«Каисса» и её авторВ 1894 году на страницах чигоринского журнала «Шахматы» появилась заметка о богине Каиссе — покровительнице шахмат. «Имя Каиссы,— говорилось в заметке, — знаменито в мире шахматистов, но происхождение его известно не многим. О Каиссе нет никаких данных ни в энциклопедических словарях, ни в книгах, принадлежащих к шахматной литературе. Многие думают, что Каисса — индийское или какое-либо другое божество. Между тем она только одна из героинь шахматной поэмы жившего в 18-м веке (1746—1794) знаменитого английского ориенталиста и санскритолога Уильяма Джонса...» За минувшие десятилетия популярность Каиссы неизмеримо возросла. И все же даже сегодня тщетно искать сведений о Каиссе в наших энциклопедиях. О поэме У. Джонса, давшей жизнь «шахматной музе», мы знаем только понаслышке, потому что она до сих пор не появлялась на русском языке. И вот наконец этот пробел восполнен. Перевод осуществлен кандидатом исторических наук М. Цетлиным, ранее познакомившим читателей с другим знаменитым поэтическим воплощением шахматной темы — «Поэмой о шахматах» итальянца М. Виды («Шахматы в СССР», 1975, № 9, 10). Прежде чем представить творение У. Джонса, нужно рассказать о самом авторе, одном из замечательных людей второй половины XVIII века. Уильям Джонс родился 28 сентября 1746 года в Лондоне. Его отец происходил из крестьянского рода, но благодаря таланту, особенно обнаружившемуся в области математики, стал ученым и под конец жизни был избран вице-президентом Королевского общества (английской Академии наук), членом которого потом стал и его сын. У. Джонс выделялся ранней умственной зрелостью. Читать он начал года в четыре, о памяти его ходили легенды, он знал наизусть чуть ли не всего Шекспира. Чужие языки У. Джонс впитывал как губка. Знал он их около тридцати, и это позволило ему стать позднее основоположником новой ветви лингвистики— сравнительного языкознания. Как ни громаден вклад, внесенный У. Джонсом в лингвистику, языки служили ему средством познания в другой большой области науки, в которой он также выступил пионером и которая стала делом его жизни. Эта область — ориенталистика, наука о Востоке во всем ее многообразии: язык и история, литература и культура, философия и наука, религия и право. Для того чтобы совершить такой научный подвиг, одной эрудиции недостаточно. Нужно было возвыситься над расистской предубежденностью и нетерпимостью многих своих соотечественников, Англия зачитывалась памфлетом У. Джонса «Принципы государственного управления, изложенные в диалоге между ученым и крестьянином» (1782), в котором он смело призывал дать отпор королевскому деспотизму и произволу, не останавливаясь перед применением силы.
В войне, развязанной короной против своих заокеанских подданных, У. Джонс решительно и безоговорочно принял сторону американских повстанцев. Непримиримого врага нашли в лице У. Джонса рабство и работорговля. «Я спешу миновать берег Африки, — писал он во время одного из своих заморских путешествий, — при виде которого мой ум наполняется гневом против гнусной торговли человеческими существами...» Страстно осуждал У. Джонс войну с ее неизбежными спутниками — грабежами, убийствами и разрушениями. «Таковы плоды военной славы, — писал он в биографии персидского владыки Надир-шаха, — и таково состояние государств, правители которых гордыню завоевания предпочитают тихим радостям мира и благополучию своего народа». Вот те идейные высоты, с которых У. Джонс подошел к выполнению своей научной миссии. Он раскрыл глубокие корни и богатое содержание восточной мысли, призвал к сотрудничеству между культурами Запада и Востока. Первоначально исследования У. Джонса охватывали в основном Персию, арабский Восток и Турцию. Но его влекла к себе Индия. В 1783 году мечта У. Джонса осуществилась. Последние годы жизни он провел в этой стране. У. Джонс овладел санскритом, ознакомил Европу с такими бессмертными памятниками санскритской литературы, как «Сакунтала» Калидасы, «Махабхарата», законы Ману. Он основал «Азиатское общество» и этим дал толчок индологическим и вообще ориенталистическим исследованиям во всем мире. Не лишне заметить, что раньше всего эта эстафета была подхвачена в нашей стране, где в 1810 году в Петербурге начала свою деятельность «Азиатская академия». Между тем жизнь самого У. Джонса близилась к закату. Непомерный труд подорвал его здоровье, а климат Индии довершил дело. 27 апреля 1794 года он умер в Калькутте. У. Джонс оставил необъятное творческое наследие. Кажется невероятным, что столько может быть сделано одним человеком за 47 лет жизни. В полном объеме гуманистические идеи У. Джонса оказались созвучными нашему времени. В этом смысле символичен следующий эпизод. В 1946 году Индия, стоявшая на пороге независимости, широко отметила двухсотлетие со дня рождения своего английского друга.
По энциклопедичности умственных интересов и достижений У. Джонс напоминал людей Возрождения. Заметный след он оставил и в английской поэзии. Новаторские черты поэзии У. Джонса обнаружились уже в его поэме «Каисса», написанной в 1763 году, когда он еще не покинул школьной скамьи. Когда заходит речь о «Каиссе», иногда утверждают, что она представляет собой лишь подражание М. Виде. Читатели, знакомые с произведением М. Виды, теперь получат возможность сравнить с ним детище поэтической фантазии У. Джонса и, несомненно, убедятся в самобытности «Каиссы». Естественно, она не оторвана от «Поэмы о шахматах» М. Виды, нo связывающие их нити не идут дальше второстепенных деталей. Остается рассказать, как «Каисса» начала свое победоносное шествие в шахматном мире. В 1851 году французский любитель Ф. Аллиэ, владевший богатейшей шахматной библиотекой, перевел и напечатал поэму У. Джонса в количестве 100 экземпляров для своих друзей по кафе «Режанс». Именно с этого времени «Каисса» приобрела популярность, стала той «шахматной музой», какой мы ее знаем ныне.
И. РОМАНОВ, кандидат исторических наук. |
---|
«КАИССА»* (1763). Перевод М. Цетлина
|
Но близок час, начало славных битв. |
---|
Сверкнула вдруг небесная краса.
|
В царицу превращается она.
|
---|
Примечания: Пинд — горный хребет, отделяющий Фессалию от Эпира, владение Аполлона, в переносном значении — приют поэзии. |
---|
"Шахматы в СССР" 1977 №1
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте