genesis
  шахматы и культура


все публикации

шахматная задача

Шахматная игра заключает в себе бесчисленное множество различных комбинаций и идей, начиная от элементарных и часто встречающихся в шахматной практике и кончая чрезвычайно сложными и глубокими, осуществление которых в процессе шахматной партии или заведомо невозможно, или в высшей степени невероятно.

Целью задачной (а также и этюдной) композиции является выявление шахматных комбинаций и идей, осуществление их в наиболее чистом виде,  свободном от различных наслоений,  этим комбинациям посторонних.

В широком смысле слова шахматной задачей можно было бы назвать всякое положение на шахматной доске, относительно которого выставлено какое-нибудь определенное условие, задание: напр.,— «занятие определенного поля определенной фигурой в определенное число ходов», или еще: «шах черному королю белой ладьей по 8-й линии в 4 хода» и т. д. и т. д. Выполнение подобного рода задания и будет составлять разрешение задачи, ее решение.

Однако, данное нами определение шахматной задачи является слишком широким. Исторический путь развития композиций установил, что возможно ограничиться только одним, специальным, типом шахматных задач, что возможно наложить на шахматную задачу значительно более узкие условия и ограничиться изучением и составлением только таких задач, для которых условие, задание, сводится к вынуждению (или, вообще, говоря, — к созданию) матового положения в установленное наперед минимальное число ходов.

Таким образом, формальное, внешнее ограничение, характеризующее собой самый тип шахматной задачи, приобретшей права гражданства о современной заданной композиции, сводится к трем моментам:

1) задание задачи состоит в вынуждении (создании) матового положения,

2) это матовое положение создается в заданное наперед количество ходов и

3) указанное в условии количество ходов является вообще минимальным — наименьшим — для приведения начальной позиции задачи к матовому положению.

Указанное нами формальное ограничение является признаком, необходимым для, шахматной задачи, но вовсе еще не достаточным. В шахматной практике сплошь и рядом встречаются, например, окончания партий, в которых одна сторона (допустим, белые) объявляют другой (черным) мат в определенное число ходов: внешние признаки в этом случае выполнены полностью, а между тем шахматист, даже очень мало знакомый с задачной композицией, затруднится назвать подобного рода окончание партии шахматной задачей. Значит, не только внешние, формальные, признаки характеризуют собой в полной мере шахматную задачу. Так оно и есть на самом деле. Несравненно более важными являются признаки, касающиеся самого существа, — содержания, — шахматной задачи. Только ту позицию (удовлетворяющую формальным признакам) мы можем назвать шахматной задачей в полном смысле этого слова, которая удовлетворяет также и основной цели заданного искусства: представлению шахматных идей и комбинаций.

Еще одно «маленькое» ограничение следует иметь ввиду: мы упомянули выше, что целью заданной композиции является выявление шахматных идей в их чистом—кристаллизованном— виде. В соответствии с этим идее задачи, ее содержанию должна быть придана определенная «художественность»; идея задачи должна быть заключена в определенную форму, которая исключала бы из задачи все лишнее и с идеей задачи тесным образом не связанное. Таким образом, внутренними признаками шахматной задачи являются: содержание и неразрывно связанная с ним форма. Глубина, оригинальность первого в соединении с красивостью, безукоризненностью второй определяют качество шахматной задачи и ее место и значимость в истории заданного искусства.

источник: "64" 1930

 

 


генезис
шахматы и культура

Полный список публикаций на нашем сайте

Рейтинг@Mail.ru