genesis
  шахматы и культура


все публикации

международная научно-практическая конференция “Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования”
(Ханты-Мансийск 2013)

Л. Бабушкин

Проблемы современных шахмат и шахматный всеобуч

Когда ребенка учат таким нужным и полезным вещам, как плавание или езда на велосипеде, не намереваются, как правило, отвести его на следующий же день в спортивную секцию. А в обучении шахматам не редко уже с первых шагов задумываются о разрядах и рейтингах, тренерах и отборочных соревнованиях. Как будто знать, как ходят фигуры, нужно только для спортивной карьеры. Однако характерное для спорта разделение на победителей и побеждённых, отбор сильнейших из сильных и способнейших из способных – не главная и не лучшая сторона мира шахмат.

В чем цель игры в шахматы? Многие скажут: победить, поставить королю противника мат, и будут не совсем правы. Цель отдельно взятой шахматной партии - победить партнера, цель шахмат как вида спорта - посредством отбора выявить сильнейших игроков, цель шахмат как элемента культуры - приобщить людей к интеллектуальному творчеству, развить их созидательные способности. В идеале эти цели должны гармонично сочетаться. Но в нашей реальности спортивная составляющая явно гипертрофирована. Содержательная, творческая сторона шахмат отодвинута на второй план, внимание и интерес сосредоточены на спортивных результатах, званиях и рейтингах.

Наметилась тенденция к сокращению времени на обдумывание. Ведь для того, чтобы определить победителя не надо тратить пять часов на партию, достаточно и часа, а то десяти минут. И не принимается во внимание, что при этом снижается качество игры. В результате поверхностная, цейтнотная игра с грубыми ошибками, неизбежными при недостатке времени на обдумывание, делается чуть ли не нормой.

Столь же поверхностными становятся и комментарии к партиям мастеров. У читателя таких комментариев создается впечатление, что шахматная партия – это не борьба стратегических идей и тактических замыслов, а голый расчет вариантов. Тем более что комментаторы и сами не всегда понимают смысла вариантов, позаимствованных ими у компьютеров. Человек – не компьютер, он мыслит, а не только считает, оперирует не столько ходами, сколько идеями. Но глубина и красота мысли шахматных мастеров остается невоспринятой и непонятой шахматистом-любителем.

Можно без большой натяжки сказать, что наибольших спортивных успехов в шахматах добились…компьютеры. Но стали ли они от этого умнее? Важно ведь не “что достигнуто”, а “как достигнуто”. Известно, что во всякой игре наиболее ценен не сам по себе результат, будь то мат королю или замок, построенный ребенком из песка, а сам процесс игры. Играть – значит учиться на собственном опыте, познавать свойства вещей и развивать свои природные способности. Компьютер, реализуя заложенные в него человеком программы, не играет, а только имитирует игру, которая его не совершенствует и ничему не учит. Компьютер победил чемпиона мира, но это не упраздняет игру и не умаляет её значения для людей, потому что шахматы нужны не для чемпионства, а для познания и совершенствования – они помогают правильно и умно жить.

“Война шахматных фигур—ведь это только театральная война. Зато эта театральная война служит символом и других видов борьбы, например, диспута, дипломатических переговоров, судебного процесса или наконец борьбы, сопровождающей всякую организационную работу. Жизнь полна борьбы: борьбы одного человека с другим, борьбы между индивидуумом и обстоятельствами; даже душевная жизнь каждого отдельного человека немыслима без борьбы. Более того: я полагаю, что шахматная игра подготовляет нас к более тонкому пониманию стратегических законов; стратегия же часто оказывается в жизни решающим фактором” [1]

Известно, что искусство не может существовать без публики, способной понимать и ценить творчество мастеров. То же самое, вероятно, можно сказать и о шахматах как немаловажной части общечеловеческой культуры. Однако в современных шахматах спортивные болельщики явно преобладают над любителями, ставящими глубину и красоту шахматных идей выше спортивных результатов. Можно ли изменить такую, явно неблагоприятную, ситуацию? Наибольшую надежду в этом отношение вселяет детский шахматный всеобуч, нацеленный не на спорт, а на воспитание уважения к шахматам как к увлекательному и полезному занятию. Школа нуждается в шахматах. Но и для самих шахмат - всеобуч, может быть, единственный шанс сохранить своё место в культуре.

Первый чемпион мира В. Стейниц говорил: “Жизнь часто сравнивают с игрой в шахматы. Это сравнение справедливо во многих отношениях... Шахматы — великолепная тренировка человеческого ума, демонстрация его скрытых сил, которые движут нашими мыслями и действиями” [2, с.232] Таково основное назначение шахмат. Можно надеяться, что всеобуч поможет им в полной мере соответствовать этому высокому назначению.

Литература

1. Эм. Ласкер О смысле шахматной игры // Шахматный листок 1924 №2
2. И. Линдер, В. Линдер. Вильгельм Стейниц: жизнь и игра. Москва:Астрель - 2005. -256 с.

 


генезис
шахматы и культура

Рейтинг@Mail.ru