«Живые шахматы» - забытая Пенза
«Живые шахматы» - так называют представление шахматной партии, проводимое живыми фигурами на открытых площадях, стадионах или на театральной сцене [1]. Интересные подробности таких представлений шахматных партий приводятся в «Словаре шахматиста» за 1929 год на странице 156: «На земле расчерчивается шахматная доска, причем белые клетки окрашиваются известью или застилаются материей белого цвета (ширина клетки примерно - 3 метра); вокруг шахматной доски амфитеатром располагаются зрители, среди которых огораживается место для шахматистов, ведущих «живую» шахматную партию. После того как сделан ход, передвижение фигуры производится по знаку «маршала» поля, который возвещает об этом в рупор. Кроме «маршала», необходимо выделить специальных «водителей», указывающих фигурам их движение. Игра может вестись сторонами и по консультации (трое против троих, союз против союза) но, как показал опыт, не должна продолжаться более одного или полутора часа, ибо иначе внимание зрителей ослабевает. Ввиду этого партия обычно придумывается заранее и затем автоматически инсценируется. Конечно, желательно создание декоративной обстановки, для чего фигуры наряжаются в соответствующие заданной теме костюмы».
Во времена СССР живые шахматы проходили во многих городах страны Советов. Так, в «Шахматном энциклопедическом словаре» (Москва, 1990 год) под редакцией Анатолия Карпова в статье «Живые шахматы» упоминаются следующие города: Смоленск, Ленинград (сейчас – Санкт-Петербург), Москва, Омск, Киев, Керчь, Тбилиси, Кутаиси [2]. Но нигде в статьях о живых шахматах не упоминалась Пенза [3]. А ведь именно в Пензе в 1927-1930 г.г. были организованы, по крайней мере, две партии в живые шахматы! И какие партии!
Итак, первая партия - 1927 год:
В местной газете «Трудовая правда» было напечатано следующее объявление: «3 июля 1927 года в саду при клубе Сызрано-Вяземской железной дороги будут впервые в Пензе показаны живые шахматы». И вот наступило 3 июля. Посмотреть живые шахматы пришли многие жители города. Сад «Объединение» (парк клуба имени Ф.Дзержинского) был переполнен. Это было «невиданное зрелище» для Пензы! И старый и малый толпились вокруг площади, расчерченной на белые и черные квадраты. Белые клетки были покрыты ровным слоем извести. В назначенное время на площадь вышли живые фигуры и заняли свои места. «Трудовая правда» сообщала: «Фигуры в партии были изображены живыми людьми и конями. Одни только туры были бутафорского изготовления, представляя из себя картонные крепостные башни на колесиках. Белые фигуры были или одеты во всё светло-лиловое, или же имели светло-лиловые перевязи через рукава. Черные были, как и подобает, одеты в черное. Белые кони были гнедой, а черные – карей масти. Белый «король» держал в руке красное, а черный – черное знамя, причем этот «король» был наряжен во фрак, имел ленту через плечо, а на голове - треуголку». Когда фигуры заняли свои места к присутствующим с речью обратился Николай Николаевич Архангельский. После этого началась игра в живые шахматы, которая продолжалась 46 минут. Архангельский и Подложенов разыграли знаменитую партию Г.Ротлеви - А.Рубинштейн. Нужно заметить, что эта партия была разыграна в живые шахматы как бы с переменой цветов: сразу ход был за живыми фигурами, одетыми в чёрную одежду, а затем ходили светло-лиловые. И в результате получилось, что победила армия во главе с королем, в руке у которого было красное знамя. Для советского времени это было символично – победа за армией с красным знаменем, т.е. Красной Армией! [4].
Вторая партия, согласно воспоминаниям Д.Б.Мантейфеля [5], была организована в начале 1930 года.
Эту партию в живые шахматы организовал Алексей Алексеевич Троицкий [6]. Представление проводилось в зрительном зале народного дома (сейчас - драматический театр), на сцене которого была расположена громадная шахматная доска. «Пол зала был расчерчен на правильные квадраты, в которых стояли актёры, одетые в соответствовавших каждой фигуре костюмы. Зрители, находясь на балконах, с высоты наблюдали это необычное зрелище» [7]. Шахматную партию разыграли юный Алексей Сокольский [8], будущий мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР, и сам А.А.Троицкий. А «изюминкой» этого «шахматного концерта» было то, что каждую фигуру играли либо солисты, либо танцоры балетной студии, и по условиям та «фигура», которая выбывала из игры, должна была выходить с «доски», подниматься на сцену и исполнять свой концертный номер [9].
Вот и подошёл к концу короткий, но увлекательный рассказ о живых шахматах в Пензе.
Автор данной статьи надеется, что помог читателям приоткрыть ещё одну страницу шахматной истории.
Сноски:
[1] Смотрите стр.80 в книге И.Линдер, В.Линдер «Шахматная энциклопедия» (2004 год)
[2] А также Рига (И.Линдер, В.Линдер «Шахматная энциклопедия» (2004 год) - стр.81); Тула, Оренбург, Клин Московской области (журнал «64 – Шахматное обозрение» №6 за 2008 год, стр.84 и 87)
[3] Например, смотрите статью Сергея Карастелина «Живые шахматы» в России» в журнале «64 – Шахматное обозрение» №№4 (стр.89-91) и 6 (стр.84-87) за 2008 год
[4] Подробнее о первой партии в живые шахматы в Пензе смотрите мою статью «Николай Николаевич Архангельский»: http://www.proint.narod.ru/publ2018/suchan_3.htm
[5] Воспоминания Д.Б.Мантейфеля из журнала «Шахматы в СССР» №4 за 1971 год, стр. 18
[6] Троицкий Алексей Алексеевич (14.03.1866 - 1942), знаменитый шахматный композитор, переехал в Пензенскую губернию в 1917 году: сначала он работал в Долгоруковском лесничестве Нижнеломовского уезда, а в 1922 году возглавил Чернозерское лесничество Мокшанского уезда. С 1923 года Троицкий возвращается к шахматам и начинает совершенствовать открытые им ранее этюдные идеи. Он возглавляет губернскую шахматную секцию и шахматный отдел в местной газете «Трудовая правда», где начинает публиковать свои этюды и организовывать шахматные турниры. В саму Пензу Алексей Алексеевич переехал в конце 1924 года. В 1934 году он уехал в Ленинград (стр.207-208 в биографическом словаре Тюстина А. В. и Шишкина И. С. «Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие. Том 2», Москва, 2012 год)
[7] Смотрите стр.207-208 в биографическом словаре Тюстина А. В. и Шишкина И. С. «Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие. Том 2», Москва, 2012 год
[8] Алексей Павлович Сокольский (3 ноября 1908, Пензенская область - 27 декабря 1969, Минск)
[9] В этом театральном действии участвовали преподаватели пензенского музыкального техникума Николай Иванович Ареопагитский и Николай Сергеевич Грачёв, а также учащийся этого же техникума Д.Б.Мантейфель, который изображал чёрного слона
Станислав Суханицкий
(город Лубны, Полтавская область, Украина)
|