genesis
  шахматы и культура


все публикации

Петров А.Д. - Краткое описание четверной игры с крепостями.

 

  Шашки должны быть четырех цветов: белыя, красныя, синия и черныя.
     Имеющий белыя шашки называется Белым игроком, имеющий красныя – Красным, и так прочие по цвету шашек.
    Белый и Красный, A и B, - союзники, играют против C и D, Синяго и Чернаго, также союзников. – Союзники сидят друг против друга.
    Шашечница (см. рисунок) становится так, чтобы клетка у Белаго игрока на углу с правой стороны была бы белая (светлая); следовательно у игроков, имеющих синия и черныя шашки, угловая клетка на правой стороне будет черная (темная). Шашечница обыкновенно раскрашивается в желтыя и зеленыя клетки для того, чтобы лучше на ней различались цвета шашек. Желтыя клетки считаются белыми, а зеленые черными.

 


    Белый и красный ферзь становятся на белые клетки, а черный и синий ферзь на черные клетки и оттого выходит, что у союзников, сидящих друг против друга, ферзи стоят против королей.
    Ходят по очереди, как в висте. Сперва Белый, потом противник с левой стороны, Черный, потом Красный и потом Синий, как означены игроки на шашечнице. Черта x––y (см. рисунок) означает непроходимую стену. На шашечнице она должна быть сделана на палец вышиною.
    У каждого игрока с правой стороны есть квадрат из шестнадцати клеток: это крепость.
    В крепостях становятся в резерве: ладья, слон и конь. – Ставить их там можно по произволу, кто где хочет. Обыкновенно ставятся они так как поставлены у Белаго, или так как стоят у Синяго (см. рисунок); от этого положения выгода Синяго состоит в том, что ступивши пешкою королевской ладьи, открывается огромная линия слону и он входит тотчас в действие; но с другой стороны не выгода та, что подвиганием этой пешки дается, под конец игры, вход в крепость, особливо когда слона собьют с этой линии.
    Белый конь, стоящий в крепости возле ладьи, не может брать ладью у Синяго, стоящей на своем месте: стена не позволяет; но он может ходить на третье место королевской ладьи. Пешки ладей Белаго также не могут брать пешек ладей Чернаго и Синяго: стена препятствует; равномерно и пешки ладей Чернаго, при первоначальном своем положении, не могут брать пешек Белаго и Краснаго игрока: также угол стены препятствует.
    Пешки и офицеры ходят также как в обыкновенной шахматной игре и правила все теже.
    Сначала пешка может пойти через одну клетку, а потом уже только одно место.
   Если пешка вступает на какую нибудь клетку крайней линии союзника своего, то есть пройдет в ферзи, то делается ферзем или каким другим офицером, по произволу; также если она вступит через взятие, на право или на лево, на крайнюю неприятельскую клетку, где помещаются офицеры, то делается ферзем. – Следовательно пешка в три хода может сделаться ферзем, например: Белый пошел пешкою ладьи на одно место, потом берет пешку неприятельского коня, потом берет слона и делается ферзем; но до этого противники могут не допустить.
    Когда пешка одного союзника сойдется с пешкою другаго союзника, то есть станет друг против друга; то и остается в таком положении и далее идти не может, пока противник не возьмет которую нибудь из них.
    В этой игре ферзь, ладьи и слоны имеют огромную силу, потому что могут бить на большое пространство. – Слоны дороже коней. – Кони хороши в начале игры и пригодны к тому, чтобы препятствовать противнику рокировать, от шаха их нельзя закрыться.

 

ГЛАВНЫЯ ПРАВИЛА ИГРЫ.

