САЙТ "ГЕНЕЗИС" ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА

Вернуться к списку статей


О проблемах шахматного обучения дошкольников

Круглый стол редакции журнала "Шахматы в СССР" (1980 №2 с. 16-17)


У нас в гостях:
Л. С. Белавенец, международный мастер. Ведет передачу «Белая ладья» Центрального телевидения, тренер Стадиона юных пионеров.
А. Н. Костьев, кандидат в мастера. Директор шахматного отделения детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва при Московском Дворце пионеров.
Ю. Ф. 3мановский, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.
Я. А. Пономарев, доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник Института психологии Академии наук СССР.

О проблемах шахматного обучения дошкольников гостей расспрашивал Н. Г. Алексеев — старший научный сотрудник лаборатории шахмат ВНИИФКа, кандидат психологических наук.


— Интересуются ли малыши шахматами?

Л. Белавенец: Из месяца в месяц свыше двадцати тысяч детей шлют свои ответы на задания «Белой ладьи» по Центральному телевидению. Этот поток захватил и самых маленьких, за которых пишут папы и мамы, дедушки и бабушки. Малыши решают задания, порой и неплохо, подчас даже ставят в тупик организаторов передачи. Спрашивается, можно ли присвоить спортивный разряд шахматисту, еще не знакомому с азбукой, действующему, так сказать, через доверенных лиц?
Широк круг вопросов, интересующих родителей дошкольников: стоит ли обучать малышей шахматной игре, как это лучше делать, есть ли соответствующая методическая литература, где можно получить консультацию и т. д.
Как тренеру, мне приходилось не раз проводить беседы с родителями, которые приводят дошкольников, в нашу спортивную, школу. Очень разные малыши, различны и устремления их родителей, но объединяет их одно — желание хорошо играть в шахматы.

— Возможны ли организованные дошкольные шахматы?

А. Костьев: Они не только возможны, а реально существуют.
В Московском городском Дворце пионеров группа дошкольников была организована еще шесть лет назад. В группе двадцать детей, занимаются они два раза в неделю по два часа.
Накопился определенный опыт проведения занятий. Есть и некоторые интересные результаты. Например, перед нами возникал вопрос: как обучать шахматной нотации детей, еще не умеющих читать, смогут ли они овладеть ею?
Оказалось, что для ребят это посильное дело. Через несколько месяцев занятий дети, овладевая правилами игры, привыкают пользоваться и шахматной нотацией, записывают с ее помощью домашние задания. Некоторые ребята, посещающие дошкольную группу, затем поступают в 22-ю школу, где есть специализированные шахматные классы. Обычно они занимаются шахматами значительно успешнее детей, получивших первичную подготовку у родителей и близких. Занятия с дошкольниками показывают их интерес и увлеченность шахматами, желание научиться играть лучше.
Группы, подобные нашей, возникают и в других городах. Есть они в Набережных Челнах, Орске, Одессе, Львове. Число таких групп несомненно будет расти.
По дошкольным шахматам есть и литература. Несколько книг: В. Зак «О маленьких для больших», Е. Ильин и В. Гришин «Приключения пешки», их же «Шахматная азбука». Опыту первых, вводных занятий с малышами посвящены две статьи — В. Гришина и Г. Красильниковой в журнале «Дошкольное воспитание» (1973).
В этих работах изложен методический опыт занятий с дошкольниками, раскрываются различные приемы и способы обучения их шахматам. Многое еще остается неясным, но начало положено.
Остановлюсь на одном организационном вопросе. Сейчас большая работа с детьми ведется в ДЮСШ, в них создаются хорошие условия для занятий, сосредоточены тренерские кадры. По утвержденному положению о ДЮСШ прием в группы начальной подготовки начинается только с учащихся второго класса. Естественно, что организовывать группы дошкольников — поскольку они не входят в «разнарядку» — приходится лишь в порядке личной инициативы.

— Как влияет увлечение шахматами на развитие дошкольников?

Ю. Змановский: Стоит ли малышам играть в шахматы, как это сказывается на их развитии, на состоянии здоровья, имеются ли противопоказания? Примерно так я расшифровал бы смысл этого вопроса.
Пожалуй, лучше всего начать с сравнения. Уровень развития современных дошкольников намного выше уровня двадцати-тридцатилетней давности. В детских садах в массовом порядке готовят детей к школе, в результате значительный процент поступающих в первый класс уже неплохо читают и считают.
В печати встречаются заметки о детях, овладевших чтением в трехлетнем возрасте. В этих — различных по своей природе — фактах просвечивает наметившаяся тенденция сдвига к более ранней общеобразовательной и частично даже профессиональной подготовке.
Вряд ли шахматы должны — да и могут — противостоять этой общей тенденции. Важно, избегая крайностей и преувеличений, разумно к этому подойти, добиться естественного вхождения детей в шахматы. Только тогда это, на мой взгляд, принесет им пользу, будет способствовать их умственному и духовному развитию.
Шахматы могут стать хорошим, эффективным средством в достижении этой общей цели. Что дает мне основания так думать?
Выделю два момента.
Шахматы - не берусь судить о высших спортивных уровнях — это игра. Как известно, для дошкольников ведущей является также игровая деятельность. Именно в ней складываются произвольные формы поведения, происходит развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. В игровой деятельности ребенка закладываются черты характера будущей личности.
Для вдумчивого педагога, тренера или родителей через привлечение ребенка к шахматной игре открываются широкие возможности для чуткого и осторожного воздействия, помощи в развитии ребенка. Помощи, которая базируется на интересе малыша, включившегося в игру.
В свое время шахматный мастер Б. М. Блюменфельд, анализируя особенности интеллектуальной деятельности в шахматной игре, пришел к выводу, что в ее основе лежит наглядно-действенная форма мышления. Его основная работа так и называется — «К характеристике наглядно-действенного мышления». Как игра является ведущей формой деятельности дошкольников, так и наглядно-действенное мышление — его основной формой. Последнее ни в коей мере, конечно, не означает, что шахматный мастер и ребенок мыслят одинаково.
Есть глубокие и многочисленные различия в характере мыслительной деятельности, в ее глубине, используемых технических приемах и т. д., но есть и общее — то, по чему, собственно, и выделяется наглядно-действенное мышление наряду с другими — образным и вербально-логическим.
Основной признак этого общего — тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет, принципиальная невозможность решения поставленных задач без участия практических действий. С этой точки зрения шахматы выступают в качестве эффективного средства развития мышления детей. И — что очень существенно — средства, адекватного возрастным закономерностям их развития, преобладающей в этом возрасте форме мышления. Остановлюсь еще на одном: не могут ли занятия шахматами отрицательно сказаться на состоянии здоровья детей? Думаю, что при правильной организации, соблюдении элементарных гигиенических норм ни в коем случае. Бесспорно следует регулировать продолжительность занятий, для дошкольников оно не должно занимать более 20—25 минут. Основная форма занятий — игровые ситуации. Еще раз подчеркну, что, «работая» на непроизвольном внимании, в игровой ситуации, ребенок действует присущим ему образом в усвоении нового материала. Он не устает и сохраняет к нему живой интерес.

— В чем специфичность воздействия шахмат на умственное развитие?

