genesis
  шахматы и культура


все публикации

Н. Греков

Воспитательное значение шахмат

О воспитательном значении шахмат упоминают часто, однако этот вопрос никогда не был объектом серьезного исследования. Изучение его представляется важным и своевременным, поскольку шахматы при разумном отношении к ним играют значительную роль в качестве воспитательного фактора. Я имею в виду благотворное воздействие шахмат на «психику человека, на его ум, характер и волю.

Предпосылкой здесь является то, что шахматная партия — спорт, индивидуальная борьба, оружием в которой являются известные данные психики играющих. Успех в шахматах зависит от степени развития этих данных и от умения овладеть ими.
Шахматы — увлекательнейший спорт. Многие мотивы неудержимо влекут шахматиста к победе: здесь и самолюбие, и стремление к спортивному достижению, и чувство созидателя-художника, стремящегося осуществить свои идеи и замыслы. Мало того, что шахматист стремится к победе в отдельной партии или в каком-нибудь конкретном состязании, — почти всякий шахматист настойчиво стремится еще и к совершенствованию своего искусства.

Дня достижения этой цели он напрягает и развивает необходимые способности. Эти способности могут быть разделены на две основные группы: способности специфически шахматные и способности общего характера.

К узко-шахматным способностям относится, во-первых, трудно расшифровываемое, как, впрочем, и в любой другой области, понятие талант — в данном случае шахматный талант; далее сюда относится способность шахматного расчета, специально шахматная память *), понимание сущности шахматной борьбы, специальный опыт, знание теории и т. п. Если ставить вопрос о воспитательном значении шахмат, то об этих чисто шахматных способностях говорить не приходится.

Однако мало обладать шахматным дарованием, шахматными знаниями, — надо обладать еще теми не шахматными данными, без которых совершенно невозможны успехи соответствующие степени шахматных способностей и знаний. Настойчиво стремящийся к победе и совершенствованию, шахматист, развивая в себе необходимые для шахматных успехов данные, тем самым неизбежно становится на путь развития ряда положительных свойств своей психики; одновременно он изживает в себе и многие отрицательные черты своей психики, препятствующие его шахматным успехам.

К числу психологических данных общего характера, имеющих особенно большое значение в процессе шахматной игры, должна быть отнесена дисциплинированность характера и процессов мышления. Шахматы требуют также способности к длительной и неослабевающей концентрации внимания. Ведь совершенно очевидно, что прекрасной игрой можно довести партию до выигрышного положения, но потом в результате усталости, волнения или просто вследствие легкомысленной уверенности, что победа, мол, все равно обеспечена и придет сама собой, — короче говоря, вследствие ослабления напряжения воли или провала внимания хотя бы на несколько секунд, стоявшая на выигрыш партия оказывается проигранной. Сколько подобных случаев бывает не только в легких партиях, но и в ответственнейших встречах, и не с рядовыми любителями, а также с самыми выдающимися мастерами!

Обязательное и неизбежное условие совершенствования в шахматах — борьба с этим недостатком; иначе успехи в шахматах невозможны, Шахматист, обладающий настойчивой, твердой волей к победе, стремящийся к совершенствованию, постепенно изживает этот недостаток и приучает себя к неослабевающему вниманию В его шахматных выступлениях срывы становятся реже и реже, — одновременно и в жизни он избавляется от некоторых черт, которые могут приносить лишь отрицательные результаты Для человека, склонного к рассеянности или к провалам внимания, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания, развивающаяся за шахматной доской — драгоценное приобретение.

На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей и подростков совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами и, несомненно, являются следствием именно указанной особенности воздействия шахмат на психику.
Данная особенность шахмат имеет и еще одно благотворное воспитательное свойство, — она уничтожает или ослабляет отрицательные черты психики человека, как, например, апатичность, леность мысли, расхлябанность внимания. Ведь за шахматной доской всякое ослабление напряжения мысли приходится оплачивать поражением! Шахматисту поневоле приходится учиться дисциплинированности характера и процессов мышления!

Совершенно очевидно также, что шахматы требуют логичности мышления. Далее, шахматы требуют от играющего активности мышления, предприимчивости, изобретательности, решительности. Шахматист во время игры обязательно должен активно мыслить, — он должен создавать планы, задумывать удары, он должен стараться дать желательное ему направление течению партии, все время бороться с замыслами противника, с его волей. Мало того — нередко шахматист должен проявить не только активность и предприимчивость, но также решительность, потому что во время партии он не раз оказывается на распутьи, и у него возникают сомнения, — какой избрать план из нескольких возможных, атаковать ли ему или защищаться, принять пожертвование или отклонить, меняться фигурами или нет и т. д. Качества, противоположные указанным, — пассивность, нерешительность, робость — никогда не уживутся с успехами за шахматной доской, но эти черты характера и вообще никогда ничего хорошего дать не могут.

Совершенно не соответствуют духу шахматной игры легкомыслие, действия наудачу, — в шахматах каждый шаг должен быть взвешен, предварительно продуман; за каждый легкомысленный маневр шахматист несет ответственность; нередко одного необдуманного хода достаточно, чтобы сразу же погубить партию. Излишняя фантастика, надуманность, предвзятость недопустимы в шахматах; шахматист должен исходить только из создавшейся реальной обстановки. Данная сторона шахмат имеет легко понятное воспитательное значение, наглядно подчеркивая ответственность за каждый недостаточно продуманный шаг. Это становится ясным уже для начинающего шахматиста, который прежде всего узнает, что тронутой фигурой, хотя бы и нечаянно, надо обязательно ходить. Особенно полезно воспитательное значение этого правила шахматной игры для детей.

Такие качества, как самонадеянность, недооценка противника, пренебрежительное к нему отношение, также получают за шахматной доской наказание. Всем известно, что даже крупный мастер, не умевший полностью избавиться от этих недостатков, бывает наказан в турнире проигрышем сравнительно слабому противнику.
В противоположность этому — за шахматной доской всегда получают награду такие качества, как упорство, самообладание, выдержка; эти качества необходимы шахматисту как для проведения собственных планов, так и для стойкого сопротивления, когда он попадает в плохое положение.
Необходимость проявлять за шахматной доской целеустремленную, твердую волю принадлежит к числу прекраснейших воспитательных свойств шахмат.

Не приходится доказывать, что напряжение воли играет очевидную роль в любой шахматной партии, и в «легкой» и, — конечно, в гораздо большей мере — в ответственной турнирной. Однако еще важнее и значимее результаты целеустремленного и длительного напряжения воли, направленного на совершенствование своего шахматного искусства. Можно с уверенностью сказать, что сила ряда шахматистов, обладающих, теоретически говоря, равным шахматным дарованием, будет находиться в прямой зависимости от степени целеустремленности их воли, причем даже при одинаковом шахматном даровании разница в силе может оказаться не малой... Отнюдь не случайность, что все чемпионы мира — Стейниц, Ласкер, Капабланка, Алехин — обладали чрезвычайно сильной целеустремленной волей.

Бесспорное превосходство над всеми современниками и многолетнее звание чемпиона мира дала Ласкеру больше всего его твердая воля, его данные непревзойденного шахматного борца.

Как часто мы слышим воспоминания шахматиста о тех грустных партиях, которые он «должен был выиграть», но, добившись лучшего или даже выигрышного положения, остановился на полпути и — проиграл, оказавшись «помощником» своего партнера. Такой шахматист любит утешать себя тем, что он проиграл «незаслуженно», что поражение его «случайно», однако, сваливая вину на свое «незаслуженное» поражение, на «случайность», он не учитывает, что явление, кажущееся «случайным» на шахматной доске, вытекает последовательно и логично из сущности всей его психики. «Случайных» результатов за шахматной доской гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд, если при оценке течения шахматной борьбы исходить не только из расположения фигур на доске, но и из психики противников — фактора огромного значения, — но подчиненного не логике шахматной игры, а логике другой — логике психологии: просмотр, который кажется «случайным» с точки зрения логики шахматной игры, неизбежен с точки зрения логики психологии.

Глубоко прав Эммануил Ласкер, который утверждал, что шахматы прежде всего — борьба. Ласкер даже написал книгу под названием «Борьба», которая посвящена изучению сущности борьбы, анализу ее и психологии. В жизни, — говорит Ласкер, — систематически приходится «бороться», т. е. преодолевать разного порядка препятствия в стремлении к намеченным целям; вся жизнь — беспрерывная борьба того или другого рода. Хотя о шахматах в этой книжке нет даже упоминания, но все то, что говорит Ласкер о борьбе и психологии борьбы может быть полностью отнесено к шахматам. В миниатюре — шахматы та же борьба, какая в большом масштабе на каждом шагу развертывается в жизни: в шахматах приходится бороться тем же оружием, которое необходимо и в жизни. И за шахматной доской это оружие оттачивается, совершенствуется.

В стремящемся к победам, а тем более в добивающемся совершенствования шахматисте развиваются многие положительные черты, весьма важные в жизни, и одновременно изживаются черты, которые в жизни играют лишь отрицательную роль. В этом воспитательное значение шахмат.

К сожалению, до сих пор мало предпринималось попыток для планомерного изучения как психологии шахмат, так, в частности, их воспитательного значения. В выводах, которые мы сделали о некоторых сторонах психологии шахмат, об их воспитательном значении, мы руководствуемся непосредственными наблюдениями, порой отрывочными и случайными. Но материал так богат, выводы часто так очевидны, что даже и такие наблюдения дают очень много. Однако наблюдения, систематически проведенные, могли бы дать несравненно больше интересного и ценного материала. Было бы чрезвычайно полезно попытаться, например, связать шахматную силу шахматиста, его практические успехи с наличием у него тех или других психологических данных. Здесь очень много могло бы дать и самонаблюдение вдумчивого шахматиста-любителя. Изучение шахматной игры в этом отношении — и в индивидуальном порядке, и коллективно, и особенно путем привлечения соответствующих научных организаций — могло бы иметь большое значение, притом в двух направлениях: оно помогло бы и совершенствованию шахматиста, и выработке характера человека.

*) Психотехнические испытания участников международного шахматного турнира в Москве 1925 г., производившиеся профессорами И. Н. Дьяковым, П. А. Рудиком и Н. В. Петровским, убедительно доказали, что вообще говоря, память шахматиста, даже выдающегося, в среднем не превосходит нормальную память нешахматиста.

Источник:  "Шахматы в СССР" №10, 1947

12.12.2013

 


генезис
шахматы и культура

Рейтинг@Mail.ru