Шахматный отдел
в Екатеринославском журнале «Искусство и физкультура»
в 1925-1926 г.г..
(библиографический очерк)
В 1925-1926 г.г. в Екатеринославе [1] на Украине издавался театральный еженедельник «Искусство и физкультура». Всего с конца сентября 1925 года по январь 1926 года вышло 18 номеров этого журнала [2].
В журнале «Искусство и физкультура» был шахматный отдел. Первый номер отдела вышел в №2 от 6 октября за 1925 год на стр.15. «Принимая на себя ведение шахматного отдела в журнале «Искусство трудящихся» редакция ставит своей целью, кроме шахматно-шашечной хроники, также и ознакомление читателя с наиболее красивыми шахматными и шашечными партиями всех времен и народов, чтобы иметь возможность доказать, что шахматы не только игра, не только наука, но и искусство», - такими словами открывался шахматный отдел.
В первом номере шахматного отдела была опубликована с комментариями красивая шахматная партия Рети – Эйве, сыгранная в матче в Амстердаме в 1920 году:
Рети - Эйве
Голландская защита
1. d4 f5 2. e4 fxe4 3. Кc3 Кf6 4. Сg5 g6 Защита, бывшая одно время модной в этом варианте, пока Алехин не показал прямой атаки путем h2-h4-h5.
5. f3 exf3 6. Кxf3 Сg7 7. Сd3 c5 8. d5 Фb6 Лучше 8. … d7-d6.
9. Фd2 Фxb2?
10. Лb1! Начало блестящей комбинации, форсирующей выигрыш. Следующий маневр черных вынужден, ибо после 10. … Фb2-a3 11. Kc3-b5 положение их совсем плохо.
10. … Кxd5 11. Кxd5! Изящно и правильно. Партия Андерсен - Кизерицкий в миниатюре.
11. … Фxb1+ 12. Крf2 Фxh1 13. Сxe7! Понятно, не стоило выигрывать ладью путем 13. Кd5-c7+. Сходство с «бессмертной партией» точное: и тут решает дело обладание пунктом d6. Дальнейшее, несмотря на обилие вариантов, по существу ясно.
13. … d6 Черные нуждаются в воздухе.
14. Сxd6 Кc6 15. Сb5 Белые обеспечивают себе поле е7, что решает дело.
15. … Сd7 Курьезно, что если бы черные успели сейчас сыграть 0-0-0, они все же мгновенно погибли от хода Фd2-a5.
16. Сxc6 bxc6 17. Фe2+
Черные сдались
Шахматный отдел планировал проведение конкурсов по решению шахматных и шашечных задач и этюдов. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. В первом шахматном отделе редакция обращалась к составителям шахматных и шашечных задач с просьбой присылать свои шахматные и шашечные композиции в редакцию журнала. Неизвестно, присылал ли кто-то свои задачи и этюды в редакцию, но на страницах шахматного отдела так и не было напечатано ни одной задачи или этюда.
Особо следует отметить №8 журнала «Искусство трудящихся» от 18 ноября 1925 года.
Обложка журнала «Искусство трудящихся» от 18 ноября 1925 года (№8)
На стр.14 этого номера шахматный отдел поместил свою статью «Международный шахматный турнир в Москве». Вот эта статья:
«Сейчас в Москве происходит величайшее шахматное событие: международный турнир с участием всех шахматных гигантов. Недостает только Алехина, своим отъездом за границу ставшего в ряды врагов СССР. Но и без него сердца шахматистов всего мира бьются усиленным темпом при одной мысли о том, что там в той новой, такой загадочной и интересной стране, в Красной Москве, которая уже восемь лет является «пупом земли», сейчас идет смотр сил лучших шахматных мыслителей мира. Никакой шахматист не может остаться равнодушным при мысли о том, что в данную минуту, может быть, сражаются вечные соперники, Эм.Ласкер и Хосе Рауль Капабланка, бывший и теперешний чемпион мира. А разве мало говорят шахматистам такие имена, как наш колосс – Боголюбов, остроумно названный Тартаковером «полководцем центральных полей» или сам Тартаковер, шахматный поэт, или же «лжепророк нового искусства» Рихард Рети, чемпион Америки Франк Маршалл, неистовый Шпильман, священнодействующий Рубинштейн и многие, многие другие славные имена. Но несмотря на одинаково сильный интерес всех шахматистов к этому турниру отношение к роли шахмат различно среди шахматистов Советского Союза и буржуазных стран.
