А.А. Тишков
ПОХВАЛА КОМПОЗИЦИИ
С тех пор как существуют шахматы, было высказано много авторитетных мнений,
определяющих их сущность. Если о практической игре могут быть различные
суждения, то о «поэзии шахмат» — шахматной композиции — мнение знатоков
единодушно: это — искусство.
Да, шахматная композиция — искусство!
Как всякое подлинное искусство, она вечна. Шедевры шахматной композиции
не подвластны времени: неувядаемые, они будут жить в веках.
Подобно высоким образцам музыки, живописи, поэзии, драмы, выдающиеся
произведения шахматной композиции дарят любителям подлинное эстетическое
наслаждение, а это — самый важный признак всякого искусства.
Как и во всяком искусстве, в шахматной композиции есть свои жанры (например,
в задачах — двухходовки, трехходовки, многоходовки).
Как и другие искусства, шахматная композиция имеет свои школы: чешскую
и стратегическую, английскую и старонемецкую, логическую и др.
В шахматной композиции есть свои канонические формы: малютка, миниатюра,
мередит.
Как и во всяком искусстве, в композиции разрабатываются свои сюжеты и
темы: различные «эхо», перекрытия Гримшоу, Плахутты, индийская и бристольская
темы, игра пешек (пикенини и альбино, королевские и ладейные кресты и
т. п.).
Шахматная композиция хоть и самое молодое из искусств, у нее, тем не
менее, есть своя классика — шедевры, созданные С. Лойдом и А. Галицким,
А. Троицким и В. Шинкманом, Л. Куб-белем и О. Вюрцбургом, М. Хавелем
и Г. Хискотом, В. Паули и Л. Лошинским, А. Мари и К. Мэнсфилдом и многими
другими этю-дистами и проблемистами, навсегда вошли в золотой фонд шахматной
композиции.
Творческая практика шахматных композиторов зиждется на разработанной
теории этого вида искусства. Работы по теории и практике композиции,
авторские сборники, различные антологии задач и этюдов выходят на всех
континентах.
Давно известно: чтобы как-то понять и оценить любое произведение искусства
— поэму, картину, скульптуру, симфонию,— необходима специальная, порой
весьма длительная и упорная подготовка. Например, надо много лет изучать
родной язык, чтобы понять и оценить поэму «Медный всадник», или роман
«Война и мир», или любое другое литературное произведение. Совершенно
иная подготовка нужна для любителя, скажем, симфонической музыки: понять
симфонию Моцарта или Шостаковича гораздо труднее, чем басню Крылова.
Так же обстоит дело и с живописью, и с другими искусствами. Следует заметить,
что чем основательней и разносторонней подготовка, тем большее эстетическое
удовлетворение получит любитель от произведения искусства.
Приобщение к искусству шахматной композиции, пожалуй, требует меньше
времени и усилий для специальной подготовки. Каждый шахматист, даже начинающий,
в состоянии приступить к решению или разбору шахматной задачи или этюда
(сначала самых простых) и уже на самых первых порах оценить их красоту.
Тут сразу же необходимо подчеркнуть одно очень важное обстоятельство,
которым шахматная композиция выгодно отличается от других искусств. Рядовому
любителю (а зачастую и специалисту) живописи, скульптуры, графики, архитектуры
почти всегда приходится довольствоваться копиями, репродукциями, слепками,
фотографиями и лишь в редких счастливых случаях удается видеть оригинал:
ведь та или иная картина, скульптура, рисунок существует в единственном
экземпляре и хранится в музеях — в Москве, Ленинграде, Риме, Мадриде,
Париже, Нью-Йорке или других труднодоступных местах.
Любитель литературы находится в несколько лучшем положении: любимая книга
у него есть своя или ее можно взять в библиотеке. Но и он испытывает
определенные неудобства. Чтобы свободно читать произведения зарубежных
поэтов, прозаиков, драматургов в оригинале, надо хорошо знать иностранные
языки, в противном случае приходится полагаться на переводчика, версия
которого всегда, особенно в поэзии, отличается от оригинала.
Любитель музыки может удовлетвориться более или менее доброкачественными
записями любимых произведений или исполнителей. Но одно дело слушать
даже хорошую запись, а другое — самому присутствовать на концерте в филармонии,
в концертном зале или в оперном театре.
Любитель шахматной композиции всегда имеет дело с оригиналом. Тут есть
чему позавидовать: обзавестись оригиналом очень просто — можно вырезать
понравившуюся композицию из газеты или выписать ее в тетрадь. Какой еще
любитель может в две — три недели (а при желании даже быстрее) составить
коллекцию из двухсот (!), пятисот (!!), тысячи (!!!) и более подлинников!
Это очень важное обстоятельство, выгодно отличающее искусство шахматной
композиции ото всех других искусств. Ведь никакая, даже самая хорошая,
копия или репродукция, самая совершенная запись не могут заменить оригинал.
Другой очень важный момент, отличающий шахматную композицию от других
искусств: она высоконравственна. Литература, живопись, театр могут быть
использованы определенными кругами общества в самых разных, часто антигуманистических,
целях — для разжигания расовой, например, ненависти, прославления и утверждения
реакционных взглядов и теорий, культа насилия, порнографии и т. д. Всего
этого нет в искусстве шахматной композиции. Бескровный штурм крепости
черного короля, жертвоприношение слона или коня, тоже бескровные, пленение
королевы (ферзя) даже при самой разнузданной фантазии не могут вызвать
дурных или предосудительных эмоций.
Увлечение шахматной композицией не ввергнет любителя в бездну непомерных
расходов и не нанесет его бюджету никакого ущерба, тем более не подстрекнет
его к растратам, хищениям и многим другим деяниям, караемым законом.
Поклоннику других искусств нет-нет да и приходится приобретать иногда
дорогостоящие альбомы, репродукции, гравюры, книги, пластинки, стоять
в очереди за билетами на концерты... А между тем, например, собрание
четырехсот с лишним произведений (оригиналы!) Л. Лошинского стоит 1 руб.
40 коп. Если учесть, что по шахматной композиции выходят 2—3 книги в
год, то такого масштаба расход посилен любителю с самым скромным достатком.
Такая общедоступность для широкого круга любителей тоже очень важное
достоинство шахматной композиции.
Поразительна быстрота, с которой задачи или этюд становятся достоянием
широчайшей аудитории. А тем временем могут пройти годы, порой десятилетия,
пока литературное произведение, шедевр живописи, симфония станут доступны
и войдут в обиход.
Задача или этюд, опубликованные впервые в нашей стране, в Австралии,
Бразилии, Испании — в любой точке нашей планеты, в кратчайший срок становятся
известны (в оригинале!) любителям во всем мире. Поэтому шахматные композиторы
едва ли не самые счастливые среди всех художников: их произведения доходят
до аудитории, расположенной даже в самых отдаленных городах и весях.
Шахматная композиция, как никакое другое искусство, может сближать людей
самых разных профессий, политических ориентации, религиозных убеждений,
общественного положения, возраста, имущественного и образовательного
ценза и т. д. Далеко не всякое искусство обладает такими преимуществами.
Я знаю случаи, когда шахматная композиция сослужила добрую службу людям,
прикованным временным или продолжительным недугом к постели, помогла
им найти забвение от физических и духовных страданий и в какой-то мере
способствовала их возвращению к повседневной деятельности. Не всякое
искусство на это способно...
1982 г. А.
Тишков
Источник:
Александр
Александрович Тишков,
Виктор
Иванович Чепижный
Шахматные задачи-миниатюры
"Физкультура и спорт", 1987
|