Главная страница


Вильгельм Стейниц

ШАХМАТЫ КАК УПРАЖНЕНИЕ УМА, И КАК В НИХ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ

Глава из книги Стейница "Modern Chess Instructor" ("Современный шахматный наставник"), вышедшей в 1889 году. Приводится с сокращениями. Перевод и редакция текста И.З. Романова. Источник сканирования: "Шахматы: наука, опыт, мастерство" М.:Высш. шк.,  1990

В нашей благородной игре никакой роли не играет элемент случая (не считая оказывающих лишь временное влияние личных факторов), во всех других играх составляющих главный элемент силы, а потому результат шахматных сражений целиком покоится на научных и логических основаниях. Обе стороны находятся в начале партии в совершенно равных условиях в отношении количества боевых сил и их ценности, одинаковые правила определяют передвижения и действия шахматных армий. Следовательно, соперничество умов — вот что решает исход борьбы в шахматной партии, а бесконечное многообразие комбинаций, возможных в шахматной игре, открывает широчайший простор для упражнения, а стало быть, и развития логической и образной способностей ума.

С тех пор как наша благородная игра появилась в цивилизованных странах, многие выдающиеся мыслители, полководцы и государственные деятели разных наций поддались ее очарованию, а некоторые из них уделяли изучению шахмат и практической игре такое же внимание, как занятиям искусством и литературой.

В наше время шахматы становятся все более популярными среди мыслящих людей, и почти повсюду в них признают полезное умственное упражнение, которое по своему воздействию на умственные способности сродни воздействию, оказываемому физической гимнастикой на сохранение и развитие силы тела. К тому же занятие шахматами, как нам представляется, оказывает прямое влияние также на физическое состояние шахматистов и продление их жизни. Неслучайно большинство прославленных шахматных мастеров и литераторов достигало весьма преклонного возраста и полностью сохраняло свои умственные способности, в некоторых случаях до самого конца жизни. Было подсчитано, что средняя продолжительность жизни у любителей игры является наивысшей в сравнении с любой другой категорией людей, чья продолжительность жизни подвергалась систематическому статистическому наблюдению. Это не может быть простым совпадением, и, как ни покажется несообразным связать долгожительство с изучением шахмат и практической игрой, мы считаем правомерным такое заключение, которое может быть выведено из опыта на разумных основаниях.

Вполне естественно, что интеллектуально одаренные люди проявляют влечение к умственному занятию, которое развивает высшие качества ума, подобно тому, как людей, наделенных большой физической силой, привлекают упражнения и развлечения, развивающие и поддерживающие их телесную силу. Как только шахматист приобретает первоначальное представление об основах игры, та служит для него источником величайшего развлечения и наслаждения, а здоровый дух соперничества возбуждает в нем стремление достичь умения в этой благородной игре. А тогда опыт наверняка научит его, что всякие привычки, пагубные для общего состояния здоровья, сильно повредят также его способности проявить себя с лучшей стороны и совершенствоваться в шахматах и что во избежание падения силы игры необходимо жестко обуздать привычки, вредные для здорового состояния тела. Из древнего изречения "Mens sana in corpore sano" (в здоровом теле здоровый дух -лат.) можно с полным основанием вывести общее правило, имеющее весьма немного исключений, что ревностные поклонники шахмат — это люди, соединяющие в себе сильный ум и здоровый организм. Поскольку занятие шахматами воспитывает привычки, благоприятные для сохранения здоровья, оно также в значительной мере способствует продлению жизни.

   Некоторые из самых выдающихся мыслителей высказывали величайшую похвалу шахматной игре как умственному развлечению, видя в ней мерило большого ума, а некоторые из величайших знаменитостей различных стран посвящали свое время и внимание изучению и практике ее сложностей. Гете, в своем переводе очерка Дидро "Племянник Рамо", поддерживает мнение прославленного французского философа, который называет шахматную игру "пробным камнем ума" [Как, очевидно, известно читателям, Стейниц допустил неточность. Слова "Да, верно, эта игра — пробный камень для ума" принадлежат самому Гете. Они вложены им в уста одного из героев (вернее — героини!) его ранней драмы "Гец фон Берли-хинген" - И. Романов] Бокль, автор "Истории цивилизации в Европе", был одним из сильнейших шахматных мастеров своего времени. Лейбниц, Вольтер, Лессинг, Мендельсон, Фридрих Великий, Наполеон — все они увлекались шахматами. Большинство из них, согласно рассказам современников, приобрели большое искусство в игре.

