Петросян о переменах в шахматахШахматы проделали сложный путь развития, да и сейчас они продолжают видоизменяться так стремительно, что вчерашние оценки сегодня кажутся безнадежно устаревшими. Но в шахматы играют люди, они-то и определяют направления и школы. Самая заметная тенденция современных шахмат — преобладание спортивного элемента над творческим. То, что ныне результат ценится выше содержания, — наша беда, которой рукоплещет невзыскательная публика. Я не думаю, чтобы шахматист, искренне любящий шахматы, получал удовольствие только от числа набранных очков, каким внушительным бы оно ни было. Не хочу говорить о себе, но для мастеров старшего поколения, на творчестве которых мы учились, эстетическая сторона шахмат была превыше всего. И они хотели побеждать, но думали не только о том, чтобы выиграть партию, но и о том, чтобы выиграть ее достойно. Когда я начинал свой жизненный путь, шахматистов было значительно меньше, чем сегодня. Никто не шел в шахматы ради жизненных выгод. Сейчас шахматы стали весьма популярным занятием, что привело не только к девальвации званий, но и профессионализму не слишком высокой марки. Шахматы переживают трудный период. С одной стороны, они достигли высочайшего уровня, с другой — породили холодный практицизм. Необходимо воспитывать вкусы широкого круга любителей. Нужно научить их отличать настоящее искусство от суррогата, творчество — от ремесленничества. Эм. Ласкер писал в своем учебнике, что примерно за 150 часов шахматных занятий любой человек может стать перворазрядником. Ветераны знают, что наши довоенные первокатегорники были бы сегодня по меньшей мере мастерами. Что же получается? А вот что: приходит человек средних способностей и в течение года-двух становится мастером. Конечно, Ласкер высказал свою мысль в несколько утрированной форме, но остается фактом, что в наши дни все большее значение приобретают знания и память. Очень многие шахматисты не столько творят, сколько помнят, воспроизводят уже известные приемы. Наши шахматные предки шли на-ощупь, как слепые. Когда я просматриваю партии старых мастеров, даже таких, скажем, как Морфи, у меня создается впечатление, что они видели шахматную доску, словно в тумане. Чем дальше от решающего участка сражения находились фигуры, тем гуще они были окутаны мраком. Но там, где завязывалась стычка, туман рассеивался, и великие мастера прошлого начинали действовать не менее искусно, чем мы сегодня. Современный мастер воспринимает шахматы по-иному. Он видит и учитывает все, у него играет вся доска. И если, допустим, он ведет атаку на королевском фланге, то одним глазом обязательно косится на другую сторону доски. Например, я атакую неприятельского короля, но вдруг начинаю сомневаться: а удастся ли атака? Не лучше ли спокойно продвинуть вот эту пешечку с аЗ на а4 и захватить пункт b5? Глядишь, ходов эдак через 30 туда попадет король, и эндшпиль окажется выигранным... Такие сомнения нашим предкам были неведомы, они эту пешечку просто не видели, не замечали. Они не знали, что так тоже можно играть. Считается, что сила шахматиста зависит в первую очередь от его оценочной способности. Существует шаблонная оценка позиции. Она легко поддается изучению, и можно найти множество шахматистов, владеющих этим нехитрым искусством. Вот я анализирую со своим партнером только что закончившуюся партию. Он говорит мне: у белых лучше, у них сильный конь на е5. Я тоже понимаю, что на е5 сильный конь, но в то же время обращаю внимание на другие особенности позиции, например на слабость пешки b2, которая через несколько ходов может попасть под неприятный нажим. Постепенно я прихожу к выводу, что централизованный белый конь — всего-навсего «бумажный тигр» и позиция черных совсем не хуже. В шахматах, как и в любом другом деле, многое зависит от способностей человека. Иногда говорят, что талант — это какое-то отклонение от нормы. С другой стороны, существует точка зрения, согласно которой все люди талантливы по-своему, но только далеко не каждый человек находит свое призвание в жизни. Думается, придет время, когда отклонением от нормы будут считаться так называемые «бесталанные» люди, а люди талантливые начнут распределяться по профессиям на основе раннего распознания их способностей. Тогда шахматы пополнятся новыми гениями. Что такое шахматный талант и как он обнаруживается — тема для большого и пока еще не совсем ясного разговора. Могу лишь предположить, чем отличается талантливый шахматист от просто сильного. Сильный шахматист знает все правила и законы игры. Талантливый шахматист знает всё, что знает сильный, но видит еще и исключения из правил. И крупные шахматные таланты (назовем их гениями) постепенно превращают эти исключения в новые законы. И так до бесконечности. Потому что шахматы неисчерпаемы. Источник: "64" 1979 год, №24. |
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте