Из этюдов Рихарда Рети
Пешечная миниатюра Рихарда Рети известна всякому шахматисту. Но не все знают,
что за свою непродолжителную жизнь Рети создал еще несколько десятков первоклассных
композиций. Примерно
через год после трагической смерти гроссмейстера вышел сборник его этюдов.
Составитель сборника, друг и биограф Рети А. Мандлер, писал в предисловии
"Настоящий
сборник этюдов был подготовлен к печати самим Рихардом Рети. Во время
своего северного турне в 1929 году, за несколько недель до своей
неожиданной смерти, он собрал все этюды, которые должны были войти
в сборник, установил заголовки, порядок отдельных глав, последовательность
расположения этюдов внутри каждой главы, записал, поскольку ему были
известны для некоторых этюдов даты их опубликования. Тогда же Рети
придал окончательную форму тем этюдам, которые казались ему нуждающимися
в переработке.
Всю эту работу мастер провел в три коротких недели со свойственной
ему быстротою и основательностью. Он не хотел, однако, отдавать сборник
в печать немедленно. Он стремился лишь к тому, чтобы в случае своей
внезапной смерти все материалы к сборнику были бы в надлежащей форме
подготовлены. К сожалению, его забота о будущем не оказалась преждевременной.
Через несколько недель после окончания работы весь шахматный мир
был поражен трагической вестью о кончине Рети. Мы исполняем категорически
выраженное желание покойного, когда заявляем сейчас, что настоящий
сборник содержит в себе все его авторизованные этюды, и просим шахматный
мир рассматривать все другие этюды или вариации этюдов, где-либо
и когда-либо опубликованные, - как несуществующие. "
|
Остановимся на этюде с номером 45.
Гроссмейстер шахматной композиции Сергей Ткаченко сообщает
об этом этюде следующее.
Вот что было у Рихарда Рети в первоисточнике:
1.Bf5+! (1.Bc6+? Kd6 2.Rxe3 e1Q 3.Rxe1, пат) 1...Kd8 (1...Kd6 2.Rxe3) 2.Bd3. Уже знакомо 2.Rxe3? e1Q 3.Rxe1, пат.
2...e1Q 3.Bb5, и белые побеждают.
Но Рети оставил коварную дуаль 2.Bd7! e1Q 3.Bb5 и т.д.
В октябре 1934 в «British Chess Magazine» Артур Мандлер исправил этюд, добавив две пешки, которые, конечно, не украшают замысел…
В 1935 году отличную редакцию исправления предложил А.Ринк, опубликовав её в «Bohemia»:
1.Bf5+! Тем.ложно 1.Bc6+? Kd6! 2.Rd4+ Ke5 3.Re4+ Kd6 4.Rxe3 e1Q 5.Rxe1, пат.
1...Kd8! Плохо 1...Kd6 2.Rd4+ Ke7 (2...Ke5 3.Re4+ Kxf5 4.Rxe3) 3.Re4+, занавес.
2.Rd4+ Ke7 3.Re4+ (3.Rd7+? Ke8) 3...Kd8!
4.Bd7!! (4.Rxe3? e1Q 5.Rxe1) 4...e1Q 5.Bb5 Qc3 6.Re8#.
Чудесная короткометражка!
|
А.Ринк "всего лишь" переставил ладью на одну клеточку, и этюд пребразился, заиграл
новыми красками. Почему же Рихард Рети смирился с дуалью в этюде? Просто
не успел исправить? Возможно. Но возможно и то, что он просто не счел наличие
дуали серьезным недостатком. Ведь как утверждал А. Мандлер в статье "Шахматная
эстетика Рети", его критерии
оценки этюдов расходились с общепринятыми.
Л. Бабушкин, 2014 |