УРОКИ ШАХМАТ
( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
И. САБЕЛЬНИКОВ
"Шахматы в СССР" 1973,
№2, стр. 10
(Приводится с сокращениями)
Вот уже более десяти лет в печати появляются сообщения
о преподавании шахмат в той или иной школе. Ведется это преподавание общественниками,
регулярность занятий, методика, содержание уроков — дело их совести.
Но так как энтузиазм не всегда постоянен, то и «огоньки»
эти то загораются, то затухают. Сообщения впечати, как правило, касаются
первых шагов преподавания, а о последующей судьбе эксперимента умалчивается,
накопленный опыт не обобщается. Исключением была статья в журнале «Шахматы
в СССР» (N 9 за 1968 г.) «Первый год» одного из пионеров этого движения
мастера М. Ноаха и в какой-то степени статьи И. Циова «Шахматы — важное
средство воспитания школьников» («Шахматы» № 23, 1968 г. и № 15, 1969
г.).
Я хочу рассказать об опыте воронежцев.
Вот уже пять лет ведутся уроки шахмат в некоторых начальных
классах 70-й средней школы Воронежа. Первые годы мы начинали обучение
с третьих классов и заканчивали в пятых, а последние два года — со вторых.
Занятия проводятся один раз в неделю, урок обязателен для
всех учащихся класса и проводится дополнительно к школьной программе.
Такое решение было поддержано руководством школы и всеми родителями. Урок
введен в школьное расписание, внесен в классный журнал и дневники учащихся.
В ходе занятий выставляются оценки.
Так же как и ленинградцы, обучение шахматной игре мы рассматриваем
не как самоцель, а как средство выработки у учащихся логического мышления,
развития памяти. Поэтому, да и из-за разницы в отведенном времени, программа
занятий существенно отличается от принятой в шахматных кружках Дворцов
пионеров или шахматных отделениях детских спортивных школ.
Каковы содержание уроков и методика первого года обучения
(2-й класс)?
Мы ставим задачу: научить ребят правилам игры, дать
сведения об особенности каждой фигуры, их сравнительной силе.
Пять лет назад, когда начиналось обучение, исходя из
того, что около половины учащихся уже были знакомы с правилами игры, мы
вначале делили класс на две группы (умеющих и неумеющих). Практика показала,
что это не приносило пользы. Наоборот, совместное обучение способствует
более быстрому подтягиванию к общему среднему уровню.
Урок начинается с решения примера по теме, пройденной на прошлом
занятии. Дальше преподаватель на практических примерах объясняет новое
понятие. Ребята повторяют все перемещения фигур, происходящие на демонстрационной
доске, на своих досках. Это необходимо для изучения правил ходов и развития
пространственного зрения. На первых порах второклассники не могут правильно
передвинуть фигуру на большое расстояние и сбиваются с линии пере движения,
особенно при ходах по диагонали.
Заканчиваются занятия решением простейших примеров одновременно
всеми ребятами. Позиция ставится на демонстрационной доске, и каждый ученик
расставляет ее на своей доске. Объясняется условие, после чего дается
2—3 минуты на обдумывание позиции и подготовку хода (решения). Запаздывать
с ответом, подсматривать у товарища, менять ход — запрещается.
Затем разбираются все ошибки и ход решения. Каждому
выставляется оценка. Все решение идет в духе соревнования, конкурса.
На первом году мы не обучаем шахматной нотации. По окончании
той или иной частной темы проводится двусторонняя игра или сеанс одновременной
игры. Сеансы проводят квалифицированные шахматисты, учащиеся седьмых классов.
Каждый играет на 5—8 досках. Сеанс идет быстро (второклассники не терпят
долгого ожидания, тогда возникает шум), ассистенты указывают и поправляют
ошибки, оценивают игру подопечных. Свои наблюдения они передают преподавателю.
С отстающими проводятся дополнительные занятия. Также
дополнительно проводятся сеансы, турниры, последние по составу небольшие
(6—8 участников) и носят тематический характер. Проводят их старшие ребята,
учащиеся ДСШ.
Игра всем комплектом фигур ведется в конце учебного
года.
Приведу поурочный план прошедшего учебного
года во 2-м классе (из расчета 32 урока в году). При составлении были
использованы брошюры Ю. Авербаха и М. Бейлина «Азбука шахмат» и «Шахматный
самоучитель», а также упомянутая статья М. Ноаха.
1 урок. Беседа о шахматах. Что и как будем изучать?
2 урок. Поле боя — шахматная доска.
3 урок. Шахматное войско — фигуры. Первоначальная расстановка фигур, их
сила.
4. урок. Закрепление материала 2 и 3 уроков.
5. 6, 7 уроки. Как ходят фигуры и взятие.
8 урок. Практическая игра всеми фигурами (полным комплектом).
9, 10, 11 уроки. Что такое «шах», «мат», «пат», «ничья».
12 урок. «Способности» фигур и пешек. Король.
13 урок. «Способности» фигур и пешек. Пешка.
14 урок. То же. Практическая игра (король и пешки против короля и пешек
— разное количество пешек).
15 урок. «Способности» фигур. Слон.
16 урок. То же. Практическая игра (король и слоны против короля и слонов).
17 урок. Закрепление материала 12— 15 уроков. Практическая игра (король,
слоны и по три пешки).
