В чем же воспитательное значение шахмат, и почему эту до сих пор почти
исключительно интеллигентскую игру наша центральная власть, а вслед за
нею и провинциальные органы и клубы так стараются распространить среди
рабочих и среди нашей Красной Армии?
1. Прежде всего шахматы в высшей степени развивают внимательность.
Малейшее ослабление внимания, малейший так называемый "зевок" может
привести к проигрышу прекрасной партии.
Таким образом, всякая рассеянность внимания, всякая скороспелость, поверхностность
мышления прекрасно излечиваются шахматами: тут действительно нужно семь
раз примерить, чтобы раз отрезать, т, е. сделать ход.
2. Шахматы затем, вырабатывают в человеке самообладание
и привычку не терять головы в самых тяжелых положениях, ибо нередко противник,
уже опьяненный запахом близкой победы, делает несколько неосмотрительный
ход, — и безнадежная партия в руках не теряющего самообладания игрока
поправляется и выигрывается.
3. Шахматы в сильнейшей степени развивают аналитическую
способность нашего мышления.
Ведь сущность искусства шахматной игры именно и состоит в способности
анализа, в способности возможно дальше, возможно глубже рассмотреть все
возможные комбинации, вытекающие из данного положения шахматной партии.
Способность к анализу и развитие этой способности — это условие, без
которого не может быть сколько-нибудь приличного шахматного игрока, —
вот почему среди хороших математиков больше всего шансов встретить хороших
шахматистов.
В шахматах, как на войне, побеждает тот, у кого крепкие нервы. Излишняя
нервность, излишнее волнение нередко затемняют аналитическую способность
мышления — таким образом нам приходится еще раз подчеркнуть, что шахматы
вырабатывают у человека известную уравновешенность, спокойствие духа,
самообладание, крепкие нервы.
4. Мало того, шахматы приучают нас всегда считаться
с фактами, с фактическими реальными данными, разумея в числе этих реальных
данных и психологию противника. Никакой оторванности от этой фактической
обстановки, никакой «метафизики» не допускается: она немедленно и жестоко
карается.
5. Заставляя нас считаться с фактами, шахматы вместе
с тем развивают именно самостоятельность нашего мышления — ведь игрок
предоставлен всецело самому себе, своим собственным силам.
6. Развивая самостоятельность нашего мышления, шахматы
вместе с тем величайший враг всякого излишнего самомнения.
7. Излечивая от излишнего самомнения, шахматы вместе
с тем приучают нас с должным вниманием относиться к чужому мнению, к
мнению нашего противника Очень часто, играя в шахматы, после сделанного
нашим противником хода мы в душе пожимаем на смешливо плечами и думаем:
«Что за нелепый, что за глупый ход», но... через несколько ходов мы убеждаемся,
что этот ход, показавшийся нам нелепым и глупым, именно этот ход нашего
противника ведет к тому, что партию выигрывает он, а не мы: ход был началом
глубокой и всесторонне продуманной идеи.
В результате мы получаем прекрасный урок: внимательно относиться к чужому
мнению, к чужой идее, не относиться к ней свысока и презрительно.
8. В заключение укажу еще на одну, для меня лично самую
существенную сторону шахматной игры: на их влияние эстетическое.
Когда вы научились уже достаточно прилично играть в шахматы, тогда вы
начинаете чувствовать красоту шахматной партии, красоту вложенной в партию
идеи, ее единство, красоту неудержимости, неотвратимости атаки, красоту
жертвы, ведущей к победе.
Тут уже шахматное искусство сближается с искусством живописи,
изящной литературы и музыки.
9. Наконец, близость шахмат к военному искусству очевидна
сама по себе: ведь вся игра есть война с целью разбить силы противника
или не дать им развернуться и заставить правительство противной стороны
капитулировать (заматовать его короля).
Поэтому всемерно надо содействовать тому, чтобы игру эту изучали и наши
красноармейцы. Всевобуч это прекрасно учел и все время идет навстречу
шахматной игре, оказывая ей всяческую поддержку.
Но не только среди взрослых красноармейцев и рабочих, надо распространять
эту игру — приучать к ней надо и наших детей...
Нашему Наркомпросу надо принять все меры к организации шахматных кружков
среди наших высших, средних и низших школ.
Г. Баронов
Воспитательное значение искусства шахматной игры
Сибирское краевое издательство
1924