САЙТ "ГЕНЕЗИС"
ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА
Список статей
Самая короткая партия всех времен на дачу вперед ферзя.Юмористический рассказ И. Крейчика Это было в те золотые дни венского шахматного клуба, когда там ежедневно можно было встретить Шлехтера, Марко, Альбина, Адольфа Шварца, д-ра Перлиса, д-ра Видмара и многих других блестящих звезд шахматного мира. Тогда каждый вечер собирались вокруг мастера Фэндриха старые бойцы Альберт Ротшильд, д-р Мейтнер и Б. Флейссиг. Тогда „дебют будущего" был на самом деле еще дебютом далекого будущего. В этом почтенном обществе я блистал не столько своей игрой, сколько грандиозным нахальством... Среди постоянных посетителей клуба находился один уже немолодой любитель, по фамилии Гиршгорн, очень милый человек. По силе игры он относился, пожалуй, к той категории, которой можно дать вперед коня. Он с удовольствием, бывало, следил за игрой маэстро. Однажды он был свидетелем того, как меня кто-то блестяще "препарировал": я проиграл ряд партий. Как водится, Гиршгорн веселился, глядя на игру, в то время как мое настроение было каким угодно, но только не радостным. В конце концов он с добродушной иронией произнес следующие крылатые слова: "Мне кажется, что вы интересуетесь шахматами; я на вашем месте постарался бы научиться в них играть". Это была последняя капля... Я ответил с ледяной насмешкой: „Вам-то я дам вперед ферзя и буду играть каждую партию на ставку в один гульден". Слово не воробей, выпустишь—не поймаешь!.. Только я успел произнести эту тираду, как уже пожалел о своей горячности. Поздно! Задетый за живое мой противник тут же заставил меня сесть, и вот перед цветом шахматных маэстро разыгралась эта драма. Марко тотчас же возвестил о ней изумленному шахматному миру. Не знаю, почему это случилось, но мой противник, обычно энергичный, атакующий игрок, играл так робко и плохо, что невероятное стало фактом. Быть может, сыграли свою роль те устные „примечания", которыми я снабжал каждый ход. Вот эта партия, которую я играл без ферзя d1. Мой противник поднялся с места онемелым. Однако, не долго я блаженствовал в лучах своей славы, ибо старый Альбин встал и едко сказал: «С такой „говорильней" вы еще много партий выиграете». Вот история самой короткой партии всех времен на дачу вперед ферзя. От редакции. Редакция „Шахмат", отдавая должное шахматному и литературном
таланту г-на Крейчика, усомнилась, однако, о правильности его утверждения,
что сыгранная им партия—самая короткая из когда-либо игранных на дачу
ферзя вперед. Для проверки Редакция обратилась к В. М. Блюменфельду,
также подвизавшемуся в свое время в заграничных столичных шахматных кофейнях.
Полученный от него ответ, печатаемый ниже, превзошел все ожидания Редакции. Ответ В. М. Блюменфельда.Уважаемая Редакция! К сожалению (вежливые люди в подобных случаях всегда говорят „к сожалению") я вынужден разочаровать г-на Крейчика. Его партия—не самая короткая. Никто иной, как я, перещеголял его. Дело было в ... Точно года не упомню, но во всяком случае это было на самом рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Не помню я также и других подробностей (шахматисту не полагается „помнить", см. специальные экспериментальные исследования проф. Дьякова и других). Помню только, что действие происходит в городе Ковне, тогда глухом провинциальном городе, и что день был субботний, единственный день, когда мне разрешалось играть в шахматы. Помню также, что партии предшествовали оживленные прения о порядке расположения фигур при даче ферзя вперед. Я настаивал, что никаких изменений в расположении других фигур не должно быть. Не помню, какие мотивы я приводил, но невысказанный мотив был тот, что это мне было выгодно. Дело в том, что, давая ферзя вперед, я обычно играл королевский гамбит и в дальнейшем от шаха черным ферзем на h4 (игроки на дачу ферзя вперед всегда дают шах, когда для этого представляется возможность) уходил королем на d1, после чего ферзь черных врывался в мой стан на поле f2, где он подвергался окружению, например (белые без ферзя d1): 2. e4 е5 2. f4 ef 3. d4 Фh4+ 4. Kpd1 Фf2 5. Kf3 и т. д. В тот раз, однако, мне к этой системе развития прибегнуть не пришлось. Партнер мой — назовем его X — упорно стоял на том, что на освободившееся вследствие дачи ферзя поле d1 следует поставить ладью с поля a1. Доказывал, что это в моих же интересах и ссылался не то на обще-гуманитарные соображения—нельзя-де оставить старика в одиночестве, не то на соображения политические—нельзя мол оставить короля без надежной охраны, но во всяком случае сбить его с занятой им позиции нельзя было. Мне пришлось уступить, но зато я настоял на том, чтобы моя пешка а2 была продвинута на а3. В результате получилось следующее начальное положение: Подлинность этой партии может удостоверить гроссмейстер Нимцович (пользуюсь случаем, чтобы поздравить его с последними успехами и пожелать дальнейших), которому я показывал ее при первом нашем знакомстве в Берлине в 1902 или 1903 году. Общеизвестная моя скромность (подробнее о ней см. „St.-Petersburger Zeitung" 1906 г.—заметку редактора шахматного отдела, которому я предложил коня вперед после того, как проиграл ему на равных) заставляет меня воздержаться от сравнительной оценки моей партии и партии г-на Крейчика. Во всяком случае, моя партия на целых 5 ходов короче! Да послужит этот урок на пользу г-ну Крейчику и научит его быть осторожнее в своих утверждениях. Я лично получил подобный урок еще в младенческом возрасте, а именно
летом 1894 г. на курорте Дуббельн под Ригой. Я там познакомился с мальчиком-однолетком
по фамилии Лурье (не то сам впоследствии известный рижский игрок, не
то брат его). Заспорили мы раз с ним, на котором ходу партии можно сделать
мат. Он утверждал, что можно в два хода. Состоялось пари не то на гимназическую
пуговицу, не то на перья. Он тут же продемонстрировал: 1. f3 e5 2. g4
Фh4 мат. Я был ошеломлен и стал доказывать, что это не считается: дали
мат не белые, а черные, ходы белых нелепые. Он резонно возражал, что
цвет не был обусловлен, а что при хорошей игре противника и во много
ходов мата не дашь. Пришлось мне признать пари проигранным и передать
ему пуговицу В. Блюменфельд. Источник: "Шахматы" 1926, 7 |
САЙТ "ГЕНЕЗИС"
ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА