САЙТ "ГЕНЕЗИС"   
ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА


Публикации


А. Галицкий

Шахматная задача - художественное произведение

(А. Галицкий "Очерки по теории шахматных задач ", "Шахматное обозрение" 1901. Фрагмент )


Давно уже было сказано и никем теперь не оспаривается, что шахматная задача представляет поэзию шахматной игры; по своему характеру она является произведением искусства, художественным произведением. От предметов, именуемыми изящными искусствами - живописи, музыки и проч. - искусство шахматных задач отличается тем, что первые, как материалом или средством для выражения идей пользуются явлениями природы - звук, краска, свет и т.д., законы проявления которых представляются неизменными, постоянными, вечными, тогда как второе - задачное искусство - имеет дело с произведением ума человеческого - шахматной игрой, правила и законы которой по воле же людей, их создавших, могли бы быть изменены и, действительно, как известно из истории - не один раз изменялись.
Отношение задачи к игре такое же, как изящного искусства - музыки, живописи и проч. - к природе или действительной жизни. Для задачи, как произведения искусства, эту природу, эту действительную жизнь представляет шахматная партия. Как природа - мир красок и звуков - дает элементы, материал для произведения живописи и музыки, так из игры шахматной мы берем элементы для задачи, материал для ее построения. Элементы, из которых слагается произведение музыки или живописи, составляют гаммы звуков и цветов, т.е. различные, находящиеся в известных между собою отношениях, колебания среды - воздуха или эфира, колебания, совершающиеся по строго определенным законам при наличности известных всегда одних и тех же постоянных условий. Элементы, из которых слагается задача, представляют шахматная доска с ее 64 полями и 32 шашки - фигуры и пешки, имеющие в настоящее время всегда одно и то же, условное, значение, одни и те же свойства, силу и движение.

Итак, задача находится в таком же отношении к собственно игре шахматной, в каком вообще искусство - к действительной жизни. Здесь практическая шахматная партия соответствует обыденной жизни; задача представляет художественное восприятие этой жизни. Она берет материал из этой последней, наиболее характерные типические черты, соответствующие той или иной идее или предмету, и в сжатом гармоническом целом дает картину, воплощающую в конкретной форме эту идею. Задача идеализирует игру. Записанную шахматную партию, разыгранную двумя игроками, по отношению к задаче можно сравнить с точным историческим описанием (протоколом) какого-либо события, например, описанием битвы при Бородине; шахматная же задача в этом случае явится художественным воспроизведением различных тех или иных моментов того же события, подобно, например, описанию названной битвы у гр. Л.Н.Толстого в романе "Война и Мир". Записанная шахматная партия - это точный план, карта какой-либо местности; шахматная задача - это картина, вид какой-либо части или стороны той же местности, нарисованная рукою художника. Как художественное описание какого-либо события не стремится заменить истории, картина-ландшафт художника не заменит плана или карты местности, а каждое из них может иметь и имеет самостоятельное значение, разве только дополняя одно другое, - так и шахматная задача, необходимо признать, вполне имеет право на самостоятельное существование, независимое от практической шахматной игры. От своего служебного значения, имевшего место еще в сравнительно недавнее прошлое - представлять примеры, как следует игроку действовать в том или ином затруднительном положении, какие игра может представлять ловушки и западни для противника,-теперь шахматная задача вполне освободилась, передав эту служебную роль особой отрасли шахматного искусства - этюду.

Таким образом, связь задачи с игрой остается только внешней и заключается в общности законов игры, в общности ее элементов - доски и шашек с их разнообразными движениями и свойствами; шахматная партия дает основание для задачи; последняя произошла из первой и руководствуется ее законами.
Материалом, сюжетом для задачи берется то, что встречается в самой игре. Но, как и всякое художественное произведение, шахматная задача имеет целью проявить какую-нибудь существенную или выдающуюся особенность предмета, его характер -полнее и яснее, чем он проявляется в действительных предметах, в данном случае - в практической шахматной игре. В этом более полном проявлении идеи предмета заключается сущность задачи, как художественного произведения, и этим определяется ее цель. Для того чтобы содержание задачи и ее идея соответствовали тому, что разумеется под понятием изящного, чтобы задача производила именно впечатление художественного произведения, композитор из того, что встречается в самой игре, непременно берет для задачи нечто такое, что имеет выдающееся или преобладающее значение в ней; какое-нибудь красивое матовое положение, какая-нибудь особенность фигуры, не постоянно проявляющаяся, что-нибудь новое и оригинальное, еще в других произведениях не отмеченное или вполне не освещенное, - все это может послужить сюжетом задачи, дать материал для ее построения.
Как художественному произведению - задаче присущ элемент изящного, красивого. Последнее определяется степенью совершенства художественного выполнения идеи предмета. Поэтому необходимо, чтобы взятая для задачи идея была не только сама по себе ценна, красива или оригинальна, но чтобы она при том сделалась как можно более, господствующей в задаче, чтобы выделялась наиболее полно и ярко. С этой целью, чтобы сделать возможно более ярким освещение выбранной идеи, композитор берет в задачу все, что ему нужно, все черты, характерные для данного предмета или его идеи, тщательно отделяя при этом все то, что к взятой им идее прямо не относится, что не служит к более полному освещению предмета и что, следовательно, своим присутствием может только вредить цельности впечатления решающего, отвлекая его внимание в сторону, нарушая единство и полноту идеи.
Только при соблюдении композитором этих условий и получает идея весь свой блеск, всю необходимую для художественного произведения выпуклость. Принцип, которому в этом случае следует композитор - тот же самый, что и в других искусствах, живописи, музыке и проч., - в теории искусства шахматных задач носит общее название закона экономии средств.

