САЙТ "ГЕНЕЗИС"   
ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА


Список статей


ПЕРВЫЙ ГОД
"Шахматы в СССР" 1968, №9, стр 11-12


   Сообщения о преподавании шахмат в школах Москвы, Ленинграда, Мелитополя, Серпухова, Бодайбо и ряда других городов вызвали большой интерес читателей. В письмах в редакцию они просят подробнее рассказать об этом интересном начинании.
   Редакция обратилась к учителю 389-й школы г. Ленинграда мастеру М. Ноаху, одному из инициаторов шахматных уроков в школе, с просьбой поделиться своим опытом преподавания шахмат.

 

   Многие школьные организаторы задают вопрос: «Что дают шахматы детям?». Ответ на него — ключ к пониманию всей проблемы.
   Развитие науки и техники затронуло все стороны нашей жизни, в том числе и школу. Учебная программа расширилась, перегрузка учащихся стала очевидной. В этих условиях важно найти средства, повышающие эффективность усвоения школьной программы без увеличения ее объема. Такие средства-«катализаторы» должны 1) быть занимательными по форме, 2) требовать сравнительно небольшой затраты времени, 3') содействовать развитию общего кругозора учащихся. Так рассуждали ленинградские педагоги, предложившие ввести в школе шахматные уроки. Первый опыт, начатый в 1964/65 учебном году в 389-й ленинградской школе, дал хорошие результаты. Ленинградский пример нашел последователей.
Итак, чем же являются шахматы в школе?

1) Шахматы в форме уроков являются средством расширения общего умственного кругозора учащихся, что способствует более глубокому и быстрому усвоению школьных знаний.
2) Шахматные уроки содействуют проведению общевоспитательной работы.

   Отбор особо одаренных детей только для шахматного совершенствования следует рассматривать лишь как следствие этих тезисов.

 

О воспитательной работе


   Известно, что воспитательная работа требует творческого подхода к делу. Например, в Октябрьском Доме пионеров Ленинграда решили для стимулирования школьной успеваемости применить несколько необычный прием. Назовем его «методом Франклина». Изучая с приятелем итальянский язык, Вениамин Франклин соглашался тратить время на шахматы лишь в случае, если после партии побежденный в виде своеобразной «контрибуции» обязывался, по требованию противника, выполнить какое-нибудь задание по изучаемому предмету. Играя примерно в одинаковую силу, оба партнера совершенствовались как в шахматах, так и в итальянском языке.
   Вот по такому методу и проводился эксперимент в Октябрьском Доме пионеров. Опыт удался, и в будущем учебном году он будет повторен в более широком масштабе.

 

О методике преподавания начинающим


   Как-то, присутствуя на занятиях детской группы в одном из ленинградских Домов культуры, я наблюдал за объяснением ребятам известного этюда Рети (белые: Kph8, с6; черные — Кра6, h5 — ничья). Преподаватель поставил на демонстрационной доске позицию, объяснил условия и предложил найти решение. Ответы сводились к ходам 1. сб—с7 и 1. Kph8—h7. Выяснилось, что многие не знают правила квадрата и не понимают разницы между движением короля по ломаной и прямой (h8—g7—f6— g5—h4 и h8—h7—h6—h5—h4). Эти «детали» пришлось объяснять попутно в процессе решения. Нужно ли повторять, что нельзя проходить новый материал, представляющий собой целое, составные части которого еще не известны учащимся. На предыдущих занятиях следовало ознакомить ребят с элементами пешечного эндшпиля, закрепить их упражнениями и только убедившись в усвоении составных частей переходить к целому. Упомянутое выше правило квадрата могло послужить поводом связать чисто шахматный материал со школьным предметом. (Что такое квадрат? Его свойства? и т. п.)
   Разложение целого на возможно большее количество составных частей (элементов) и последовательное их усвоение в порядке возрастания трудностей — важный принцип методики.
На этом принципе и основана составленная нами программа для начинающих.

