genesis
  шахматы и культура


все публикации

Геза Мароци

(К 60-летию со дня рождения)

Статья И. Д. ГРИГОРЬЕВА

Великому венгерскому шахматисту недавно исполнилось 60 лет. В связи с этим уместно вспомнить шахматные этапы его жизни. Нелишне хотя бы вкратце проследить жизненный и шахматный путь того, чье имя уже прочно вошло в историю шахмат. Ведь в конце прошлого и в начале этого столетия Мароци блистал на шахматном горизонте звездой первейшей величины.

Мароци родился 3 марта 1870 г. в Сегеде (Венгрия).

Получив математическое образование, он стал инженером и преподавателем геометрии в Будапеште. С шахматами Мароци познакомился на 15-м году жизни, увлекся ими и, благодаря большому дарованию, быстро пошел в гору, играя с лучшими местными (будапештскими) шахматистами. Свое «боевое крещение» Мароци получил в Гастингсе, в 1895 г., когда он был допущен в побочный турнир, происходивший наряду с главным, международным. В этом турнире за первые места боролись Пильсбери, Чигорин, Ласкер и др. С честью выдержав это первое серьезное испытание, Мароци добился I приза и звания мастера. Уже в следующем, 96-м, году Мароци принял участие в международном турнире в Нюрнберге и своим II призом (ниже Ласкера, но выше Пильсбери, Тарраша, Яновского, Стейница, Шлехтера, Чигорина и др). начал длинную серию блестящих международных успехов. За Нюрнбергом следовали: II—IV призы в Лондоне, 1899 г. (ниже Ласкера, наравне с Пильсбери и Яновским, выше Шлехтера, Блекберна, Чигорина и др.), III—IV в Париже, 1900 г. (наряду с Маршаллем, ниже Ласкера и Пильсбери, выше Берна, Чигорина и др.), в том же 1900 г. II—III призы в Мюнхене (вместе со Шлехтером и Пильсбери), I приз в Монте-Карло, 1902 г. (выше Пильсбери, Яновского, Тейхмана, Тарраша, Шлехтера и др.), II в Монте-Карло, 1903 г. (ниже Тарраша, выше Пильсбери, Шлехтера, Тейхмана и др.), I в Монте-Карло, 1904 г. (выше Шлехтера, Маршалля и др.), I в Остенде, 1905 г. (выше Тарраша, Яновского, Шлехтера и мн.), I—II в Бармене, 1905 г. (вместе с Яновским выше Маршалля, Бернштейна, Шлехтера и др.), II в Остенде, 1906 г. (ниже Шлехтера, но выше Берна, Рубинштейна и мн. др.), II в Карлсбаде, 1907 г. (ниже Рубинштейна, выше Леонарда, Нимцовича, Шлехтера, Видмара и мн.),  I—III в Вене, 1908 г. (вместе с Дурасом и Шлехтером, выше Рубинштейна, Тейхмана, Шпильмана, Тартаковера и др.).

Таков почетный «послужной список» этого выдающегося гросмейстера, данный притом с некоторыми сокращениями. Неудивительно, что в 1906 г., когда Мароци был в зените славы, американские шахматные круги, воспользовавшись его и Ласкера пребыванием в САСШ пытались устроить матч между ними за первенство мира. К сожалению, условия материального порядка расстроили начавшиеся было переговоры между конкурентами.

С 1908 г. Мароци отошел от шахмат, занялся инженерной и педагогической деятельностью, и поклонникам его шахматного таланта приходилось уже опасаться, не «лебединой ли песнью» была его победа в Вене, в 1908 г.

Однако, с окончанием мировой войны Мароци не только вернулся к шахматам, но и решил, повидимому, всецело им отдаться. Он вновь стал часто выступать, много времени стал проводить на гастролях, особенно по САСШ и Англии, причем в Гастингсе был даже инструктором при клубе Сан-Леонарда *). Известная ныне Вера Менчик своим возвышением обязана шахматно-педагогическому таланту Мароци.

Конечно, годы брали свое, и в первых выступлениях Мароци после войны сказывалась также его растренированность. И все же он сохранил высокое мастерство, позволявшее ему добиться снова больших успехов. Так, в Вене, в 1922 г., он делит IV—VI призы с Алехиным и Таррашем, а в Карлсбаде, в 1923 г., достигает и 1 приза вместе с Алехиным и Боголюбовым. Мароци — один из тех славных представителей прежнего поколения мастеров, кто и посейчас способен быть опасным противником.

Особенности творчества Мароци трудно охарактеризовать в немногих словах. Бесспорно, Мароци — яркий выразитель позиционного, а не комбинационного мышления. Это не значит, понятно, что он — враг комбинаций, или что он плохо комбинирует. Нет, мастерству его комбинаций могут поучиться многие. Недаром он столько раз получал специальные призы за красоту. Но, разыгрывая партию, Мароци как бы говорит: «комбинация должна играть лишь подсобную, подчиненную в позиционном ведении борьбы роль, но отнюдь не больше». И этому девизу он никогда не изменял. Поскольку не все мастера «строго-позиционны» и не все слишком сдержанны в ведении игры (а таких мастеров Мароци встречал особенно часто в начале своей шахматной деятельности), постольку необходимо выработать в себе умение хладнокровно защищаться от внезапных наскоков противника, желающего обязательно атаковать. Против таких «атак во что бы то ни стало» Мароци действительно выковал оружие изумительной по точности защиты. Он не просто перенял, но и до виртуозности довел прославленное искусство обороны Людвига Паульсена. Во 2-й части «Современного учебника шахматной игры» Рих. Рети так характеризует Мароци: «Главная сила его — в защите (в теорию которой Мароци внес много нового) и, конечно, в эндшпиле. Искусство Мароци в защите немало содействовало тому, что многие эффектные, но мало-солидные начала, раньше довольно модные, оказались скомпрометированными, тогда как некоторые системы (напр., французская или сицилианская партии), не пользовавшиеся прежде любовью, благодаря тяжелой для черных игре, получили теперь большое распространение».

Игру Мароци отличает большое изящество, заключающееся в тончайшем использовании малейших особенностей партии. Славу (и вполне заслуженную) выдающегося эндшпилиста Мароци приобрел давно, особенно в области ферзевого эндшпиля.

*) Клуб этот известен устройством ежегодных «рождественских» турниров.

источник: "Шахматный листок"  1930

 


генезис
шахматы и культура

Полный список публикаций на нашем сайте

Рейтинг@Mail.ru