Шахматная партия, дающее основание шахматной задаче, представляет борьбу двух сторон - белых и черных. После каждого сделанного одним противником хода представляется другому задача, в которой требуется: найти наилучший ход, ведущий к выигрышу в возможно меньшее число ходов. Ведение партии только тогда доставляет удовольствие играющим, когда каждый из противников достаточно относительно другого силен в игре, т.е. другими словами - задачи, после каждого хода им друг другу предлагаемые - достаточно трудны. Отсюда является совершенно правильным и целесообразным требование, чтобы искусственная проблема, представляющая художественное произведение действительной партии, была также достаточно трудна, т.е. чтобы идея, положенная в основу задачи, была композитором достаточно замаскирована и скрыта тем или иным путем.

Раскрытие этой идеи, решение задачи, по тем же вышеизложенным соображениям должно быть обязательно единственным, так как при большем или меньшем числе способов достижения мата нахождение хотя одного из них сделается уже во столько же раз более легким, сколько таких способов в задаче имеется. Если второе решение, кроме задуманного автором, начинается с первого же хода - то это будет полное побочное решение, и задача, как таковая, по общему принятому в настоящее время мнению - теряет всякое значение; за этим вторым решением уже не видно красоты, положенной в основу задачи идеи, в положении этой задачи мат достигается уже другим путем, ничего общего не имеющим с задуманным красивым авторским; решающий, сделав мат в назначенное автором число ходов, но не найдя в задаче той красоты, которую автор в нее вложил, и которая должна была служить ему как бы наградой и удовлетворением за потраченный труд ее решения, вполне справедливо будет считать задачу ничтожной, лишенной всякого художественного значения.

Наконец, если примем во внимание, что шахматная задача есть задача, взятая из шахматной игры, основанная на правилах и законах этой последней, то совершенно естественным представляется еще одно общее требование, предъявляемое к задачам - это именно соблюдение в задачах общих правил шахматной игры, возможность и естественность расстановки шашек в задаче, чтобы положение каждой задачи могло быть выведено из партии, представляло как бы некоторый момент, взятый из партии. Невозможно было бы, например, положение в задаче на a1 белого слона при наличности тут же белой пешки b2 и т.п.
Таким образом, общие требования, предъявляемые к современным шахматным задачам, сводятся к следующему. Шахматная задача, представляя возможное, вытекающее из партии положение, содержа в себе некоторую скрытую, хорошую, красивую и оригинальную идею, для раскрытия должна давать только один способ: решение задачи должно быть единственным и при том более или менее трудным; идея, положенная в основание задачи, должна быть художественно выражена - с соблюдением закона экономии средств и проч.
Такие общие требования, предъявляемые к задачам, в большей своей части находят себе также полное объяснение в истории развития их. Из истории известно, что первоначально шахматная задача в древнейших манускриптах, посвященных шахматам, являлась как окончание игры, поучительное положение в практической партии; отсюда являются у нас все требования к задаче, какие могут быть предъявлены к окончанию игры: соблюдение общих правил шахматной игры, возможность и естественность расстановки шашек и проч. Другие требования от задачи, вытекающие из значения слова задача, загадка, нечто такое, что задается, предлагается на решение - требование от задачи трудности решения, замысловатости его и отсюда - единства решения - также всегда предъявлялись и ко всем старинным задачам, что между прочим может подтвердиться существованием средневековых задач на пари - Wettspiele. Требования красоты и оригинальности вытекают из взгляда на задачу, как на произведение искусства, взгляда, всегда в той или иной степени существовавшего и проявляющегося почти во всех дошедших до нас древних задачах.

Источник: К. Урусов, Е. Фомичев "Александр Галицкий - шахматный Гейне " Полтава, 2010


 

САЙТ "ГЕНЕЗИС"   
ШАХМАТЫ И КУЛЬТУРА
 

Рейтинг@Mail.ru