 

 Лет десять назад мне пришлось проводить занятия в шахматном кружке 229-й ленинградской школы. Среди занимающихся была группа девочек 4-го класса, изучающих правила игры. После объяснения первой темы — «король с пешками против короля с пешками»—состоялся своеобразный «проверочный матч». Девочки, знающие только ходы короля и пешек, играли против мальчиков — шахматистов V разряда. Короли и пешки были расставлены на исходных позициях — с этого момента начиналась игра. Все партии окончились в пользу... девочек!
   Поэлементное изложение учебного материала в порядке возрастания трудностей на практике достигается далеко не так просто. Поразительно, но факт: до сих пор не существует шахматного учебника, который последовательно строился бы по этому принципу. Причина — отсутствие в шахматной методике научно обоснованных и практически испытанных критериев для определения степени трудности позиции. Часто в упражнениях трудные позиции предшествуют легким. Между тем знаменитый педагог К. Д. Ушинский писал: «...систематичность упражнений есть первая и главнейшая основа их успеха...».

 

Программа для начинающих
(первый год обучения)


1-й урок (вводный)
а) Общее понятие о шахматах как борьбе. Значение теории. Этика шахматиста. Правило: «тронул — ходи». Качества, необходимые шахматисту: усидчивость, внимательность, физическая выносливость.
б) Шахматная доска — система пересекающихся горизонталей и вертикалей. Их цифровое и буквенное обозначение. Поле, как место пересечения горизонтали и вертикали, его обозначение. Диагонали.


Тема первая:
«Король с пешками против короля с пешками»


    2-й урок
Короли. Расстановка на доске. Правила ходов и взятий. Количество контролируемых полей в зависимости от занимаемой позиции (угол, край, центр). Значение короля в партии.
Пешки. Расстановка на доске. Правила ходов и взятий (в том числе «на проходе»). Превращение пешки. Крайняя пешка.
Защита пешки пешкой и королем. Размен пешек. Угроза королю — шах (общее понятие). Взаимодействие короля и пешек.
   3-й урок
Практическая игра: король с пешками против короля с пешками (повторение и закрепление предыдущего материала).
   4-й урок
Пешечный прорыв. Король против пешки (правило квадрата). Практическая игра: король с пешками против короля с пешками.
5-й урок
Проведение пешки до восьмой (первой) горизонтали. .Король с крайней пешкой против короля. Пат (общее понятие). Практическая игра: король с пешками против короля с пешками.

 


6-й урок
Проведение пешки до восьмой (первой) горизонтали. Король с некрайней пешкой против короля. Оппозиция.
7-й урок
Контрольная работа по первой теме.
8-й урок
Разбор контрольной работы.

Тема вторая: «Ладья, слон, ферзь»

9-й урок
Ладьи. Расстановка на доске. Правила ходов и взятий. Мат королю двумя ладьями. Количество контролируемых полей в зависимости от занимаемой позиции (угол, край, центр). Взаимная защита ладьи и пешек. Пешечная «.вилка». Защита от шаха.
10-й урок
Рокировка. Сравнительная сила ладьи и пешек. Король с ладьей против короля и пешки (двух, трех пешек; связанные пешки). Понятие о связке по горизонтали и вертикали. Общая характеристика ладьи.
11-й урок
Король с ладьей против короля. Достижение мата: элементарное понятие о плане: а) оттеснение короля на край доски, б) мат на краю доски или в углу.
12-й урок
Практическая игра: король, ладьи и пешки против тех же фигур.
13-й урок
Слоны. Расстановка на доске. Правила ходов и взятий. Количество контролируемых полей в зависимости от занимаемой позиции (угол, край, центр). Невозможность мата одним
слоном. Действие слонов на смежных диагоналях. Мат двумя слонами по плану: а) оттеснение короля в угол, б) мат в углу.

 

 


14-й урок
Сравнительная сила слонов и пешек. 'Король и слон против короля и пешки (двух, трех пешек; связанные пешки). Понятие о связке по диагонали. Общая характеристика слона. Связь цвета полей слона и полей расположения пешек.
15-й урок
Сравнительная сила ладьи и слона. Король и слон против короля и ладьи (в углу цвета полей слона и противоположном).
16-й урок
Сравнительная сила ладьи и слона. Практическая игра: король, ладьи и пешки против короля, слонов и пешек.
17-й урок
Сравнительная сила ладьи и слона. Практическая игра: король, ладьи и пешки против короля, ладьи, слона и пешек.
18-й урок
Ферзи. Расстановка на доске. Правила ходов и взятий. Количество контролируемых полей в зависимости от занимаемой позиции (угол, край, центр). Король и ферзь против короля. Мат.
19-й урок
Сравнительная сила ферзя и пешек. Король и ферзь против короля и пешки (пешек).
20-й урок
Практическая игра: король и ферзь против короля и пешек. Иллюстрация одновременного нападения ферзя на пешки.
21-й урок
Практическая игра: король, ферзь и пешки против короля, ладьи, слона и пешек. Общая характеристика ферзя. Вывод о сравнительной силе ферзя и взаимодействующих ладьи и слона.
22-й урок
Практическая игра всеми фигурами, кроме коней.

 


Тема третья: «Конь»

23-й урок
Кони. Расстановка на доске. Правила ходов и взятий. Особенности хода коня (через фигуры). Количество контролируемых полей в зависимости от занимаемой позиции (угол, край, центр). Невозможность мата двумя конями и достижение мата при пешке у слабейшей стороны. Общее понятие о выжидательном ходе (сравнить с матованием ладьей и слонами).

24-й урок
Сравнительная сила коня и пешек. Король и «конь против короля и пешки (двух, трех пешек; связанные пешки).
25-й урок
Двойные нападения коня. Сравнение с борьбой слона против пешек. Вывод о приблизительной равноценности слонов и коней.
26-й урок
Сравнительная сила ладьи и коня. Король и ладья против короля и коня: а) конь проигрывает, б) конь делает ничью. Практическая игра: король, ладьи и пешки против короля, ладьи, коня и пешек. Понятие о «качестве» — разнице в силе ладьи и легкой фигуры.
27-й урок
Сравнительная сила слонов и коней в зависимости от расположения пешек (открытая и закрытая позиция). Практическая игра: король, слоны и пешки против короля, коней и пешек.

 


24-й урок
Сравнительная сила коня и пешек. Король и «конь против короля и пешки (двух, трех пешек; связанные пешки).
25-й урок
Двойные нападения коня. Сравнение с борьбой слона против пешек. Вывод о приблизительной равноценности слонов и коней.
26-й урок
Сравнительная сила ладьи и коня. Король и ладья против короля и коня: а) конь проигрывает, б) конь делает ничью. Практическая игра: король, ладьи и пешки против короля, ладьи, коня и пешек. Понятие о «качестве» — разнице в силе ладьи и легкой фигуры.
27-й урок
Сравнительная сила слонов и коней в зависимости от расположения пешек (открытая и закрытая позиция). Практическая игра: король, слоны и пешки против короля, коней и пешек.
28-й урок
(Король и слон против короля и коня при малом количестве пешек: а) пешки на одном фланге, б) пешки на разных флангах. Вывод о дальнобойности слонов.
29-й урок
Размен. .Выгодные и невыгодные размены (повторение сравнительной ценности фигур и пешек).
! 30-й урок
Различные виды ничьей (всеобщий размен фигур, пат, вечный шах; примеры, когда лишняя фигура не выигрывает).
31-й урок
Обобщение понятия о шахе. Вскрытый и двойной шах. Защиты от шаха.
32-й урок
Практическая игра всеми фигурами

 


Программа рассчитана на один урок в неделю и вытекает из расчета: сентябрь, ноябрь, январь, март — по три урока, октябрь, декабрь, февраль, апрель, май — по четыре. Всего 32 урока. Этим объясняется некоторая сжатость материала. Так, например, после 22-го урока было бы желательно провести контрольную работу с последующей проверкой я анализом. Однако это повело бы к смещению программы на июнь.
При практической игре (уроки 3, 4, 5, 1.2-й и т. д.) партия начинается при положении фигур на исходных позициях.
При определении сравнительной силы фигур (уроки 10, 14-й и др.) происходит борьба фигур со связанными пешками. Ограниченность программы не позволяет исчерпать многие случаи борьбы фигуры с пешками, тем более, что некоторые позиции не характерны для определений обычного соотношения сил (например, случай, когда две далеко отстоящие друг от друга пешки выигрывают против слона или коня). В каждом отдельном случае педагог, располагающий временем, может увеличить объем материала.


 


Рейтинг@Mail.ru
Хостинг от uCoz