САЙТ "ГЕНЕЗИС"   
ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА


Список статей


Международная научно-практическая конференции
"Актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины "Шахматы" в общеобразовательных школах и детских садах России и других стран мира"

РФ, Челябинская область, г. Сатка, 15–18 августа 2011 г.

И.Г. Сухин

"Россия – мировой лидер в вопросах продвижения шахмат в систему образования"

Дорогие друзья! Недавно Армения заявила, что с сентября 2011 года шахматы у них станут обязательной дисциплиной начальной школы. Те же планы обнародованы в Израиле, Молдове, даже в Ливии и ряде других стран, а в Турции, которая занялась всеобучем всего несколько лет назад шахматы введены уже в 64 тысячах школ, а к преподаванию привлечено 12 тысяч учителей шахмат.

За последние годы шахматы введены как элементы системы образования в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Венгрии, Испании, Индии, Италии, Канаде, Катаре, Китае, Мексике, Перу, России, Словении, США и других странах. Также очень много в мире проходит конференций и семинаров.

Но огорчает, что россияне постепенно становятся "чужими на этом празднике жизни". Ведь именно наша страна выдвинула идею уроков шахмат в начальной школе. И это подчеркнул ещё в 1986 году на Конгрессе вице-президент ФИДЕ Р.Тудела (Венесуэла): "Мы очень благодарны Советскому Союзу за первоначальную идею по преподаванию шахмат в школе".

И именно в России впервые в мире в 1994 году шахматы были включены в программу начальной школы на федеральном уровне. Но ныне за рубежом шахматы как учебный предмет поддерживаются на уровне страны, а в России – уже нет. Но пока ещё и на Западе, и на Востоке нет опоры на науку, на психолого-педагогические концепции, не выработана методология урока шахмат. Пока ещё в странах, которые занялись всеобучем, для преподавания в школе: либо используются лучшие учебники для начинающих шахматистов (а они в принципе не годятся для этих целей), либо, как, например, в Каталонии издаются специальные учебники, но речь в них идёт исключительно об обучении основам шахматной игры, и совершенно не ставится фундаментальная для системы образования цель.

При этом к августу 2011 года за рубежом не разработано полноценного методического комплекта для начальной школы, а имеют место учебники-одиночки или как в 2002 году в Израиле – учебники и тетради. Только в России на основе методологии шахмат как учебной дисциплины разработана в 1994 году базовая Программа для начальной школы "Шахматы – школе", опирающаяся на научную теорию П.Я.Гальперина о поэтапном развитии умственных действий и исследования Я.А.Пономарёва об этапах развития способности действовать в уме. И только в России эта программа была развёрнута в трёхлетний федеральный курс, состоящий из более 20 позиций красочных учебников для учеников, подробных пособий для учителей, рабочих тетрадей, тетрадей для проверочных работ и задачников, каждое задание в которых направлено на развитие способности действовать в уме.

И в этом огромная заслуга учебно-методического объединения "Духовное возрождение" из города-наукограда Обнинска, которое с 1996 ведёт титаническую работу по изданию федерального курса "Шахматы – школе", впервые рекомендованного Министерством образования России в 1994 году. "Духовное возрождение" со скромным штатом сотрудников не имеет государственной поддержки, зато имеет немало долгов, оно бесприбыльное – вся прибыль идёт на погашение долгов и издание новых тиражей.

При этом несколько лет назад ко мне обратился американский издатель с предложением издать наши школьные учебники в США. Но директор "Духовного возрождения" Тамара Константиновна Фесенко сказала: "Только российские дети должны заниматься по этим учебникам!" Меня это огорчило, но принципиальная позиция издателя, для которого государственные интересы важнее сиюминутной выгоды, вызывает глубокое уважение. Отмечу, что с таким же предложением к Т.К.Фесенко обращались издатели Китая, Арабских Эмиратов, Испании, и все услышали: "Нет!"

