genesis
  шахматы и культура


все публикации

(Из опыта работы с дошкольниками)

Наша педагогика много занимается вопросом «Как опустить возрастной порог обучения?». Естественно, что это интересует и преподавателей шахмат. Тем более что иногда можно услышать высказывания против раннего обучения детей шахматам. Однако такие суждения обычно не подкрепляются фактами. А у нас в Одессе вот уже три года весьма успешно работают группы дошкольников.

По плечу ли шахматы дошкольникам!

На этот вопрос обстоятельно ответил директор Научно-исследовательского института дошкольного воспитания Академии педагогических наук А. В. Запорожец: «В настоящее время внимание ученых всего мира привлечено к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве... Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5—6 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор... Что касается вопроса о возможности и необходимости обучения детей не только 5—6 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в советской педагогике положительное решение» («Советская педагогика», № 1, 1973 г.).
Такое авторитетное заключение о функциональной готовности организма шестилеток к школьным занятиям позволяет широко популяризовать шахматы среди дошкольников. Вообще дошкольный возраст считается «классическим возрастом игры».
Известно, что Капабланка и Решевский начали играть в 4 года, Смыслов, Эйве и Шпильман — в 5 лет, Левенфиш — в 6 лет, Алехин, Цукерторт и многие другие — в 7 лет. Такая ранняя «специализация» не помешала некоторым из них стать чемпионами мира.

Сначала нужно увлечь

В кружки, секции и школы, как правило, принимают уже играющих школьников. Это во многом облегчает обучение, но не тем, что первоначальная подготовка проведена дома, а тем, что фактом своего прихода учащийся показывает желание заниматься шахматами. Желание играть — это очень важное обстоятельство, если речь идет о массовом обучении. В созданную у нас в 1971 г. экспериментальную группу принимали дошкольников без каких-либо ограничений. В результате в этой группе дети не только не умели играть, но даже не проявляли интереса к шахматам. Правда, желание все-таки было, но... у родителей. Так сама собой возникла ситуация, таящая немало трудностей.
Свою привлекательную сторону шахматы показывают ребенку только тогда, когда он научится играть, а сначала предстоят 2—2,5 месяца знакомства с правилами, которые ничего интересного не сулят. Этот период наиболее ответственный, так как именно вначале может зародиться скука, апатия и даже отвращение к занятиям. Наивно ждать от ребенка понимания народной мудрости: «Корень учения горек, а плод его сладок». Психологический секрет игры в том, что она основана на добровольном участии, интересе и увлеченности. Заставить ребенка играть нельзя, увлечь можно (печальный опыт имеют родители, желающие учить ребенка музыке, когда он к ней равнодушен).

Чем увлечь ребенка!

Наука считает, что шестилетний ребенок — почти сформировавшаяся личносгь, которая всеми силами стремится утвердить себя в самостоятельной деятельности. Кто не слышал детский возглас: «Я сам!» В нем звучит порыв к действию, проявляется желание отстоять свое право на самостоятельность. Однако эта жажда активной деятельности встречает со стороны «домашней педагогики» чаще всего ограничения и запреты. Вот этот родительский просчет и стал на первое время нашим помощником.
Переступив порог учебного класса, ребенок прежде всего находит удовлетворение естественной потребности общения с ровесниками. Так начинается своеобразная общественная форма жизни дошкольника. Его должна встретить дружеская, благожелательная атмосфера. Сев за отдельный столик, ребенок чувствует полную самостоятельность. На перекличке его вызывают по фамилии (уважение к личности). Желая спросить или ответить, он поднимает руку. При ответах встает с места. Если нужно, то он идет к демонстрационной доске и самостоятельно передвигает фигуры. В первое время можно «не докучать моралью строгой» и допускать игру пешками в солдатики, а также любые другие «развлечения» на шахматной доске. Преподаватель обязан с пониманием и интересом относиться к подобным «занятиям». Но в то же время, без нажима, направить внимание на изучение доски, фигур и правил игры. Все здесь должно ребенку понравиться, вызывать чувство светлой радости и удовольствия. Дети должны идти в шахматную школу, как на праздник. Детям по душе военная романтика, с которой они знакомы по рассказам и кинофильмам. Использовав этот интерес, мы приучаем рассматривать игру, как борьбу двух шахматных королевств, а себя считать полководцем. Так шахматы становятся продолжением их детских игр.
Как только дети узнают, как «ходят» король и пешки, нужно временно сделать «реформу» правил и организовать соревнование. Например, на доске только король и пешки. Побеждает тот, чья пешка первая достигнет поля превращения. Этот прием педагогически оправдан, так как для детских игр характерен дух соперничества и соревнования с обязательным выявлением победителя. Затем можно последовательно вводить ладьи, слонов и их совокупность — ферзя. Обычно наибольшие хлопоты доставляет детям «укрощение» коня. Лишь когда дети научатся играть всеми фигурами и знают, что конечная цель — дать мат, у них появляется устойчивый интерес и желание играть. Однако в любой группе уровень игры, естественно, не одинаков. Поэтому преподаватель на какое-то время должен рассеять группу на пары примерно равной «силы». Иначе постоянные неудачи вызовут неуверенность в себе и разочарование. Первоначальный принцип оценки: удачная игра поощряется устной похвалой, неудачная — доброжелательно объясняется и оправдывается.

