Педагогическая поэмаКазалось бы, легкое дело — рассказать о школьном товарище, о котором столько знаешь, у которого не нужно выуживать скупые крохи фактов. Но как совладать с прорвавшими плотину забвения воспоминаниями? Как отобрать самое существенное? Наконец — с чего начать?
Зато непреклонно прямыми были четкие, почти печатные буквы в толстых его тетрадях. Каждым новым выпуском приключенческого романа зачитывались ребята нашего седьмого класса. Подписывался Женя Пенчко звучным псевдонимом «Эжен Ствалль». Таким же «крупноблочным» почерком заполнялись и таблицы первых наших шахматных турниров. Не стал мастером и первый наш наставник Борис Давидович Персиц, добродушный студент-математик, потрясавший своих подопечных игрой вслепую на двух досках. Но разве только высокими званиями и громкими победами красны шахматы? Разве только честолюбие и азарт борьбы побуждают любителей этого древнего и таинственного искусства посвящать ему драгоценные часы и дни? За что? Может быть, за справедливость и гармонию, которых так жаждала душа росшего без отца подростка? Или за неожиданно открывающуюся красоту? Или за все расширяющийся круг друзей, подаренных ему этой игрой? А может быть, влекла его не сама игра, а богатая шахматная культура? Честно говоря, мне неловко задавать школьному товарищу банальный вопрос «за что ты любишь шахматы?», ответы на который чаще всего подтверждают замечательные слова Тютчева о том, что «мысль изреченная есть ложь». Трудно представить себе более штатского человека, чем Евгений Пенчко образца 1941 года. Однако этот никогда не участвовавший в мальчишеских драках «тихий интеллигент» прошел суровыми солдатскими дорогами от Курской дуги до Праги, был награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», медалью «За боевые заслуги».
Разумеется, не все фронтовые воспоминания такие. Иные, будто старые раны — только тронь, отдают болью. Сколько лет минуло, но, как живого, видит Пенчко командира полка майора Краснова. Сотни раз в рост, не таясь, шагал майор под пулями, а настиг его проклятый осколок в блиндаже — пробил бревна наката, пробил орден на груди майора. И уже никогда не попросит он своего командира разведвзвода почитать в часы затишья стихи... В 1946 году после демобилизации вернулся Евгений Пенчко в Москву, доехал до Кировских ворот, свернул на улицу Стопани, открыл дверь шахматного кружка и... остался здесь. И тридцать лет не меняет места работы. Только вместе с Домом пионеров, который стал именоваться Дворцом, перебрался в новое здание на Ленинских горах. Тридцать лет Евгений Ануфриевич Пенчко учит ребят играть в шахматы. Правильно играть и правильно жить. Учит понимать искусство и тянуться к культуре. Учит дружить, учит быть отзывчивыми и человечными, трудолюбивыми и любознательными. Не случайно его старшая группа получила грамоту и вымпел лучшего кружка Дворца пионеров, а все ее члены стали организаторами и капитанами школьных команд, судьями-общественниками. Не случайно, отправляясь в походы по местам боев Великой Отечественной, его ребята выступают и как пропагандисты шахматной культуры: дают сеансы одновременной игры в пионерских лагерях, организуют матчи дружбы, проводят беседы на шахматные темы. ...Евгений Пенчко не стал писателем. Его «Поэму об артиллеристах» вспомнит разве что кто-нибудь из однополчан. Но каждый день настойчиво и увлеченно творит он свою педагогическую поэму, лучшие страницы которой не раз будут вспоминать сотни его бывших воспитанников. И не раз, наверно, помянут они добрым словом ее автора. Так же как сам Евгений Ануфриевич с благодарностью вспоминает своих учителей— Сергея Всеволодовича Белавенца, Михаила Михайловича Юдовича, Илью Львовича Майзелиса. Педагогическая поэма продолжается. В ней органически сочетаются две темы: любовь к шахматам и любовь к детям. Источник: "Шахматы в СССР" 1976 №11 |
---|
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте