахматистов способствуют удовлетворению интереса к этой игре, которой помимо того уделяется место почти во всяких клубах. Связь между отдельными организациями, культивирующими шахматную игру, получает международный характер и находит выражение в устройстве турниров, где состязаются в мастерстве игроки различных стран и где в состязании чемпионов отдельных стран выдвигаются мировые чемпионы шахматной игры. Широкое распространение игры и серьезная заинтересованность в ней вызвали появление обширной литературы, не уступающей по размерам любому отделу науки. Помимо руководств по обучению шахматной игре, помимо книг, посвященных специальным вопросам, теории и техники шахматной игры, десятки периодических изданий на всех языках разносят новинки шахматного мира. Специально выработанный условный язык дает возможность облегченного международного общения в этой специальной области. После этого не станет удивлять и тот факт, что видные специалисты шахматной игры всю жизнь отдают ей или связанной с ней литературной работе, находя в этом свое жизненное призвание и источник существования. Приведенные факты ясно говорят о том, что шахматная игра претендует на довольно значительное место в общественной жизни людей. Поэтому, мимо нее не может пройти ни социальная психология, имеющая задачей научное освещение проявлений общественной жизни, ни социальная педагогика, оценивающая эти проявления с точки зрения интерес сов общественного строительства, как средство или выражение культурного развития общества. Первая выясняет внутреннее содержание, характер и природу того или другого явления социальной жизни, его причины и его влияние на отдельные стороны жизни общества и его членов. Вторая дает оценку этому явлению с точки зрения основных задач, стоящих перед обществом и личностью, и указывает средства для его укрепления и распространения или для борьбы с ним. По отношению к шахматной игре величайший интерес представляет уже самый факт увлечения ею и широкой распространенности ее. На первый взгляд он может показаться прямо загадочным. И лишь психологический анализ игры может объяснить эту странность, раскрыв,— что именно дает личности эта игра, какие стороны личности она затрагивает, каким интересам и потребностям дает удовлетворение. А вместе с этим может быть дан ключ и к тем сокровенным уголкам человеческой психики, откуда произрастает увлечение шахматной игрой и другие подобные явления. Шахматная игра, отличающаяся строгой определенностью,
законченностью, ясностью логической структуры, составляющая любимое увлекательное
занятие взрослых культурных людей и сохраняющая наиболее типичные черты
игры вообще, может служить ценнейшим материалом и для изучения психологического
смысла всякой игры вообще, ее значения в жизни личности и общества, и
для определения таких сторон и форм игры, которые надлежит культивировать
в интересах общественного развития.. |
Как общий
вывод из произведенных нами экспериментов приходится указать необычайное
разнообразий психических функций, проявляющихся в шахматной игре. При
этом все они не упражняются в отдельности, а даны в синтетическом объединении,
характерном для естественных жизненных обнаружений. Здесь дано экспериментальное
воспроизведение наиболее существенного жизненного явления — борьбы: И
в этом воспроизведении выпукло представлена самая суть жизненного процесса
— столкновение противоречий. Больше того, эта борьба носит на себе все
признаки действительной борьбы, фактического состязания двух, независимых
друг от друга, враждующих воль. |