Как увлечь!

Учение — это передача знаний преподавателя ученикам рациональными методами и способами. Средство передачи — речь.
Поэтому не только каждое слово, но и обороты речи преподавателя должны быть ребенку понятны. Но можем ли мы ограничиться тем запасом слов, которым обладает ребенок? Конечно, нет. Вся шахматная терминология для него нова. Значит на каждом уроке нужно, соблюдая дозировку, вводить новые слова, предварительно доступно объясняя их. После многократного повторения на уроках эти слова запоминаются и становятся достоянием учащихся. Применение новых терминов самими учащимися должно немедленно устно поощряться. Для умственного развития детей формирование и обогащение устной речи имеет огромное значение.
Первоначальные шахматные знания следует давать детям в определенной, приспособленной к их пониманию форме — категоричной. Например: начинай королевской пешкой, чтобы освободить дорогу слону. После краткого объяснения, что такое центр, следует указание: коня выводить только на f3, так как это ближе к центру и отсюда больше полей для игры коня. Быстро делай рокировку. Пешки королевского прикрытия не двигай. Тяжелые фигуры вначале не трогай и т. д. Бояться таких временных догм нечего. Д. Ушинский писал: «Чем меньше возраст учеников, над образованием которых трудится воспитатель, тем больше требуется педагогических знаний». Действительно, работа с дошкольниками имеет много специфических трудностей. Играя, ребенок живет в сказочном мире такими же неподдельными чувствами, как и взрослые в своей деятельности. Поэтому и шахматы для него не «деревяшки», а живая армия, которой он командует. Если мы хотим найти тропинку к сердцу ребенка, то должны отрешиться от «взрослости» и проникнуть в его сказочный мир, а не разрушать его. Настоящая духовная общность рождается там, где преподаватель становится товарищем ребенка в игре.
Выдающийся польский педагог Януш Корчак писал о необходимости возвыситься до духовного мира ребенка, а не снисходить к нему. Действительно, «детский мир» богаче нашего. Ребенок садится на палочку и чувствует себя всадником. Не удивительно, что он одушевляет и шахматные фигуры. Все это естественно. Детство лишилось бы всякого очарования и прелести, если бы ребенок глядел на окружающий мир глазами умудренного знаниями и опытом взрослого. Некоторые дети болезненно переживают проигрыши и подчас плачут. Дело тут не в обиде за поражение, это скорее результат переживания «гибели всех своих полков».

Время перемены

В процессе занятий преподаватель должен уметь чутко уловить наступающее утомление еще до того, как дети начнут выключаться из урока. Для них утомительна не только умственная нагрузка, но и длительное неподвижное сидение. Как известно, у детей потребность в движениях гораздо больше, чем у взрослых. Первые признаки утомления проявляются в двигательной активности. Дети начинают все чаще и чаще менять позу и заговаривают между собой. Попытки преподавателя восстановить дисциплину бесполезны, наступило время перемены, которую должен определить преподаватель по своему усмотрению.
Подается команда, дети с большой охотой быстро строятся (срабатывает военная романтика) и выходят в просторный вестибюль. Начинается «свободное время», которое также не должно быть свободно от воспитательного воздействия. Мы придаем большое значение переменам, так как отдых детей в подвижных играх снимает усталость и восстанавливает работоспособность. Преподаватель проводит перемены вместе с детьми, обеспечивая безопасность, и не допускает превышения предела активности, после которой учащийся придет на урок... отдыхать. В начале года выявляются неумеющие «сотрудничать» в коллективе. Их капризы — результат чрезмерного употребления «витаминов» родительской любви и опеки. Однако среда ровесников, дисциплина на уроке и во время игры постепенно выполняют свою воспитательную задачу и помогают ребенку безболезненно избавиться от этого недостатка.

Какова польза детям!

В коллективе дети понемногу накапливают опыт взаимоотношений, помогающий им потом легко адаптироваться к школьной жизни.
Дошкольники отличаются легкой внушаемостью, они быстро идут навстречу воспитательному влиянию преподавателей. Это помогло нам, например, в короткий срок выработать ряд полезных привычек: снимать головной убор( здороваться, прощаться, благодарить, поднимать руку, вставать, строиться, расставлять, убирать и сдавать шахматы и т. д
Как известно, после введения в 1969/70 г. новых программ начальная школа стала 3-летней. Но главная особенность перестройки заключалась не в сокращении обучения на год, а в том, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, основанный, главным образом, на запоминании изучаемого материала в классе, дополнился элементами теории и абстракции. Тогда и появился пресловутый «ИКС», сначала взволновавший родителей.
Более сложное обучение предполагает практическую и психологическую подготовку. К первой относятся: чтение и счет, а ко второй — умение внимательно слушать и воспроизводить, совершать умственное и волевое усилие, уменье находиться в коллективе весь учебный день. Если с практической подготовкой родители справляются, то психологическая еще не всем удается. Вот почему именно в последние годы родители стали приобщать дошкольников к шахматам в нашей ДЮСШ. И они не ошиблись. Вот что писала учительница школы № 9 О. Фролова, у которой в классе оказалось трое наших воспитанников: «Они сразу выделились из среды сверстников своей эмоциональностью, умением сдружиться с другими учащимися и верховодить в играх на переменах. На уроках они внимательны, сосредоточенны, всегда готовы отвечать. Их отличает умение быстро и последовательно мыслить. Считаю, что этому во многом способствовали занятия шахматами в группе шестилеток».
Как физическое развитие немыслимо без физических усилий, так и умственное — без самостоятельной умственной деятельности самого ребенка. Этому во многом способствуют шахматы. Нет другой игры или занятия, в которых бы дети с такой охотой и увлечением (сами того не замечая) совершали в течение длительного времени большие умственные усилия, проявляя при этом настойчивость, целеустремленность и неутомимость. Шахматы — это спорт, борьба, и в ней тренируется воля. Таким образом, в игре умственные усилия сопрягаются с волевыми. Эти качества имеют основополагающее значение для учебы и труда.
Сегодня педагогическая наука видит основное средство умственного развития в создании учителем на уроке проблемной ситуации, когда ученик не воспроизводил бы полученные в готовом виде знания, а самостоятельно решал поставленную перед ним проблему. Для младших школьников — это вопрос или задачка. Сложность этого бесспорно передового метода обучения в том, что успех его целиком зависит от мастерства учителя. Что касается шахмат, то партнеры каждый своим ходом создают друг другу проблемные ситуации, требующие самостоятельного творческого решения, правильность которого проверяется неумолимым партнером. Игра требует подчинения правилам, которые воспитывают справедливость, честность, уваженйе к партнеру и его правам. Характер борьбы в шахматах приучает целесообразно действовать и произвольно управлять собой. Вот истоки дисциплины, которая, как черта характера ребенка, рождается и закрепляется в его деятельности.
Сейчас, когда на нас наваливается все нарастающий поток информации, высоко ценится умение отобрать необходимое. И в этом вопросе ничего не может сравниться с шахматами. Перед каждым ходом у играющего типичная ситуация: из массы возможных ответов мысленно отобрать несколько ходов-кандидатов, а затем сделать избранный, единственный.
Красота шахматных партий, комбинаций и этюдов способствуют воспитанию эстетических чувств. Список достоинств шахматной игры можно продолжить, но и этого достаточно.
Можно без преувеличения сказать, что шахматы — это энциклопедия воспитательных средств, но только в том случае, если они педагогически осмыслены и педагогически организованы. Шахматы еще не получили должного признания у педагогической науки только потому, что их ценность не столько в непосредственных, наглядных результатах, сколько в более отдаленных, которые видны не сразу, они сказываются в учении и труде.


И. НЕТИС,
преподаватель ДЮСШ (г. Одесса).

"Шахматы в СССР" 1974


генезис
шахматы и культура

Полный список публикаций на нашем сайте

Рейтинг@Mail.ru