Кроме специфического шахматного интереса этого турнира, который только и захватывает буржуазных шахматистов, для нас играет еще колоссальную роль и значительное влияние такого турнира, в области поднятия культурного уровня масс, правильно подмеченное и высказанное председателем всесоюзной шахматной секции, тов. Н.В.Крыленко. Турнир такого масштаба имеет большое агитационное значение, а «шахматы как одна из наиболее высоких форм культурного творчества, по тому глубоко эстетическому наслаждению, какое они дают играющим, представляют собою игру, которую невозможно отграничить от искусства и которая знает свои таланты, своих гениев и свою специфическую красоту. Богатство шахматных идей, красота шахматных комбинаций ставит этот вид умственного творчества в один ряд с другими проявлениями искусства: живописью, музыкой, пением и поэзией; одновременно они имеют, кроме того, и свои внутренние законы и железную логику, которая иной раз приближает их по степени точности этих законов вплотную к науке»… (Крыленко)
Советское правительство учло все это, но оно учло и еще одно колоссальное практическое значение шахмат для трудящихся масс, как одно из могучих орудий их культурного развития, а как это необходимо в нашей стране, где все еще, к сожалению, типичной формой отдыха является пьянство со всеми вытекающими отсюда последствиями, понятно для всех. Поэтому рабоче-крестьянская власть придала большое государственное значение шахматной пропаганде и выбросила лозунг «дорогу шахматам в рабочую среду», который интенсивно проводится в дело, как в центре, так и на местах. В частности у нас в Екатеринославе, шахматная жизнь широко развивалась, и нет теперь ни одно клуба, ни одного красного уголка, где бы шахматы не играли своей роли. Сейчас и у нас в окружном масштабе проводятся соревнования, которые кроме товарищеской спайки, выяснят также и наши лучшие рабочие шахматные силы. Будем же и в дальнейшем шагать в ногу с шахматистами всего СССР и по мере своих сил содействовать проникновению шахмат в массу трудящихся. В каждом рабочем клубе, в каждой хате-читальне, наряду с газетами, должны быть шахматы. [3]»
В шахматном отделе в основном освещались местные окружные шахматные соревнования в Екатеринославе (партий из этих соревнований опубликовано не было, а в №7 от 11 ноября 1925 года была напечатана таблица результатов окружных шахматных соревнований 1-й группы) [4].
Последний шахматный отдел вышел в №17 за 1926 год - была опубликована шашечная статья Двоскина «Городской шашечный чемпионат (впечатления)» [5].
Вот и подошел к завершению библиографический обзор шахматного отдела журнала «Искусство и физкультура», который выходил всего 4 месяца в 1925-1926 г.г., но оставил заметный след в шахматной истории города Днепр на Украине.
Сноски:
[1] Сейчас это город Днепр (до 1796 и с 1802 по 1926 год - Екатеринослав, с 1796 по 1802 год - Новороссийск, с 1926 по 2016 год - Днепропетровск) - областной центр Днепропетровской области Украины. Четвертый город по численности населения на Украине после Киева, Харькова и Одессы.
[2] С №1 (29 сентября) 1925 года по №13 (22 декабря) 1925 года журнал назывался «Искусство трудящихся», а с №14 (30 декабря) 1925 года по №4 (18) (26 января) 1926 года назывался «Искусство и физкультура»
[3] Автор этой статьи - Двоскин (в основном все шахматные и шашечные материалы в журнале выходили под его авторством)
[4] Окружные соревнования освещались в следующих номерах журнала: №3 за 1925 год от 13 октября (стр.14); №5 за 1925 год от 27 октября (стр.15); №6 за 1925 год от 4 ноября (стр.16); №7 за 1925 год от 11 ноября (стр.15); №9 за 1925 год от 24 ноября (стр.14); №2 (16) за 1926 год от 12 января (стр.15).
Более подробную информацию об окружных шахматных соревнованиях 1925 года в Екатеринославе вы сможете узнать из книги Дмитрия Маркина «Антология днепропетровских шахмат“, 1-й том: 1902-1968 г.г. (надеемся, что в недалеком будущем эта книга выйдет в печать в Днепре на Украине)
[5] В шахматном отделе было напечатано несколько шашечных материалов:
В №2 журнала за 1925 год (как уже отмечалось, это - первый номер шахматного отдела) была напечатана шашечная партия Кузнецов - Локотьянов
В №3 за 1925 год на стр.14 под заглавием «Шахкурьезы» была напечатана сатирическая история из шашечной жизни Екатеринослава (автор - Жало)
Станислав Суханицкий
(г. Лубны, Полтавская область, Украина) |