Л. КУББЕЛЬ
ЭТЮД И ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭНДШПИЛЬ
(материалы лекции в Ленинградском шахматном клубе. Март 1941 г.)
Из истории шахматной игры мы знаем, что шахматная композиция возникла из практической партии, В старинных шахматных композициях, называвшихся по-арабски мансубами, дело сводилось либо к даче мата в определенное количество ходов, либо к доведению игры до ясно выигранного положения; ничейных мансуб не было. Никакой принципиальной разницы между композициями этих двух родов не существовало В начале XIX века произошел распад шахматных композиций на 2 группы, задачи и этюды, причем появились этюды не только на выигрыш, но и на ничью.
В то время как задачная композиция в значительной мере отмежевалась от практической игры и превратилась в своеобразную область шахматного творчества, этюд сохранил теснейшую связь с практической партией, и в первую очередь с ее конечной стадией.
Какими путями шло развитие шахматного этюда? После упомянутого мной разделения путь к этюду лежал через изучение эндшпиля, окончания партии. Делалось это таким образом: брали какое-нибудь соотношение сил в окончании и тщательно его анализировали, чтобы установить, возможен ли тут выигрыш или неизбежна ничья. В процессе этой исследовательской работы иногда наталкивались на интересные позиции, которые вели на путь этюдной композиции. Эти исследования преследовали главным образом практическую цель: дать шахматистам определенные навыки и знании в области теории эндшпиля. Красота, эстетический момент играли на первых порах подчиненную роль
Поворотным пунктом в сторону художественного этюда является 1851 год. В этом году вышел в свет коллективный сборник Клинга и Горвица. Хотя и у них большинство этюдов носит аналитический характер, в сборнике все же встречается целый ряд произведений с ярко выраженными эстетическими моментами. В период с 1851 до 1894 г. мы встречаем отдельные счастливые находки и у некоторых других авторов, но в массе своей этюды того времени аналитические, они не содержат чисто этюдных тонкостей
Началом новой современной эры этюдного творчества считается 1895 год — год вступления на композиторскую арену Алексея Алексеевича Троицкого. Троицкий окончательно утверждает художественный стиль в этюдном творчестве, а потому считается по праву основоположником современного этюдного искусства
Работы А. А. Троицкого и целого ряда других авторов подняли советское этюдное искусство на такую высоту, что в этой области Советский Союз далеко оставил за собой все капиталистические страны. Отдельно следует упомянуть об анализах Троицкого, Раузера и Григорьева, являющихся аналитическим вкладом в теорию эндшпиля.
Как же можно рассматривать сейчас вопрос о связи этюда с практическим эндшпилем?
По существу этюды являются не чем иным, как поучительными дополнениями к теории шахмат, и особенно к теории эндшпиля, поскольку они иллюстрируют неожиданные исключения из общих правил. Но так как именно область эндшпиля особенно богата подобными исключениями, знакомство с этюдами может принести большую пользу шахматистаім-практнкам С другой стороны, практический эндшпиль является важнейшим источником для творческой работы композитора. Так этюдная композиция и практическая партия взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Эту взаимосвязь иллюстрируют следующие примеры.
В последнее время шахматный этюд все больше и больше входит в обиход мастеров-практиков. Многие нз них серьезно занимаются этюдной композицией. В этом нет ничего удивительного, так как без систематического изучения этюдов нельзя быть глубоким знатоком окончаний. Между тем, эндшпиль является как раз той стадией партии, которая в современной практике мастеров имеет громадное значение.
источник: "Шахматы в СССР" 1953 №8 |