"Духовное возрождение" и сегодня не просит у власти денег на издание учебников, оно даже против того, чтобы на всеобуч сверху дали финансы, так как в этом случае, эти деньги могут быть выделены авторам, которые постараются за месяц-другой "спечь пирожок" в виде нового шахматного учебника, который в приказном порядке обяжут закупать во всех школах. Поэтому вялотекущий процесс всеобуча в чём-то полезнее, чем мгновенное введение шахмат во всех школах, так как сейчас проблематикой шахматного всеобуча в основном занимаются энтузиасты (почти все вы, сидящие здесь в этом зале, и есть эти энтузиасты), а если "придут деньги", то они, скорее всего, достанутся акулам. Вот такой парадокс.

Ключевую роль в продвижении шахмат как учебного предмета в России играет именно "Духовное возрождение" из Обнинска. Потому что за 13 лет изданием составляющих курса "Шахматы – школе" оно создало необходимый базис для продвижения шахмат в систему образования.

Базовыми аспектами дидактики новой учебной дисциплины являются: кому, как и кто? Итак, кому преподавать: прежде всего ученикам начальных классов и детям 4-6 лет в детских садах. Как: также как и основные учебные дисциплины – с использованием федеральных учебно-методических комплектов, прошедших экспертизу в Экспертном совете Министерства образования России.

Кто: в 1993 году, когда нами было высказано предположение, что преимущественно в начальной школе преподавать шахматы должны учителя начальных классов, это было далеко не очевидно. В 80-90 годы и в России, и за рубежом преподавали шахматы почти исключительно шахматисты-разрядники. Для примера, в 90-е годы в соответствии с данными проекта обязательного обучения шахматам, проводимого в провинции Санта Фе (Аргентина) из 150 лиц, обучавших детей шахматам лишь пятеро были профессиональными учителями. В результате после обучения 18 тыс. школьников выяснилось, что только 27% хотят изучать шахматы. Потому что на вопрос Кто дан неверный ответ.

Вопросы кому, как и кто были впервые грамотно решены в России. Но и это ещё часть дела. Следовало решить ещё одну проблему: организовать системную подготовку учителей начальных классов и воспитателей детских садов. Этот аспект работы начат в 2009 году, сначала с помощью организации региональных курсов повышения квалификации, а потом и федеральных. На них педагогов предметно знакомят: 1) с правилами шахматной игры; 2) с технологий эффективной работы с учебно-методическими комплектами, входящими в курс "Шахматы – школе"; 3) с научными основаниями, на которые опирается курс "Шахматы – школе". Суммарно в ходе анкетирования 259 учителей, прошедших эти курсы, 100% слушателей положительно оценили их качество. При этом большая часть слушателей призналась, что это были лучшие курсы в их жизни. Впервые подобные курсы были проведены в Ханты-Мансийске, затем в Ноябрьске, Нижневартовске, Сатке и Пензе. С 2010 года в России интерес к подготовке учителей начальных классов к преподаванию шахмат по курсу "Шахматы – школе" проявила и центральная структура "Государственная академия специалистов инвестиционной сферы" (ГАСИС) и теперь регулярно, примерно раз в два месяца в ГАСИС проходят бесплатные для учителей курсы. Уже известно расписание этих курсов в ГАСИС на период сентябрь – май.

Рассмотрим проблему продвижения шахмат в систему образования на трёх уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

На федеральном уровне в России шахматы были включены в программу начальных классов в 1994 году, но сегодня с приходом стандартов второго поколения школьный статус шахмат подвис.

На региональном уровне Республика Калмыкия с 1995 года первый российский регион, где шахматы стали обязательным школьным предметом. В этом величайшая личная заслуга Президента ФИДЕ Кирсана Николаевича Илюмжинова, реализовавшего сложнейшее государственное дело. Сегодня во многих школах Калмыкии (где я был уже дважды) преподавание ведётся по курсу "Шахматы – школе".

Один из самых грамотных механизмов включения шахмат в школьную программу демонстрируют с 2007 года в Томской области. Человек-мотор Томского всеобуча Б.К.Шайдуллин представил губернатору области продуманный план проведения всеобуча, и к сегодняшнему дню он реализован. В 2008 году проект "100 базовых школ" запущен в Псковской области. Последняя крупная попытка ввести урок шахмат на уровне области произведена в Курганской области – Проект "Интеллектуал Зауралья", стартовавший в 2010 году.

Отмечу до конца не реализованные попытки проведения всеобуча в Калининградской, Самарской, Нижегородской и Пензенской областях. В прошлом году на шахматы замахнулась Москва, во все столичные школы были направлены письма с просьбой предоставить информацию о форме преподавания шахмат в данной школе и пожеланиях. А 2 августа СМИ отметили, что с 1 сентября шахматы будут преподавать во всех 1100 школах, а также в детских садах Ростовской области.

О всеобуче на муниципальном уровне. Здесь в России два очень сильных лидера. Это Нижнекамск в Республике Татарстан и Сатка в Челябинской области. В обоих случаях работа началась в 2003 году и уже собран замечательный статистический материал. Для обоих регионов успехи во всеобуче во многом связаны с именами инициаторов, локомотивов и главных реализаторов всеобуча: в Нижнекамске это Николай Михайлович Телепенин, в Сатке – это Амир Мансурович Гилязов.

В случае с Саткой мы имеем редчайшее в мировой практике явление – введение шахмат в систему образования здесь с самого начала опирается на научные знания, плюс проводится диагностика. Это подтверждают данные двух мощных проектов: "Шахматный всеобуч" и "Шахматы для общего развития", которым руководит Виктор Зарецкий.

В течение многих лет учёные размышляли над базовой идеей школьного шахматного курса. И в конце 80-х годов независимо друг от друга Н.Г.Алексеев, Ю.С.Разуваев и я пришли к выводу, что это такое явление – как фундаментальная составляющая человеческого мышления, которая называется "способность действовать в уме". И мне посчастливилось реализовать эту идею в курсе "Шахматы – школе". В Сатке научные линии Алексеева-Разуваева-Зарецкого и моя объединились. Научный подход к всеобучу в Сатке вызывает уважение. Ведь, что мы сейчас имеем по всему миру и в регионах России? Нередко бодрые возгласы: "Внедрим шахматы в наши школы через месяц!" При этом о научно-обоснованных учебниках не вспоминают, а лишь покупают шахматные доски и агитируют пенсионеров-шахматистов идти преподавать шахматы. Это болезнь многих стран. А вот в Сатке всё сделано очень грамотно. Пару месяцев назад я впервые посетил Сатку, проводил курсы повышения квалификации учителей. И меня порадовало, что учителя здесь замечательные, ищущие, открытые новому, ещё не испорченные издержками модернизации в образовании.

Что касается всей Челябинской области, то параллельно с наработками саткинцев, здесь с 2008 года взят курс на интеллектуально-игровой всеобуч. Шахматы безграничны, и все их возможности ещё не раскрыты.

По шахматному всеобучу в последние годы сделано очень многое, но широкое внедрение шахмат в жизнь начальной школы и детского сада наталкивается на проблему полной некомпетентности СМИ в этом вопросе. Большинство статей – страшилки, мол, совсем замучат бедных детей этими инновациями. Но нигде не прочитаешь, что Россия стала первой страной в мире, где на федеральном уровне шахматы с 1994 года были включены в программу начальной школы, и что сегодня здоровьесберегающий курс "Шахматы – школе", направленный на развитие способности действовать в уме, обеспечен учебниками, пособиями, тетрадями. Где в СМИ статьи об учителях, преподающих шахматы? Вот о ком нужно писать СМИ, а не о туалетных скандалах! Учитель – это центр Вселенной! И Учителю нужно петь песню! Любить Учителя, хранить Учителя, заботиться об Учителе! Пока жив Учитель – будет жить в мир! В целом, я позитивно оцениваю динамику развития шахматного образования в России, тем более что есть такие замечательные оазисы всеобуча как Калмыкия, Томская область, Нижнекамск и, конечно же, Сатка. И многих из вас я знаю как великих тружеников! Спасибо за внимание.


Рейтинг@Mail.ru
Хостинг от uCoz