Книги о шахматах во многих странах принадлежат к числу первопечатных изданий. Быстрое умножение шахматной литературы в наше время в весьма значительной мере способствовало росту всеобщей популярности нашей игры, содействуя изучению теории дебютов и практических образцов игры между мастерами. Однако больше всего распространение шахмат во всем цивилизованном мире обязано появлению международных турниров и матчей между первоклассными мастерами. Такие соревнования время от времени устраиваются в главных столицах Европы и Американского континента. Эти публичные демонстрации шахматного искусства привлекают живейшее внимание любителей шахмат буквально на всем Земном шаре, поскольку не только результаты партий, но и их полный текст с помощью газет и телеграфа сообщаются в самые отдаленные точки нашей планеты. Такие публичные испытания силы постоянно выдвигают новые таланты. Эти состязания послужили школой для некоторых из крупнейших мастеров нашего времени. Провозглашенные ими новаторские теоретические и практические идеи значительно помогают тем, кто изучает шахматы, преодолеть главные трудности в овладении сложным содержанием нашей игры.

В прошлом эти трудности были непреодолимы, и умение в "искусстве человеческого разума", как удачно назвал шахматы Густав Селен (герцог Брауншвейгский Август Младший) [Август Младший (1579— 1666), покровитель знаний и наук, в 1616 г. под псевдонимом Густава Селена выпустил первое немецкое шахматное руководство "Шахматная или королевская игра", которое на протяжении двух столетий считалось лучшим на немецком языке. В 1978 г. было осуществлено факсимильное переиздание этого памятника литературы, оставившего заметный след в истории шахмат- И. Романов], считалось исключительной привилегией лишь горстки избранных. Однако неоспоримый опыт показал, что мастерство и даже превосходство в шахматах может быть приобретено способом, сходным с тем, как достигается умение в других делах, требующих умственных усилий. С должным упражнением и изучением подавляющее большинство обучающихся может поднять свою шахматную силу по крайней мере до довольно высокого уровня, а порой и до настоящего мастерства.

На первый взгляд, громадное многообразие комбинаций, возможных на шахматной доске, может показаться обескураживающим препятствием на пути достижения успеха в игре. В этой связи интересно упомянуть, что тот, кто начинает партию белыми, имеет в своем распоряжении двадцать различных вступительных ходов, именно ходы восьми пешек на одно или два поля и ходы двух коней на два различных поля. В свою очередь, противник располагает выбором между двадцатью различными ответами на каждый из начальных ходов белых. Следовательно, существует 400 различных способов сделать первый ход с обеих сторон, не углубляясь дальше. Стало быть, 400 составляют единицу измерения в арифметической прогрессии для расчета количества комбинаций,возможных в шахматной игре. Однако следует учитывать, что такая же безграничность, с математической точки зрения, существует в искусстве музыки, что не помешало ему получить всеобщее распространение. Жизненный опыт показывает, что музыкальные способности, а ими в цивилизованных странах наделены почти все люди, могут быть воспитаны и развиты с помощью изучения и практики. Мы убеждены, что это же справедливо и в отношении шахмат. Приобретение знания игры громадным большинством людей может быть достигнуто куда легче, чем теперь, если приложить к этому рациональные методы совершенствования.

Первый совет заключается в том, чтобы обучающиеся старались как можно больше играть на равных с более сильными шахматистами. Особенно же настоятельно мы обращаем внимание изучающих шахматы на то, что регулярность изучения и практики весьма значительно облегчает достижение быстрых успехов. Тот, кто делает это урывками, вряд ли когда-нибудь продвинется вперед. Гораздо лучше посвящать шахматам один час в день шесть дней подряд, чем шесть часов раз в неделю. Хорошим способом развить в себе силу шахматного понимания и памяти является привычка переигрывать по памяти собственные партии, а еще лучше партии мастеров, напечатанные с хорошими комментариями в книгах и журналах. Большое преимущество напечатанных партий состоит в том, что когда память случайно подведет, их можно освежить, обратившись к источнику публикации. Еще один важный момент — строго соблюдать правило "взялся — ходи". Искушение взять ход назад очень сильно у начинающих.

Предваряя особое руководство по задачной композиции, которое мы намереваемся опубликовать в другом томе настоящего труда [Стейницу не удалось осуществить свое намерение. Труд "The Modern Chess Instructor" остался незавершенным - И. Романов] мы можем добавить, что изучение этой прекрасной ветви нашей науки чрезвычайно полезно для развития и увеличения силы в практической игре. Правда, в задачах ставится условие — найти единственный путь к цели, в то время как в партии выигрыш может быть достигнут многими различными путями. Но столь же часто в практической игре выбор правильного плана из нескольких возможных требует величайшей точности расчета, а потому решение шахматных задач, при котором необходимо извлечь из фигур максимальную энергию при минимальном количестве ходов, является великолепным упражнением для этого. Некоторые из величайших шахматистов такие, как Морфи, Андерсен, Блэкберн, Филидор и ряд других, уделяли довольно большое внимание задачной композиции, которая выросла до почти самостоятельного искусства. В высшей степени примечательно, что наиболее блестящий стиль приобретают мастера, сочетающие практическую игру за доской с занятием задачной композицией. Это вполне естественно, так как блестящие комбинации большей частью случаются при прямой атаке на королевском фланге, а знание различных красивых матовых позиций, составляющих содержание шахматных задач, помогает постигать аналогичные идеи в практической игре

 

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Хостинг от uCoz