ШАХМАТЫ В ПРОГРАММУ ШКОЛЫУрок ... шахмат. Это не секционное занятие, не кружок при районном Доме пионера и школьника. Урок шахмат входит в обычную учебную программу, так же как арифметика, чтение, чистописание. Делается это не за счет урока физкультуры — здесь все осталось без изменений — и спортивные игры, и легкая атлетика, и лыжная подготовка. Шахматы — это пятый урок. Но так же, как и на других, обычных, ученики вызываются к доске, им дается домашнее задание, в классный журнал ставятся оценки. Такой интересный эксперимент провели в прошлом учебном году в 389-й ленинградской школе. 200 учеников пяти третьих классов весь учебный год изучали тайны самой древней игры в мире. Ленинград может «похвастаться» тем, что дал миру целое созвездие известнейших гроссмейстеров. В шахматной секции ленинградского Дворца пионеров вырос неоднократный чемпион мира М. Ботвинник, чемпионы страны, участники мировых чемпионатов и олимпиад гроссмейстеры М. Тайманов, Б. Спасский, В. Корчной и многие другие. В Ленинграде искусство шахматной игры пользуется очень большой популярностью. И в настоящее время создалось такое положение, что секции шахмат при домах пионеров и школьников, домах и дворцах культуры, учебных заведениях, спортивных обществах и коллективах физкультуры уже не могут принять всех желающих. Но особенно большой наплыв в шахматные кружки среди подростков — школьников. А это — смена теперешним мастерам высшей квалификации. Как сделать так, чтобы искусству шахматной игры научилось как можно больше детей? Этот вопрос уже давно занимал воспитателя многих известных шахматистов, преподавателя Дворца пионеров, заслуженного тренера СССР В. Зака. Многолетние наблюдения за юными шахматистами убедили опытного педагога, что занятия шахматами очень помогают детям усваивать и другие предметы. Но это надо было доказать на практике. Вот с такой идеей он и пришел в 289-ю школу Кировского района Ленинграда. В пользе шахмат здесь никого не надо было убеждать. Пожалуй, нет в городе другой школы, где бы коллектив преподавателей был более «шахматным». Директор — Георгий Мордвинов — неоднократный участник различных городских турниров, преподаватель английского языка М. Hoax — мастер по шахматам, чемпион ленинградского «Спартака», да и остальные педагоги — сильные шахматисты, регулярно выступают в соревнованиях. И педсовет решил: ввести в третьих классах урок шахмат. Сначала решено было провести эксперимент только в трех классах из пяти. Но тут «обиделись» родители учеников, которых «обделили» шахматными уроками. Они пришли к директору и добились, чтобы новый предмет изучали все третьеклассники. Как же проходит новый урок? Ведь никакой методики еще нет. Преподаватели шахмат — мастер Б. Hoax и заслуженный тренер СССР В. Зак (кстати, новый предмет они вели весь год без оплаты, как общественники) построили учебу на глубоком знании психологии ребенка. Что такое шахматы? Прежде всего игра. А раз так, то для детей она должна быть интересной, увлекательной, урок должен проходить оживленно. Им сейчас не надо знать сложных дебютов, защит, эндшпилей — школьникам нужна шахматная азбука. Урок — это и популярный, интересный рассказ об известных шахматистах — А. Алехине, М. Эйве, Р. Капабланке, С. Решевском, о городах и странах, где проходили крупнейшие турниры и мировые чемпионаты. Это и турнир, когда весь класс делится на «белых» и «черных», вместо классной доски устанавливается шахматный демонстрационный щит, а преподаватель выступает в роли главного арбитра. От ученика требуется одно: назвать ход и обосновать его целесообразность, аргументировать, а в случае необходимости (по требованию учителя) найти ему продолжение. Из десятков предложенных вариантов преподаватель выбирает лучший. Сейчас, когда закончился первый год эксперимента «урок шахмат — в программу школы», можно подвести некоторые итоги. Вот, что говорит директор школы Георгий Мордвинов: — Прежде всего, повторяю: буквально все третьеклассники хорошо усваивали новый предмет. Интересно: девочки во многих случаях опережали мальчиков. Лена Гусева, Валя Хомутова, Марина Силисская, впервые осенью познакомившись с шахматами, сейчас уже умеют достаточно хорошо играть. И еще одно — большой энтузиазм школьников. Шахматы стали их самым любимым предметом. Мы ставили отметки только в классный журнал и дневники. А с нового учебного года начнем вносить их и в табель успеваемости. Количество классов, где преподается «шахматная игра», увеличилось вдвое: мы включили ее в программу третьих и четвертых классов. Главное — шахматы заставляют детей логически мыслить, дают им пространственное воображение. Они развивают у школьников усидчивость, внимательность, сообразительность, находчивость. Мы рассчитываем, что к окончанию школы большинство наших воспитанников будут достаточно квалифицированными шахматистами. Ленинградский городской отдел народного образования обсуждает возможность введения урока шахмат еще в нескольких школах города. В. Галактионов источник: "Шахматы" (Рига) 1965 №20 |
---|
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте