ВСЕГДА С ШАХМАТАМИ
Д.Мантейфель
О творчестве основоположника шахматного этюда А. Троицкого написано много, а его наследие будет долго изучаться. Однако мало известны условия, в которых приходилось заниматься шахматным творчеством этому большому человеку.
В конце прошлого века, получив специальное образование, Алексей Алексеевич поступил на работу в Чернозерское лесничество Пензенской губернии. Обязанности лесничего заставляли его подчас целые дни проводить в лесу. Ну, а как же шахматы? Алексей Алексеевич нашел выход.
Обычно ранним утром, в тележке, вдвоем с кучером отправлялся он на свои объекты, и деревянная шахматная доска неизменно была при нем. Пока путь лежал по тихим лесным дорогам, Алексей Алексеевич клал на колени доску, для устойчивости привязывая ее ремнем. Достав из кармана нужные фигуры, он переносился в мир шахматной поэзии. Во время коротких остановок в пути все найденные варианты он записывал в специальную тетрадь. Наконец объезд закончен. Пора отдохнуть. Лошадь отпрягают на берегу реки, закусывают «чем бог послал».Возница забирается в холодок поспать часок-другой, а Алексей Алексеевич после купания гуляет по лесу. Перекинув ремень через плечо и поддерживая доску в горизонтальном положении, он продолжает анализ позиции. Наконец идея найдена. Этюд готов, нужно записать варианты, и Алексей Алексеевич быстро шагает к тележке, не отрывая глаз от доски.
В 1923 году Алексей Алексеевич поселился в Пензе на тихой тогда Покровской, ныне улице Калинина. В небольшой комнате с окнами на юг спартанская обстановка: кровать, два стола и несколько стульев. Шахматы всегда наготове, причем белые фигуры в цветных разводах, — что греха таить, Алексей Алексеевич частенько по рассеянности вместо пера окунал в чернильницу находящуюся в руке фигуру.
В это время и произошло наше знакомство с Алексеем Алексеевичем. Мы, мальчишки, смотрели на него с восхищением, а на первых порах и с некоторой опаской. Позднее мы узнали, какой необыкновенной добротой он был наделен. Авторитет его, разумеется, был огромен.
Школьники А. Сокольский, Ю. Уваров и автор этих строк вскоре стали частыми посетителями приветливого дома на Покровской улице. Многое мы узнали от Алексея Алексеевича, а главное, научились любить и понимать красоту в шахматах. В те дни мы по мере наших сил помогали Алексею Алексеевичу в работе над первым томом его этюдов.
Практической игрой Алексей Алексеевич почти не занимался. Нам очень хотелось сыграть с ним, но предложить это никто не решался. Помимо работы в редакции газеты «Трудовая правда» Алексей Алексеевич много времени уделял организационным и общественным делам. В частности, для популяризации нашего любимого искусства при его участии в Пензе проводились «Живые шахматы». Один из таких вечеров-концертов, проводившийся в начале тридцатого года, мне особенно запомнился.
В зрительном зале городского театра на сцене была расположена громадная шахматная доска. Алексей Алексеевич и юный тогда Алексей Сокольский руководили действиями фигур. Я в ту пору учился в музыкальном техникуме, мне было поручено изображать черного слона. Снятая с доски фигура поднималась на сцену и исполняла очередной концертный номер.
Но бывало и так, что на столе в комнате Алексея Алексеевича шахматы сменялись какими-то странными геометрическими фигурами. Посещали его тогда видные городские математики. С мнением Алексея Алексеевича они очень считались, так как познания его и в области математики были обширными и глубокими.
Навсегда сохранится в моей памяти этот скромный и обаятельный человек, так много сделавший для развития отечественной шахматной культуры.
К сожалению, до сих пор на доме, где жил А. А. Троицкий в Пензе, не установлено мемориальной доски, а это необходимо сделать, отдавая дань признательности всемирно известному мастеру.
"Шахматы в СССР" 1971 №4 |