Дети недоверчиво относятся ко всяческим правилам и запретам, ограничивающим
их свободу. У детей, как известно, преобладает образное мышление, слова
в их сознании не сразу обретают достаточно самостоятельную убедительную
силу. Молодая воспитательница по неопытности сказала зимой ребятам,
что нельзя на морозе лизать металлические дверные ручки. О результате
легко догадаться. Ребенок не верит на слово, даже если это слово: ’нельзя’.
Он бывает непослушным не из упрямства и ‘духа противоречия’, а потому
что его сознание нуждается в образном и практическом подкреплении слов.
Дети очень любопытны, они любят экспериментировать – подчас рискованно.
С возрастом это постепенно проходит, логика, опыт и знания становятся
главными опорами в жизни взрослого человека. Но люди творческие сохраняют
в себе толику детства. Расчетливость и рациональность, необходимость
сверять свои поступки с соображениями пользы и правильности не лишают
их детского любопытства и пристрастия к новому и необычному. Такие люди
серьезно и уважительно относятся к общепринятым правилам и истинам, но
не превращают их в догмы. Их привлекают трудноразрешимые противоречия
и парадоксальные, 'сумасшедшие’ идеи... Словом, их отличают те странные
приверженности, без которых невозможно никакое творчество
Открытия не совершаются на проторенных путях. Творчество – тяжелый труд,
требующий от человека максимального напряжения душевных и интеллектуальных
сил, и не гарантирующий при этом ни успеха, ни славы, ни денег. ‘Умный
в гору не пойдет, умный гору обойдет’- говорится в шутливой поговорке.
Что же побуждает умных и талантливых людей пускаться в трудные поиски
новых и необычных решений, сторонясь исследованных и испытанных путей?
Одним из основных стимулов для творчества является красота. Творческий
поиск вознаграждается результатами, в которых необычность и удивительность
сочетается с правильностью , целесообразностью и гармоничностью. Единство
этих противоречивых свойств и вызывает эстетические переживания. Бьется
ли ученый над проблемой, от решения которого зависит судьба человечества,
пытается ли маленький школьник отыскать мат в два хода в трудной для
него шахматной задаче – творческие усилия равно вознаграждаются красотой
найденных решений. Законы творчества и красоты едины.
Великий французский математик и философ Анри Пуанкаре, много размышлявший
о связи истины, творчества и красоты, пришел к такому заключению: ' Ученый
изучает природу не потому, что это полезно; он исследует ее потому, что
это доставляет ему наслаждение, а это дает ему наслаждение потому, что
природа прекрасна. <…> Красота интеллектуальная дает удовлетворение
сама по себе, и, быть может, больше ради нее, чем ради будущего блага
рода, человеческого, ученый обрекает себя на долгие и тяжкие труды. <…> поиски
прекрасного приводят нас к тому же выбору, что и поиски полезного' [1,
с. 293]
Развитые эстетические чувства сродни творческой интуиции. Они
позволяют предугадывать истины ещё неизвестные . Красота побуждает к
целесообразным действиям, прежде чем цель осознается разумом. Стремление
к прекрасному помогает принимать правильное решение, восполняет недостаток
данных. Академик О. К. Антонов говорил, что при конструировании самолетов
большое значение придается эстетическим критериям: красивый самолет полетит
хорошо, а некрасивый – плохо. [2]
“Рассудок апеллирует к прошлому, а эстетическое сознание – к будущему.
Все прекрасное опережает свое время, оно как бы представительствует от
лица будущего. Прекрасное – это образец и программа будущего “ [3]
Органическая связь творчества и красоты полно, и даже более зримо, чем
в науке, проявляется в шахматной игре. (Недаром Рихард Рети утверждал,
что в шахматах больше жизни, чем в математике) Подобно другим играм,
шахматы возникли как подражание жизни. Они сопровождают человечество
на протяжении многих веков и сохраняют свою привлекательность по сей
день, тогда как множество разнообразных игр, возникших за это время,
основательно забыты или вовсе канули в лету. А это означает, что шахматы
выдержали испытание временем, сохранили свою связь с жизнью, адаптировавшись
к её новым социокультурным реалиям.
