genesis
  шахматы и культура


все публикации

Кишиневский эксперимент

из истории шахматного всеобуча

Началом шахматного всеобуча в школах Кишинева следует считать 10 ноября 1981 года, когда городским отделом народного образования был издан приказ № 827, в котором, в частности, говорилось: «Всем заведующим районными отделами народного образования открыть во всех школах и внешкольных учреждениях шахматные кружки. Ввести в виде эксперимента в первых классах средних школ № 3, 13, 14, 34, 38, 56 шахматный всеобуч. Уроки шахматного всеобуча внести в школьное расписание ...»

Дирекция ДЮСШ шахмат совместно с Федерацией направили преподавателями в эти школы лучших специалистов. Эксперимент оказался удачным: более 500 детей научились играть в шахматы. Как отмечали педагоги, у детей повысилась успеваемость, улучшилась дисциплина. Однако не обошлось и без курьезов, правда, приятных. В адрес гороно посыпались жалобы от родителей тех школьников, где всеобуч не проводился...

Гороно приняло решение в новом учебном году ввести шахматный всеобуч в первых классах всех общеобразовательных школ города. На выполнение этого решения были мобилизованы районные отделы народного образования, рай-спорткомитеты, шахматная общественность города. Самая большая нагрузка, естественно, выпала на коллектив сотрудников ДЮСШ шахмат.

На первых порах было много трудностей и мало опыта. Для начала было решено провести в каждом районе семинар по подготовке инструкторов и тренеров-общественников. На семинары пригласили преподавателей школ, родителей, учеников 9—10 классов, умеющих играть в шахматы. Нужно сказать, что недостатка в желающих вести уроки шахмат в школах не было. Усилиями коллектива ДЮСШ шахмат было подготовлено более 200 тренеров-общественников. На повестку дня встал не менее важный вопрос: где взять демонстрационные доски? Здесь на помощь пришли преподаватели труда общеобразовательных школ. На уроках было изготовлено необходимое количество досок, комплекты фигур к ним. Тут энтузиасты столкнулись еще с одной проблемой — отсутствием специальной литературы для ведения занятий. Ее просто-напросто пока никто не издавал. Тренерский совет ДЮСШ разработал методические основы ведения шахматных занятий с детьми начальных классов. Этот материал размножили и вручили преподавателям.

Со второй четверти учебного года начались уроки шахмат в первых классах. Почему со второй четверти? Здесь учитывалось то обстоятельство, что первоклассник должен привыкнуть к парте, научиться читать, писать, почувствовать себя школьником.

В результате совместных усилий гороно, роно, ДЮСШ шахмат и общественности шахматным всеобучем в 1982/83 учебном году в молдавской столице было охвачено более пяти тысяч первоклассников, в 1983/84 — 5800, в 1984/85 — более шести тысяч.

Заслуживает внимания опыт проведения уроков шахмат в средней школе № 57, где ответственной за этот участок работы является завуч младших классов Ю. А. Верцан. Приказом директора уроки шахмат внесены в школьное расписание, за каждым классом закреплен преподаватель. Так, в первом «А» классе занятия проводит кандидат в мастер спорта М. Попова, член родительского комитета школы. Более 250 ребят восьми первых классов научились играть в шахматы.

Также успешно в подопечных школах шахматный всеобуч ведут мастера и кандидаты в мастера Ю. Горняк, Н. Агабабян, И. Злотник, И. Фаерман, Б. Тульман, Н. Поляк, В. Ромкович, Е. Калика, М. Орновецкий и другие.

Может быть введение уроков шахмат в школьное расписание стало дополнительной нагрузкой для ребят и мешает им хорошо усваивать школьную программу? Этот вопрос постоянно находится на контроле в гороно. Мы побывали во многих школах города, беседовали с директорами, преподавателями, родителями и, конечно же, с теми, кто слушает эти уроки. Мнение у всех оказалось единым: шахматы — это одна из новых форм всестороннего воспитания учеников, они помогают детям в учебе. Приведем высказывание директора школы № 6 Кишинева Е. В. Бырладяну: «Вряд ли стоит доказывать важность проводимой работы по обучению первоклассников шахматной игре. Факты свидетельствуют: дети становятся более целеустремленными, у них повышается интерес к математике, чтению, они стали принимать более активное участие в общественной жизни школы. Кроме того, шахматы являются хорошим средством активного отдыха детей».

Итак, введение шахматных уроков в первых классах общеобразовательных школ города нашло широкую поддержку в педагогических советах школ, у родителей и самое главное — у детей. Научившись играть в шахматы, ребята быстро познают секреты древней игры и любят состязаться. Наиболее одаренные быстро проявляют свои способности, показывая неплохие результаты в турнирах новичков. Многие первоклассники в классификационных соревнованиях уже выполнили разрядные нормативы. Для всех них открыты двери в шахматные кружки Домов и Дворцов пионеров, в специализированную шахматную школу.

По окончании учебного года гороно проводит традиционный праздник юного шахматисте, на котором присутствуют дети, на «отлично» усвоившие программу, активисты и общественники, родители. Городской отдел народного образования награждает грамотами лучших шахматистов-первоклассников и энтузиастов-преподавателей, много сделавших для внедрения шахматного всеобуча. «Такие праздники нравятся детям, — сказал заместитель председателя Шахматной федерации Молдавии, директор издательства ЦК КПМ В. Ланчу, — они надолго запоминаются. Хотелось бы верить, что шахматный всеобуч прочно войдет в жизнь начальных классов общеобразовательных школ».

Ф. Скрипченко, ответственный секретарь Шахматной федерации Кишинева

Источник: "Шахматы" (Рига) 1985 №12

 


генезис
шахматы и культура

Рейтинг@Mail.ru