И. Майзелис
Шекспир и шахматы
Разносторонность Шекспира всегда вызывала удивление: каким образом он
мог так хорошо знать все, о чем писал, — рассуждали английские снобы.
— Нельзя ведь предполагать, что он, человек из простонародья, сын мясника
или перчаточника, получил сколько-нибудь солидное образование. Разве
он изучал историю, право, естествознание, языки, географию и много
других вещей? Откуда у него знание светских и придворных обычаев?
В результате родилась легенда, что автором произведений Шекспира был
кто-то другой (или другие), а самого Шекспира, возможно, и на свете не
было. Жизнь отвергла это предположение досужих скептиков.
Не лишено комизма, что, наряду со многим другим, они отрицали и знакомство
Шекспира с шахматами. Правда, у великого драматурга встречаются слова
«шах», «мат», «пат», но — утверждали скептики — отсюда еще ничего не
следует: слова эти взяты из разговорного языка и в ту эпоху имели также
другое, не шахматное значение.
В произведениях Шекспира есть четыре места, которые имеют прямое отношение
к шахматам.
В «Буре», когда поднимается занавес, зрители видят Миранду и Фердинанда
за шахматами. Миранда упрекает партнера в том. что он сделал не разрешаемый
правилами ход, а тот отрицает это.
В «Короле Лире» граф Кент говорит: «Мою жизнь считал я пешкой, всегда
готовой сражаться с твоими врагами».
Интересна раздраженная реплика Катарины в «Укрощении строптивой»: «Так
вы, отец, хотите, чтобы я стала «патом» среди этих «матов»? Игра слов,
означающих также: «чтобы я была посмешищем для этих умалишенных».
Меткая острота, если принять во внимание, что пат считался тогда не ничьей,
а победой запатованного. Игрок, допустивший пат, становился мишенью для
издевательств. Пат был посмешищем! Уже один этот каламбур является убедительным
свидетельством как популярности игры в то время, так и знакомства Шекспира
с шахматами.
Наконец, любопытные слова встречаются в «Короле Джоне»: «Ты можешь стать
королевой и шаховать весь мир» (т. е. угрожать всему миру). Разумеется,
слово «шах» в смысле «угроза» также бытовало в разговорной речи. Но надо
учесть, что дальнобойный ферзь (королева) в ту пору сравнительно недавно
появился в Англии. В средневековом шатрандже ферзь мог передвигаться
лишь на одно поле по диагонали. В реформированных же шахматах «королева»
начала проявлять огромную силу — она могла «шаховать» весь мир! Человеку,
не знакомому с шахматами, вряд ли могло бы прийти в голову такое яркое,
образное сравнение.
Заслуживает внимания еще интересный факт. В начале нашего века в Нью-Йорке
была найдена старинная картина, изображающая двух драматургов елизаветинской
эпохи — Бена Джонсона и Вильяма Шекспира — за шахматной доской! Нужно
сказать, что к тому времени ни один прижизненный портрет Шекспира (а
также Бена Джонсона) не был известен; художники посмертно рисовали его
по памяти или описаниям. Понятно, что находка вызвала огромный интерес.
Особенно много о картине писали в 1916 году — в связи с 300-летием со
дня смерти Шекспира. Найденная в 1903 году картина (77x95 см.) находилась
в плохом состоянии, была покрыта сажей и пылью, частично растрескалась.
Ее очистили и кое-где подновили краски. Реставрация не была достаточно
заботливой. Так, например,
оказалась в значительной степени смытой довольно длинная надпись в верхней
части картины, которая, возможно, могла бы подтвердить пометку на обороте
картины: «Бен Джонсон и Вильям Шекспир, 1603 г.».
По-видимому, картина была завезена в Америку одним из ранних английских
переселенцев и затем многократно меняла владельцев. С 1904 года и по
сей день она принадлежит семье Гейман, один из представителей которой
был членом известного объединения проблемистов «Гуд Компэньон». Этим
объясняется, что, наряду со статьями в «большой» прессе, интересные подробности
содержатся и в бюллетене упомянутого клуба проблемистов. Кое-что в картине
получило шахматную расшифровку. Интерес к картине подогревался сообщениями
печати, будто миллиардер Морган за несколько лет до своей смерти сказал,
что заплатит за картину миллион долларов, если будет доказана ее подлинность.
Поиски доказательств продолжались с 1912 по 1914 год. Картину изучали
знатоки живописи и антиквары. С несомненностью было установлено, что
картина подлинная и относится скорее всего к 1603 году.
Автором этой превосходной по композиции и краскам работы был признан
К. ван Мандер, один из зачинателей голландской школы живописи, учитель
известного художника Франса Гальса. Большой вклад в исследования внесли
немецкие искусствоведы, в особенности — автор работы по посмертной маске
Шекспира. Он установил ее поражающее сходство с лицом Шекспира в картине
Мандера. Позднее в Англии отмечалось и удивительное сходство с портретом
Шекспира, написанном Чандосом вскоре после смерти поэта (портрет находится
сейчас в Национальной галерее в Лондоне). Итак, сомневаться в том. что
ван Мандер изобразил именно Шекспира больше не приходилось.
Однако скептики не унимались. Даже это — говорили они — еще не доказывает,
что Шекспир умел играть в шахматы. Ведь картина-то символическая! Шекспир
держит в руке слона, которым он берет ферзя противника и дает белым мат.
Смысл картины — «Шекспир матует Бена Джонсона». Да, именно так обстояло
дело в 1602 — 1603 гг. Драма Джонсона «Римская трагедия» потерпела тогда
фиаско, а Шекспир находился в расцвете своей славы. Перо «несравненного»
Бена Джонсона, как можно разглядеть на картине, праздно покоится, а перо
Шекспира, хотя и более источенное, стоит гордо и непоколебимо. Направление
Шекспира в драматургии победило!
Конечно, идею картины можно было отобразить также на нешахматном материале.
Но случайно ли он выбран?
Нет ничего удивительного в том, что ван Мандер — сам драматург и шахматист
— изобразил Шекспира именно за шахматами. Не исключено ведь, что он действительно
видел обоих драматургов за доской. Возможности для этого были. Известно,
что в 1603 году лондонские театры были длительное время закрыты — сперва
в знак траура после смерти королевы Елизаветы, а затем — в связи с эпидемией
чумы в городе. Многие лондонцы уезжали тогда в близлежащие страны. Шекспир
и Джонсон также могли временно уехать в Голландию. В свою очередь и ван
Мандер мог в 1603 г. навестить своего дядю в Лондоне, у которого бывал
и раньше. Вопрос о том, где была написана картина, до сих пор остается
открытым.
Как уже указывалось, расстановка фигур на доске была
расшифрована. Без этого остался бы не вполне ясным смысл картины.
В те времена черные нередко начинали игру. Шекспир держит в правой руке
черного слона (стоявшего, вероятно, на g5) и готовится взять белого ферзя
на f6, объявляя мат.
Еще несколько деталей. На первый взгляд доска на картине Мандера насчитывает
8х10 полей, но в действительности оба крайних ряда не разделены на клетки
и предназначены для снятых в процессе игры фигур. Обращает на себя внимание
невозможное расположение белых пешек на ферзевом фланге — никакими причудливыми
взятиями нельзя ведь достигнуть того, чтобы из четырех белых пешек (а7,
b7, с7, d7) сделалось пять. Возможно, что ошибся художник. Может быть,
пешка на а5 — черная? Однако проблемисты из «Гуд Компэньон», рассмотрев
снятые фигуры, дали такое заключение: «Бен Джонсон взял у Шекспира три
пешки и одну ладью, одного слона и одного коня, а Шекспир взял только
коня.»
Непонятно! У Шекспира отсутствуют ведь не три, а две пешки, и не один,
а оба коня. Конечно, неразборчивая форма фигур, типичная для того времени,
легко могла привести к ошибке: одного черного коня сочли за пешку. С
другой стороны, кроме коня, Шекспир взял у белых еще пешку g7. He исключено,
что он мог отставить ее вбок, и она попала на поле а5. Выдвигались и
другие предположения. Одно из них заключается в том, что пешку а5 и слона
сЗ надо поменять местами: в этом случае белая пешка g7 должна была пройти
со взятием до поля сЗ. Мне лично кажется, что короля и ферзя у черных
надо поменять местами.
Остается добавить, что картина ван Мандера, до сих пор находящаяся в
частной коллекции, крайне редко выставляется для широкого обозрения.
Последний раз ее видели в 1955 году на шекспировском фестивале в США.
Репродукции с нее украшают залы двух крупнейших нью-йоркских шахматных
клубов.
Источник: "Шахматы в СССР" №7, 1964