genesis
  шахматы и культура


все публикации

М. М. БОТВИННИК, Г. Я. ЛЕВЕНФИШ, П. А. Романовский

ЕЩЕ О СОВЕТСКОМ ШАХМАТНОМ МАСТЕРСТВЕ

Наша страна растет и крепнет с каждым днем. Культурный уровень широчайших масс повышается неслыханными в истории человечества темпами. И советскому шахматному искусству, занявшему в культурном достоянии нашей страны определенное заметное место, открыты блестящие перспективы. И хотя шахматный „промплан" и не осуществлен в такой степени, как хотелось бы многим из нас, но и достигнутые на сегодняшний день успехи в деле приобщения к шахматам десятков и сотен тысяч людей приводят в изумление заграницу.

Наша шахматная армия растет и количественно и качественно. По количеству категорных шахматистов мы вышли на первое место в мире. По количеству мастеров с нами не может конкурировать ни одно буржуазное государство. Сейчас у нас имеется 43 шахматных мастера. (1) И такое положение вещей совершенно естественно, так как для роста новых дарований у нас создана исключительно благоприятная обстановка.

Не следует поддаваться, однако, головокружению от успехов. Вторая пятилетка — это прежде всего пятилетка освоения, пятилетка высоких качественных показателей. Мы должны добиться, как справедливо заметил на XVII съезде т. Пятаков, чтобы наша советская марка была выше заграничной. Это относится и к "марке" советских шахматных мастеров.

Следует открыто сказать, что на этом участке положение дел недостаточно благополучно. Об этом много говорилось за последние 2—3 года, но как-то втихомолку. Редакция нашего журнала поэтому вынесла „мастерский" вопрос на страницы журнала в твердом убеждении, что в результате широкого общественного обсуждения он получит правильное решение в соответствии с интересами шахматной общественности. И меньше всего мы беспокоимся о возможном злопыхательстве фашистских „друзей”, которые, вероятно, захотят нажить капитал на открытом выявлении наших недочетов.

В передовой прошлого номера нашего журнала даны общие установки по вопросу об определении шахматного мастерства; авторы настоящей статьи идут дальше и пытаются выступить уже с конкретными предложениями.

Неблагополучие в советском шахматном мастерстве прежде всего заключается в том, что 80% наших мастеров не работают над своим усовершенствованием. К сожалению, не редки факты, когда молодой, прогрессирующий шахматист, добившись с немалым трудом заветного звания мастера, считает свою жизненную цель достигнутой, не работает над собой, не углубляет своего творчества и в игоге деградирует в своем искусстве.

То же самое происходит и со „стариками". В ревультате добрые 40% мастеров, участвуя в турнирах, не подтверждают сплошь и рядом своего звания, несмотря на установленные, сравнительно легкие, нормы. Второй еще более существенный дефект состоит в том, что те же 80% наших мастеров мало интересуются теоретическими вопросами, не могут дать глубокого комментария турнирных партий, не знают истории шахмат, литературы, композиции, как будто звание мастера не обязывает к этому.

Наконец, далеко не все наши мастера принимают участие в шахматной общественной жизни, зараженные индивидуализмом и другими пережитками дореволюционных шахмат. Все это бесспорные истины, которые можно обильно иллюстрировать конкретными примерами.

Полагаем, что в этих недочетах, помимо мастеров, повинна и неправильная установка Высшей квалификационной комиссии. У комиссии нет специфического критерия в определении мастерства. Те же признаки, которыми комиссия руководится при определении 5-й и 1-й категорий, механически переносятся и на получение звания мастера. ВКК по существу не оправдывает своего звания, превращаясь в счетный аппарат, подсчитывающий процент очков, достигнутый соискателем той или иной категории. Между тем, квалификация мастера должна строиться еще и на иных основаниях.

Звание мастера—это не только какая-то квалификационная категория, следующая за первой. Звание мастера — это ученая шахматная степень. Поэтому мы вправе требовать от мастера не только определенного высокого технического совершенства (оно несомненно определяется в значительной степени турнирными таблицами) и высокого качественного содержания партии, но и определенной обязательной творческой работы в области теоретических изысканий и активного участия в работе нашей организации и, в частности, в прессе.