Мир шахмат несравненно проще мира реального. Но он достаточно сложен
и содержателен для того, чтобы совершенствуясь в шахматном мастерстве,
люди обогащали бы тем самым и свои представления об объективных закономерностях
самой жизни. Основные законы логики, диалектики и эстетики не зависят
от области их проявления. Логика ученого и полководца, учителя и врача,
предпринимателя и фермера – это та же логика, которой подчиненно и мышление
шахматиста. И точно так же как нет никакой ‘отдельной’ шахматной логики,
не существует и никакой ‘отдельной’ шахматной эстетики. “Вспоминая яркие
партии... мы отдаем себе отчет в том, что наше восхищение ими основано
на глубоком эстетическом чувстве, своеобразном, но ничем не отличающемся
от чувства, охватывающего нас перед красотой здания, гармонической красотой
природы или физическом совершенстве человека. “ [4, с.33]
Для детей игра в шахматы может стать одним из первых эстетических опытов
, порождающих тягу к прекрасному. Ведь шахматы – доступное даже дошкольнику
творческое занятие, приучающее его действовать не только по законам логики,
но и по законам красоты.
Просматривая книгу И. Г. Сухина ‘Удивительные приключения в Шахматной
стране’ [5] я обратил внимание на одну их задачек, составленных автором
для 3-5- летних малышей. На уменьшенной шахматной доске (3х3) расположились
две белые и две черные ладьи.
Начинают белые. Цель игры: побить все ладьи
противника (“игра на уничтожение”)
Решение оказалось довольно красивым. Чтобы достичь цели ребенок должен
преодолеть в себе первый порыв немедленно забрать или атаковать фигуру
противника и найти тихий и парадоксальный ход, налаживающий взаимодействие
белых ладей. На следующем шагу (когда у черных остается только одна ладья)
ситуация повторяется, ставя под сомнение случайность первого хода и обнаруживая
в нем уже некоторую закономерность и определённую стратегию. Полное торжество
гармонии.
Не удивительно ли, что обучение шахматам может стать уроками творчества
и красоты даже для 3-х-летних детей!
Принято считать, что в шахматах красивы не правила и принципы, выведенные
из опыта игры, а только исключения из этих правил. Шахматистам, конечно,
нравится, когда пешка оказывается сильнее ферзя, а катет – длиннее гипотенузы,
однако такое представление о красоте неполно и весьма ограничено. Связь
шахматных истин с красотой существенно сложнее, но сам факт зависимости
эстетических переживаний от знаний не подлежит никакому сомнению. Например,
чтобы по достоинству оценить красивую комбинацию с жертвой ферзя, необходимо
знать, что потеря ферзя, как правило, ведет к поражению. Чем больше шахматных
истин усваивает ребенок, тем полней раскрывается ему мир красоты. Детский
‘волюнтаризм’ противопоказан творчеству не менее взрослого догматизма.
Игра в шахматы - прежде всего эстетический (творческий!) процесс. "Логика" чувств
в ней неотделима от логики мысли. Поэтому, на мой взгляд, и к обучению
детей шахматам надо подходить также и как к средству эстетического воспитания.
Литература и Интернет-источники
1. Пуанкаре Анри, О науке – М., 1983. – 560 с.
2. Симонов. П., Красота – язык сверхсознания - http://n-t.ru/tp/mr/kys.htm
3. Бабушкин Л., Зачем прекрасное прекрасно? – http://proint.narod.ru/LB_book/LB_index.htm
4. Бронштейн Д., Смолян Г. Прекрасный и яростный мир – М., 1978. - 86
с.
5. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране – М., 1980.
- 320 с.