18 урок. «Способности» фигур. Ладья.
19 урок. То же. Практическая игра (король и ладьи).
20 урок. Закрепление материала 12—• 18 уроков. Сеанс одновременной игры
(король, слоны, ладьи и по четыре пешки против того же соотношения фигур).
21 урок. «Способности» фигур. Ферзь.
22 урок. То же. Практическая игра: а) король и ферзь против короля и ферзя,
б) король, ферзь, слоны, ладья и пять пешек против того же соотношения
фигур.
23 урок. «Способности» фигур. Конь.
24 урок. То же. Практическая игра: а) король и кони, б) король, ладьи,
кони и 6 пешек против того же соотношения.
25 урок. Закрепление материала 12 — 23 уроков.
26 урок. Сложные правила: рокировка, взятие на проходе.
27 урок. Практическая игра всеми фигурами.
28, 29, 30 уроки. Решение простейших позиций на мат в 1—2 хода (различное
сочетание фигур).
31 урок. «Ход за ходом» (как вести партию).
32 урок. Заключительные сеансы одновременной игры всеми фигурами.
На каждом уроке основное внимание уделялось соблюдению правил ходов, пониманию
позиций мата и пата, шаха и защиты от него.
Вопросам оценки позиции, выбору хода пока уделялось небольшое внимание
—в той степени, в какой это необходимо для объявления мата в один ход.
Эти положения становятся главной целью занятий со второго года обучения.
Иначе говоря, первый год обучения — это подготовительный курс к предмету
«Логика», изучаемого посредством шахмат. Именно с этих позиций мы и подходим
к введению шахмат в школу как предмета обучения.
Хочу подчеркнуть, что ряд ученых считают, что шахматы
являются отличным средством выработки у учащихся логического мышления,
развития памяти и других важных качеств, и ставят вопрос о введении шахмат
в учебный план, прежде всего начальных классов.
Мы пока не можем сделать обобщающих выводов по нашему опыту,
так как еще не занимались сбором научных сведений в этом направлении,
ибо приходится решать другие проблемы, прежде всего организационные и
методические.
Но один важный вывод все же можно сделать. Из того факта,
что на Протяжении более 10 лет занятия проводятся в школах разных городов,
притом без существенной поддержки органов народного образования, можно
утверждать: организационных и методических преград для введения шахмат
(урока логики) как предмета обучения в начальной школе нет. Этот вывод
подтверждает и наш опыт.
За первый год все обучаемые (за ограниченные 32 учебных часа)
научились играть в шахматы. Для большинства из них — это любимый урок.
Родители полностью за нововведение. Они, на итоговом родительском
собрании, настоятельно просили продолжать уроки шахмат и в третьем классе.
Дирекция школы поддерживает нашу работу. Все больше учителей
и родителей обращаются с просьбой о введении шахматного обучения и в их
классах. Правда, мы пока не можем удовлетворить всех, трудно найти преподавателей,
занятия ведутся на общественных началах.
Учительница 2-го класса «Д» В. Меркулова дает такую оценку
уроку шахмат: «На протяжении трех лет в моих классах преподаются шахматы.
Я теперь просто не представляю полного учебного процесса без этих уроков.
Важно уже то, что ребята овладевают таким элементом человеческой культуры,
как шахматная игра. Но я чувствую, как влияют шахматы и на развитие памяти,
быстроту мышления. Воспитательная же их роль бесспорна, занятия ими подняли
активность ребят».
П. Билан, мать одного из второклассников, педагог по специальности, считает,
что шахматы необходимы в обучении в школе. «Я рада, что мой сын Валерий
по-настоящему увлекся ими, — говорит она. — Шахматы стали хорошим помощником
в его воспитании».
Зав. учебной частью школы А. Каревская считает, что те классы, где проводятся
уроки шахмат, отличаются от параллельных классов успеваемостью и организованностью.
Она — за расширение преподавания шахмат.
Мы уже говорили, что преподавание шахмат
ведет к увлеченности шахматами некоторых ребят. Так, из вторых классов
1970/71 учебного года более 20 мальчиков и девочек пришли в детские спортивные
школы.
Наши семиклассники в этом году выиграли российские соревнования команд
пионерских дружин клуба «Белая ладья».
Мы понимает, что труд, вложенный в преподавание шахмат, не
пропадет даром. Но все же напрашивается вопрос: какова же будет судьба
опыта, накопленного энтузиастами?
В октябре 1969 года президиум Всероссийской шахматной федерации
заслушал сообщения о преподавании шахмат в школах Москвы, Ленинграда и
Воронежа, одобрил и поддержал эти начинания. Было принято
решение — вынести этот вопрос на обсуждение коллегии Спорткомитета РСФСР
и Министерства просвещения РСФСР. Но... пока эти шаги еще не сделаны.
Мы далеки от мысли, чтобы уже завтра ввести обучение повсеместно.
Но почему бы эксперимент по преподаванию шахмат не продолжить на научной
основе при участии Министерства просвещения СССР, Академии педагогических
наук, Спорткомитета и Шахматной федерации СССР?
Хотелось бы, чтобы на эту статью откликнулись коллеги по шахматному
обучению в школе, и не только они, но и шахматные работники, педагоги,
ученые.
И. САБЕЛЬНИКОВ
|