Л. ШамковичЭссе о шахматной элите. Смыслов
Если можно себе представить человека, диаметрально противоположного Ботвиннику по складу ума, характера, манере себя вести, то именно таким был Василий Васильевич Смыслов. — Ну что вы, Василий Васильевич, — великолепно! — стал я его разубеждать. Впрочем, во время игры он проявлял исключительную волю и устремленность к победе, и эта мощь его шахматного гения резко контрастировала с его мягкостью и чудаковатостью прирожденного интеллигента, каким он представал вне игры. Смыслов был единственным из соперников Ботвинника, к которому тот относился без тени вражды и, может быть, даже с некоторой симпатией. Да и трудно было к нему плохо относиться. Он всегда был вежлив и мягок, всюду приезжал со своей супругой Надюшей, которая была ему бесконечно предана, степенно гулял с ней под руку. Кстати, с той же Надюшей, правда, уже постаревшей, недавно приезжал он в Лондон. Она настолько его почитала, что всегда называла по имени и отчеству — Василий Васильевич, даже когда он был совсем молод. Нужно сказать, что наверху относились к Смыслову несколько иначе, чем к Ботвиннику. Не то чтобы с меньшим почтением, но просто он был более свой. За глаза его ласково называли Васей, и как бы молчаливо подразумевалось, что в отличие от всяких еврейских дарований он был нашим, русским гением — Васей Смысловым. Вслух, разумеется, никогда не упоминалось, что по матери он был еврей, хотя внешне он был похож на еврея, да и называть этого интеллигента и барина просто Васей можно было с большой натяжкой. Кстати, и высшие круги, с которыми встречались Смысловы, были иными, чем те, что симпатизировали Ботвиннику. Ботвинника, как мы помним, любили ученые — Капица, Ландау, Иоффе. Смыслову протежировал Суслов, и говорили, что они были даже близки домами. Впрочем, многие это объясняли не талантом Смыслова, а выдающимися кулинарными способностями его Надюши. Она устраивала великолепные обеды. На них-то и приглашали Суслова. Благодаря своим связям Смыслов часто попадал на международные встречи, минуя многочисленные изнурительные отборочные турниры. Это, конечно, не могло не вызывать к нему антипатии молодых шахматистов. В последние годы Смыслов стал глубоко религиозным человеком. Судя по его высказываниям, он совершенно верит в существование сатаны и сатанизма. А одного из самых известных шахматистов называет "главным дьяволом советских шахмат". Он увлекается астрологией и верит в свою особую миссию. На мой взгляд, эта обретенная им за последние годы вера немало помогала ему за шахматной доской. Человек, несущий в душе религиозные идеалы, с богом в душе, всегда обретает дополнительные силы. Это, наверное, произошло и со Смысловым, когда он одержал в последние годы ряд блестящих побед. Но, с другой стороны, даже вера не могла изменить его характера — мягкого, чудаковатого и немного не от мира сего интеллигента. Я уже не говорю о его таланте, вобравшем в себя, по-видимому, и еврейский и русский гений, и потому такой самобытный. Ну и в заключение одна деталь, если хотите, еще один мазок, характеризующий облик Смыслова. Надо было случиться так, что международный гроссмейстер Лев Альбурт, будучи в Германии, бежал на Запад из команды, капитаном которой был Василий Васильевич Смыслов. И когда стали разбираться, как это произошло, то решили пригласить и его. Беседу с ним вели в духе, в котором обычно ведутся такие беседы. "Да, как же, Василий Васильевич, это могло случиться, почти на ваших глазах и вы это допустили!" На что Смыслов ответил: "Видите ли, ведь он человек другого поколения, и к тому же этот Альбурт вообще демоническая личность..."
Источник: "Время и мы" 1984 №77 |