LB: Да, удивительную позицию позицию соорудил в одной
из своих гандикапных партий
маэстро Юлиус Перлис
Примечательно, что черным удалось сохранить своего 'лишнего'
ферзя до конца партии.
Fritz определил, что в это позиции мат в 6 ходов. Но смог бы он сам так победить,
давая вперед ферзя?
Интересно, играются ли теперь гандикапные партии человека с машиной?
Видимо, на игре компа, дающего вперед фигуру, должны сказаться недостатки
'правильного мышления'
Хайдук: Что плохого в правильном мышлении?
LB: Гандикапные партии (особенно с форой
ферзя) требуют авантюрной игры.
Способна ли на такое машина?
Машина не делает ставку на ошибку противника. Она 'уважает' партнера.
Она одинаково играет и с гроссмейстером и с 3-летним ребенком.
Выбирая ход, она рассчитывает на то, что противник будет отвечать сильнейшим
(по её оценкам) образом.
Шахматные программы, видимо, плохо приспособлены к гандикапной игре. Если
хорошую программу заставить играть без ферзя, то по логике вещей она должна
сразу же сдаться...
Так и оказалось. Shredder сдался на пятом ходу.
Vova17: У них нет воли. К борьбе в том
числе.
LB: У них ничего нет. Всё человеческое им чуждо.
Калькулятор, как говорит Илья Одесский.
Pirron: Это мы думаем, что у них ничего нет. А они думают,
что у них нет только наших недостатков.
LB: Они ошибаются.
Не знают, что наши недостатки - продолжение наших достоинств...
В старом шахматном журнале мне встретилась такая позиция.
Свацина - Х. Мюллер
Вена 1941 г.
У черных явный позиционный перевес. Но как его реализовать?
Fritz дает оценку -0.43, но выигрыша не находит, дело сводится к бесконечному
топтанию королей.
Может быть нашим аналитикам удастся найти выигрыш? Или всё-таки ничья? Надеюсь
на помощь.
Pirron: А как, по-вашему, супергроссы
ищут выигрыш в таких позициях? Да включают Фриц и смотрят, что он надыбает.
Другого сопособа нет.
LB: Есть другой способ: думать и играть как как человек,
а не как автомат.
Этот пример как раз иллюстрирует различие между компьютерными шахматами
и тем, как в шахматы играет (именно - играет!) человек с человеком.
Свацина - Х. Мюллер
Вена 1941 г.
Черные не могут вытеснить белого короля с полей е1-е2
и решают отступить
1... Kc4 2. Kc2 Kb5 3. Kb3 Kc6 4. Kb4 Kd6 5. Kb5 Kd7 6.
Kc5 Ke6
Читали замечательную философскую сказку "Колобок"? А сказку
'Кот, петух и лиса' ?
Помните, как лиса играла с глупым петушком и с не менее глупым самонадеянным
Колобком? - обольщала, заманивала...
Дьвольская хитрость, использующая неистребимые человеческие слабости.
7. Kc6?
Всё! — король выскочил из квадрата черной пешки е4. Но как было не соблазниться
такой аппетитной пешечкой d5.
7. .. g4 8. Kc5 f4 !
Решающий прорыв. 9. exf4 h4 10. gxh4 g3 11. fxg3
e3
Черные выиграли.
Люди играют, а компьютеры считают. Играть в шахматы они
еще не научились.
DivMoger:Вспомнился случай из детства.
Моя партия закончилась вничью в следующей позиции:
Один старичок заметил, что белые ещё могли бы поиграть
не без шансов на победу. Мой юный приятель стал активно ему возражать.
Стали двигать фигуры на доске:
1.Ke3 Kc4 2.Kf3 Kd3 3.Kg2.
Тут мальчик с возгласом "Да Вы так ещё и проиграете!" пошёл 3...Ke2.
Неожиданно последовало 4.g4!!! и всё всем стало ясно.
Хайдук: Вы не думаете, LB, что Мюллер
выиграл волей случая?
LB:Конечно, есть основание утверждать,
что поражение белых в рассмотренном окончании, равно как и трагическая
гибель Колобка в пасти коварной лисы, было случайным.
Если бы белые действовали правильно, то не проиграли бы.
И только после хода 7.Kc6 создалось положение, в котором победа черных стала абсолютно
закономерной.
Однако с не меньшим основанием мы можем утверждать, что допущенная белыми ошибка
была достаточно закономерной.
Сообщение DivMoger'а это подтверждает.
Люди слишком часто ловятся на обман, использующий их легкомыслие и жадность,
чтобы мы могли считать ошибку шахматиста Свацины чисто случайной.
Хайдук:Все это верно, а я имел в виду
совсем другие случайности и закономерности - только между фигурами, объективно
и независимо от игроков.
LB: С этой точки зрения ничейный результат
в рассмотренной позиции закономерен, а любой другой — случаен. Зная как
правильно играть в этой позиции, мы её не проиграем ни компьютеру, ни человеку
— будь он хоть семи пядей во лбу, дважды гроссмейстером и трижды чемпионом.
Секрет успеха прост: играть по позиции. Как говорил Капабланка, в нужное
время ставить нужную фигуру на нужную клетку. В конечном счете результат
игры шахматиста и результат функционирования компьютерной программы работы
определяются одним и тем же, а именно тем, насколько их ходы соответствуют
объективным требованиям позиции.
Однако методы достижения высоких результатов и пути овладения этими методами
у человека и компьютера принципиально различны.
Какой метод ценнее и важнее — перебор всех возможных вариантов или познание
закономерностей борьбы? Вопрос, конечно, риторический. Если бы всё
на свете можно было бы рассчитать, то никакие другие знания, кроме математических
были бы и вовсе не нужны.
Шахматы может быть тем и хороши, что учат нас принимать оптимальные решения
в реальных условиях, когда просчитать и учесть все последствия всех возможных
действий принципиально невозможно.
Форум сайта ChessPro
http://www.chesspro.ru/guestnew/looknullmessage/?themeid=54&id=15&page=20
|