Мы отнюдь не оспариваем установки председателя ВКК Н. М. Зубарева, принятой VII шахсъездом, что основой мерила практического шахматного искусства является технический эффект — выигрыш партии, оцениваемый очком. В других видах искусства оценка творчества чрезвычайно субъективна и меняется на протяжении многих поколений. Преимущество шахмат в этом отношении очевидно. Недаром шахматное искусство называют жестоким, ибо регресс в нем не может быть ничем завуалирован. Турнирная практика является превосходным объективным критерием истины. Но шахматный мастер должен быть действительно мастером шахматной борьбы. И если нет действительного мастерства в этой борьбе, то нет налицо и шахматного мастера.

Одновременно шахматное мастерство должно быть проявлено не только в одной сухой итоговой таблице турнира, но и в области самостоятельного анализа, комментирования партий, педагогики и пр.

С другой стороны, шахматное мастерство проявляется в борьбе, требующей высокого напряжения. В преклонном возрасте это напряжение является непосильным. Поэтому мы считаем ненормальным и то существующее положение, что престарелые мастера, носившие с честью звание в течение многих лет, могут быть лишены его по формальным причинам. При определенных условиях это звание должно быть за ними закреплено официально, а не путем обхода и поблажек, как это имеет место сейчас. "Очко" должно быть только вступлением к мастерству. Для того, чтобы звание мастера действительно стало ученой степенью, необходимо добавить еще жесткие условия теоретической подготовки, уменья комментировать партии, наличия самостоятельной теоретической работы.

Особенно серьезно должно подходить к качественной оценке партий будущих мастеров. И, наконец, совершенно необходимо, чтобы претендент на звание советского мастера был активным общественником.

Мы вносим в порядке обсуждения следующие предложения:

1. Установить кандидатский стаж для лиц, желающих получить звание мастера. В кандидаты зачисляются лица, выполнившие „формальную норму“ на звание мастера в состязании, утвержденном ВКК. Срок пребывания в кандидатах не свыше 3-х лет.

2. „Формальная норма" считается закрепленной в случае двукратного подтверждения ее в течение 3-х лет, в том числе не менее одного раза на всесоюзном турнире.

3. ВКК присуждает звание мастера тем из кандидатов, закрепивших „формальную норму", которые выполнят требования, формулированные нами выше (литературные труды, теоретические изыскания, комментирование партий, работа в организации) и каковые должны быть детально разработаны. Обязательна и качественная оценка партий кандидата.

4. ВКК проводит чистку всех наличных мастерских кадров и переводит в кандидаты тех, которые не удовлетворяют требованиям, изложенным в пунктах 2 и 3. Для последних устанавливается трехгодичный срок, в течение которого они должны выполнить обявательный для всех минимум.

5. Мастера, достигшие 50-летнего возраста, получают звание мастера пожизненно.

6. ВКК периодически проводит проверку технических достижений мастеров и переводит в кандидаты тех, которые на протяжении ряда лет не имели достаточных успехов.

7. За теоретические работы и за творческие достижения высокого качества мастера и кандидаты премируются, для чего при Исполбюро создается специальный фонд.

8. ВКК, в связи с новыми задачами, усиливается соответствующими кадрами.

Таковы наши предложения, с которыми мы обращаемся и к Исполбюро шахсектора ВСФК СССР и к нашей общественности. Наша цель помочь нашим кадрам мастеров разрешить в шахматной области задачу огромной важности — догнать и перегнать буржуазных шахматистов. И только тогда, когда мы по-новому перестроим нашу работу, наши мастера с честью выполнят эту задачу. Приказ Наркомвоенмора т. Ворошилова по РККА: — „Требую не только образцовой технической организации физической культуры, но и высоких технических результатов по всем видам спорта" — должен быть полностью осуществлен и в нашей шахматной работе.

1* Алаторцев, Белавенец, Блюменфельд, Богатырчук, Ботвинник, Верлинский, Выгодчиков, Гоглидзе, Готгильф, Григорьев, Дуз-Хотимирский, Зубарев, Измайлов, Ильин-Женевский, Кан, Кириллов, Константинопольский, Куббель, Левенфиш, Лисицын, Мазель, Макогонов В., Макогонов М., Модель, Ненароков, Панов, Рабинович А., Рабинович И., Рагозин, Раузер, Розенталь, Романовский, Рохлин, Рюмин, Савицкий, Селезнев, Сергеев, Силич, Созин, Сорокин, Фрейман, Чеховер, Юдович.

источник: "Шахматы в СССР"  1934 №4

 


генезис
шахматы и культура

Полный список публикаций на нашем сайте

Рейтинг@Mail.ru