Я. Пономарев: Я бы ваш вопрос переформулировал так: каковы те особенности шахматной игры, благодаря которым она является удобным, а в определенном смысле и универсальным средством в умственном развитии детей?
Чуть-чуть теории.
Для интеллектуально развитого взрослого многое в его способе действования представляется очевидным, само собой разумеющимся, например, способность действовать в уме, представлять некоторую отсутствующую ситуацию, преобразовать ее, сравнить два различных ее состояния и т. д. Такая способность действует автоматически, в большинстве случаев не требуя затраты особых усилий. Подчеркнем — для взрослого человека.
Иначе обстоит дело с ребенком. Для него сама выработка подобной способности составляет стержень, суть идущего процесса умственного развития в возрасте примерно от семи до десяти—двенадцати лет. В психологии этот процесс получил название процесса формирования внутреннего плана действий.
В многочисленных экспериментальных исследованиях выделены и получили подробное описание на примерах решения самых различных задач пять этапов формирования у детей внутреннего плана действия. Они подробно описаны в моих книгах «Знание, мышление и умственное развитие» (1967) и «Психология творчества и педагогика» (1976). Здесь же — применительно к обсуждаемой нами теме — дам краткую характеристику второго и третьего этапов.
Дети, находящиеся на втором этапе, решают задачи во «внешнем плане». Поясню. Возьмем шахматную доску и обучим ребенка ходить конем. Поставим перед ним задачу забрать конем с а1 пешку на аЗ. Решить ее ребенок может только при помощи рук, передвигая коня сначала на с2, а затем на аЗ, то есть во внешнем плане. Во внутренний план лишь репродуцируется готовое, уже полученное решение: передвинув фигуры, ребенок может сказать, что он делал, уже не прикасаясь к ним. Внутренний план действия на этом уровне развития всегда оказывается как бы вторичным, производным от реально осуществляемых действий во внешнем плане. Если же не дать ему их осуществить, то попытка действовать в уме приводит к утере задачи, ребенок как бы «забывает», что ему нужно сделать.
На третьем этапе сформированности внутреннего плана действий картина меняется. Задача может быть решена уже не с помощью манипуляций с предметами, в нашем случае шахматной фигурой, а действиями с представлениями предметов. Изменяется объект манипулирования. Существенно то, что при этом в памяти удерживается поставленная ребенку задача. Последнее, кстати, имеет весьма интересное проявление: начинает стабилизироваться время, затрачиваемое на выполнение действия. В целом же внутренний план действий начинает функционировать уже самостоятельно, получая возможность для дальнейшего развития.
Каковы же особенности шахматной игры, благодаря которым она является универсальным в определенном смысле средством для умственного развития детей?
Обучая ребенка игре в шахматы, помимо конкретной цели мы добиваемся и более значительного результата — у него формируется способность к действию в уме. В шахматной игре естественным образом осуществляется переход от действий с предметами, шахматными фигурами, их передвижением к действиям с представлениями об этих предметах, то есть во внутреннем плане. Формирующаяся новая способность, как это показали многочисленные исследования, переносится на иные сферы деятельности ребенка. Начав, к примеру, решать встающие в процессе шахматной игры задачи в плане манипуляции представлениями, он далее в этом же плане разрешает и другие задачи, поскольку сама эта способность имеет общий характер. Фактически ребенок в своем развитии переходит на новый этап.
Далее, в развитии этой способности можно, — а фактически так и получается—выстроить задачи самой различной сложности —-от двух ходов одной фигуры до трех, четырех ходов, с подключением других фигур и т. д. Техника и умение манипулировать в плане представлений крепнет и совершенствуется в процессе игры. Появляются и многие новые умения, специально мною здесь не обсуждающиеся: планирование своего действия, построение специального отношения к своему действию.
Об этом уже говорил Ю. Ф. Змановский. Подчеркну еще раз: ребят, как правило, не нужно специально настраивать на игру, это присущая им форма деятельности. Шахматы не являются исключением из этого общего правила. Играя с ребенком в шахматы, любой родитель может убедиться в том, как они способствуют развитию внутреннего плана действий, как это сказывается не только на шахматах, но и на других действиях ребенка. Требуется всего лишь одно маленькое обстоятельство: делать это надо не по обязанности, а по действительному внутреннему интересу детей.


Рейтинг@Mail.ru
Хостинг от uCoz