   Надобно стараться завести короля своего в крепость и поставить его на a4, а еще лучше на a2; там он безопасен от шахов и трудно неприятельскими шашками войти в крепость. Для этого надобно рокировать как можно скорее,  хотя бы и с пожертвованием офицеров. – Впоследствии потеря вознаградится, и если который из игроков неуспеет рокировать, то редко может избежать мата.
    Обыкновенно начинают игру пешкою короля одно место. Ходить этою пешкою два места, как начинают играя вдвоем, недолжно: непременно проиграете, ибо через такой ход король подвергнется шаху; но ступив одно место, пешка закрывает короля от нападения слонов и ферзей, и достигается таже цель: открыть линию своему ферзю и слону. Потом, второй ход: пешкою ферзева слона одно место. Этим закрывается направление противнаго ферзя с левой стороны на вашего короля, а третий ход пешкою королевского коня одно место, - этим вы закрываете направление противного ферзя с правой стороны, который метит на самый слабый пункт вашей игры, то есть на пешку королевского слона. – Потом королевскаго слона поставить перед королем. – Потом выгодно ступить королевским конем на третье место ладьи под неприятельскую пешку, - отдать его и рокировать.
    Когда король зайдет в крепость, то игра безопасна, но есть много способов помешать рокировке.
   Потеря офицера, двух или трех, часто даже потеря ферзя, не составляет еще проигрыша, когда противныя цари не заведены в крепость, а ваши заведены. – Хотя вы и слабее в силах, но вместе с союзником, найдете средство напасть на котораго нибудь короля, неуспевшаго рокировать, сделать ему мат, или вознаградить ваши потери.
    Главное дело в том состоит, чтобы двоим напасть на одного, и если в таком случае товарищ вашего противника не выручает его или непрепятствует нападению, то противник ваш погиб. Например: вы, Белый игрок, скажете шах Синему. Черный сделает ничтожный ход и не нападет на Красного, тогда Красный возьмет что может, или нападет на ферзя, котораго Синий не может защищать имея шах от Белаго.
    Когда сделан мат одному игроку, тогда все шашки этого игрока снимаются, и два игрока играют уже против одного.
В таком случае остающийся противник обыкновенно сдается потому, что он неможет устоять против двух хотя бы вдвое был сильнее обоих: ибо против его одного хода противники его имеют два хода. Один скажет шах, а другой берет что хочет.
Надобно стараться, сколько возможно, не ставить царя в такое положение, в котором ему могли бы дать шах.
    Когда играют в четвером, четыре особы, то союзникам не позволяется подавать советы или открывать свои планы. Они не должны делать друг другу никаких знаков, изъявлять удовольствия или неудовльствия при ходе союзника и даже не позволяется пристально смотреть на ту сторону куда вы желали бы, чтобы ступил ваш союзник. За это полагается штраф. За всякий раз снимается офицер из резерва или не позволяется играть указанною шашкою.
    Всего лучше играть в четверную игру вдвоем т.е. управлять двумя играми: за себя и за союзника. Тогда вы не можете жаловаться что союзник не понял вашего намерения, не поддержал вашей атаки и пропустил хороший ход. Игра уже будет вполне зависеть от верности и дальновидности ваших расчетов.
    Начиная игру – после нескольких ходов, поставляющих вашего короля в оборонительное положение, вы составляете план атаки. Тогда союзник ваш должен отгадывать ваши намерения, следить за вашими действиями и всеми силами стараться помогать вам в исполнении планов, без всякой потери времени. – Равно если вы замечаете, что союзник ваш приготовляет нападение, которое может причинить больший вред неприятелю, нежели ваша атака, тогда и вы, оставив ее, должны помогать ему и нападать на того же, на котораго он нападает, хотя бы чрез это и понесли потери в ваших шашках. – Успевши ослабить одного или сделать ему мат, другой, будь он силен и умен как Филидор, должен будет сдаться.
    При обороне помогайте вашему союзнику всеми силами, нещадя живота своего и помня, что если ему сделается мат, то и вы погибли. – Беда союзнику, который думает только о себе!
    У каждого игрока, на голубом поле, (см. рисунок) делается шесть дырочек, для заметки выигранных партий, куда вставляются колышки, например из скрыпок.

А.Петров

_________________

 

   Несколько месяцев тому назад некоторые любители изъявили редакции Шахматного Листка желание ознакомиться, путем этого издания, с правилами четверной игры. Надеемся, что настоящая статья знаменитого нашего шахматиста, - за доставление которой мы крайне ему признательны, - вполне удовлетворит их требованию. Со временем, может быть нам удастся сообщить и несколько партий этого рода, а пока позволим себе передать здесь кой какия о ней подробности, заимствуя их из письма А.Д.Петрова, при котором статья была прислана в редакцию.
    «Дед мой Иван Алексеевич Соколов, - говорит г-н Петров, - был страстный любитель этой игры. В молодости он играл вдвоем, а под старость предпочитал игру четверную. Она менее утомительная, да и самолюбие не так страждет, в случае поражения все можно взвалить на оплошность союзника. Поэтому то она нравилась дедушке, который не любил проигрывать. Я много играл с ним в эту игру. Обыкновенно партию нашу составляли: дедушка Иван Алексеевич, отец мой Дмитрий Васильевич, Илья Семенович Котельников и я; пятый игрок Александр Васильевич Кашин, был резервный: на случай отсутствия одного из нас. Иван Алексеевич и я играли заодно против двух других. Победа оставалась чаще на нашей стороне; но в старости Иван Алексеевич ослаб зрением и наши противники этим пользовались. Тогда я следил уже более за его планами, потому что мои он не всегда мог усмотреть. Случалось мне играть с ним вдвоем в четверную игру; тогда я давал ему вперед все шашки из резерва, т.е. две ладьи, два слона и два коня, но он предпочитал брать ферзя, и игра была равна».
    «Я слышал от моего деда, что Императрица Екатерина II любила четверную шахматную игру. В Петербурге, впрочем, эта игра была мало распространена и игралась лишь в весьма немногих домах, а именно: у Ивана Алексеевича Соколова, Николая Петровича Брусилова, Николая Михайловича Лонгинова, Дмитрия Осиповича Баранова и Александра Ивановича Бутримова. Даже в шахматном обществе, собиравшемся в доме Василья Васильевича Погодина и представлявшем нечто в роде правильно-организованного клуба не было четверной доски».
    «Четверная игра чрезвычайно занимательна, остроумна и разнообразна. В ней нет той точности, которая составляет отличительное свойство обыкновенной шахматной игры, где все зависит от первой ошибки, от перваго не верно соображенаго хода. В обыкновенной игре потеря офицера ведет уже (за редким лишь исключением) к несомненному проигрышу, а в четверной подобная потеря по большому числу шашек, не так чувствительна и может быть вознаграждена двойными нападениями на противника».
    «У немцев есть еще другаго рода четверная игра. Существеннейшия отличия ея от нашей заключается в том, что 1) здесь нет крепостей и 2) когда которому нибудь из королей сделан мат, то шашки его не снимаются с доски, но союзнику предоставляется освобождать его от мата. Это совершенно противно духу шахматной игры, где жертвуешь иногда несколькими офицерами и даже ферзем, чтоб сделать мат, - а тут, смотришь, и освободят от даннаго уже мата! Немецкая игра не так занимательна как наша и представляет еще то неудобство, что парии длятся чрезвычайно долго».

Шахматный Листок №44. Август 1862 года.

 

 


Полный список публикаций на нашем сайте

 


генезис
шахматы и культура

Полный список публикаций на нашем сайте

Рейтинг@Mail.ru