Еще на студенческой скамье я заинтересовался немногочисленными шахматными фигурками, найденными археологами в странах советского и зарубежного Востока. Перечел имеющуюся на сей счет литоратуру. И когда, после окончания университета, стал работать в Узбекистанской искусствоведческой экспедиции, руководимой профессором Г. А. Пугаченковой, то особенно внимательно изучал находки, которые могли иметь отношение к старинной игре.
Таких находок было немало. Так, в 1965 году при раскопках буддийского объекта на городище Айртам близ Термеза, у древней переправы через Аму-Дарью, в слое I—II веков н. э. мною были обнаружены две любопытные терракотовые фигурки (рис. 1). Одна из них изображает коня, на котором, по-видимому, сидел всадник, так как сохранилась часть седла. Фигурка изготовлена примитивно, черты коня выявлены очень слабо. Основание — прямоугольное, размером 7X3 см, высота — 3,5 см. Вторая фигурка условной формы покрыта красным ангобом, ее основание — круглое, диамотром 2 см, высота — 5 см.
Как будто перед нами две шахматные фигурки — конь и пешка. Но коня можно посчитать и просто статуэткой или детской игрушкой, а "пешку" — обыкновенным грузилом или безделушкой. Особенно смущает ее форма, слишком современная для пешки почти двухтысячелетней давности. Подобное абстрактное изображение пехотинца никогда но встречалось в известных нам древних или ранних средневековых шахматных наборах. Все это не позволяет считать находки шахматными фигурками, хотя не исключено, что в будущем, когда будут накоплены новые данные, мы сможем вернуться к вопросу об их назначении.
А вот 25 октября прошлого года были обнаружены две фигурки из слоновой кости, которые можно определенно назвать шахматными. Они из Дальверзин-тепе.(1) Обе фигурки найдены при раскопках домов богатых кушанских горожан. Первой их заметила археолог Т. 3. Беляева. Извлекать находки пришлось с большими предосторожностями, так как слоновая кость уже начала разлагаться. Для сохранности их немедленно обработали специальным химическим раствором.
Фигурки показаны на рис. 2. Одна из них изображает слона, вторая — горбатого быка зебу. Обе выполнены с большим мастерством, чувствуется рука умелого резчика, уверенно отобразившего анатомические черты животных. Поверхность фигурок хорошо отполирована. Слон слегка посажен на задние ноги, его хобот, украшенный в верхней части тремя кольцами, опущен к передним стопам. Основание фигурки — плоское, прямоугольное, размер — 2,9X1.8 см, высота — 2,4 см. Бык зебу изображен лежащим, его основание такжо плоское, прямоугольное, размер — 2,2X1.9 см, высота — 1,8 см.
В том же помещении, где были обнаружены эти фигурки, в слое земли семьюдесятью сантиметрами выше, найдены медная монета кушанского царя Хуаишки и множество керамических предметов того времени (2).
Найденные фигурки, вероятно, были привезены из Индии торговцами или буддийскими паломниками, кушанскими военачальниками или другими лицами, но не исключено, что их изготовили местные резчики, высокое мастерство которых хорошо известно.
Очевидно, что эти миниатюры связаны друг с другом, имеют общее назначение. Они явно приспособлены для расположения на плоскости. В то же время бесспорно, что для статуэток или игрушек они слишком малы по своим размерам. Все это приводит к выводу, что фигурки из Дальверзин-тспе являются частью комплекта шахмат.
Мы сразу же предвидим два возражения.
Первое связано с зебу. Если слон фигура несомненно шахматная, то зобу до сих пор в шахматах не встречался. Не слишком ли опрометчивы наши суждения?
Что можно сказать по этому поводу? Зебу, действительно, фигурка для нас новая. Думается, что в шсстидесятичстырех-клеточных шахматах его и вовсе не было. Каждый из двух комплектов шахмат-чатуранги состоял из раджи, фарзина. двух слонов, двух коней, двух колесниц и восьми пешек. Это было своеобразное отображение древнеиндийской армии, состоящей из боезых слонов, коней, боевых колесниц и пехотинцев (хасти, ашва, ратха. падатам). Вряд ли в Средней Азии какая-нибудь из указанных Фигур могла быть заменена зебу. За исключением ратхи (боевой колесницы) все они дошли до наших дней. Ратха же была заменена рухом, причем это произошло много позже, когда не только сами боевые колесницы, но и память о них исчезла. В рассматриваемое время этого еще нс могло быть. Бактрия, как и Индия, а древности славилась наводившими
ужас на врагов боевыми колесницами с серповидными ножами на колесах.
Появление фигурки зебу было вполне возможным в так называемых «больших шахматах», которые, как считается, появились в Индии вскоре после создания чатуранги на шестидесятичетырехклеточной доске. Такое объяснение предложено М. Ходжаевым, и мы считаем, что оно наиболее вероятно.
До наших дней дошли сведения далеко не о всех модификациях шахмат, но и то, что сегодня известно, говорит о многом. Г. Мэррей в «Истории шахмат» (3) дает описание 19 различных модификаций, отличающихся размером и формой доски, набором фигур, и даже способом игры. Самые громоздкие из них — 144-клеточные шахматы, среди фигур которых были и лев, и жираф, и крокодил, и даже сказочные единорог и птица Анка (4). А во времена Тимура в Самарканде хорошо знали 112-клеточные шахматы.
Ходжаев считает, что одной из древнейших модификаций чатуранги могли быть и стоклеточные шахматы. Описание их приводится в «Шах-намэ» Фирдоуси в повести о Гаве и Талханде — одной из старинных легенд об изобретении игры. В них наряду с обычными фигурами мы находим верблюдов. И. Орбели и К. Тревер, включившие перевод поэтичной легенды в свою работу «Шатранг. Книга о шахматах», отмечали, что «верблюд... конечно, был неуместен в рядах индийского войска» и эта фигурка отражает позднейшее влияние на шахматы воинственных кочевников.
Можно предположить, что первоначально в стоклеточных шахматах места верблюдов занимали зебу, которые и сегодня являются в Индии самым распространенным домашним скотом. Это тем более вероятно, что в древнем индийском войске, по свидетельству греческого историка Мегасфена, существовал даже начальник «воловьих упряжек, на которых перевозят военные машины, продовольствие для людей и вьючного скота и все необходимое для войска» (6). Если справедливо мнение Фирдоуси, что «в шахматах все образы и пути от войны» (7), то появление представителя воловьих упряжек в стоклеточных шахматах вполне естественно.
Второе возражение состоит в том, чю существование чатуранги уже во II веке н. э. трудно согласуется с общепринятым мнением о проникновении шахмат з сасанидский Иран не ранее VI века. Но мнение это не так уж прочно обосновано, как кажется. Легенда о создании шахмат в Индии и нарда в Иране во времена Хосрова I является лишь одной из многих легенд. В других сказаниях сасандийский Иран ссвсем не фигурирует. А если пехлевийская легенда в какой-то мере верно указывает время, когда шахматы стали широко известны в Иране, то это не должно означать, будто в Индии они не могли иметь значительно большую древность. После крушения Ахеменидской империи в IV в. до н. э. связи Ирана с Индией сильно ослабли и, если не считать нескольких десятилетий, оставались незначительными до тех пор, пока Кушанское царство не пришло в упадок (8). Стало быть, и это возражение не может поколебать наших выводов.
В отличие от Ирана Средняя Азия в течение многих веков имела тесные связи с Индией. Археологические исследования показывают, что они существовали уже в эпоху первобытнообщинного строя. Области Южного Узбекистана и Южного Таджикистана, с одной стороны, и Северо-Западной Индии — с другой, неоднократно и длительное время входили в одни и те же государственные образования.
Особенно тесными были связи между указанными областями в эпоху Кушанского царства (I в. до н. э. — III в. н. э.). Об этом убедительно говорят результаты археологических раскопок в Айртаме, Халчаяне, Дальверзин-тепе и пещерного буддийского монастыря в Кара-Тепе. Этот период был одним из самых ярких в истории Востока. Империя, созданная выходцами из среднеазиатских степей, простерла свои границы от берегов Аральского моря до Индийского океана и Восточного Туркестана и встала в один ряд с Римом, Парфией и Китаем. Объединение в одном государстве разнородных областей привело к сближению различных культур. Археологические исследования последних лет показали, что именно в кушанскую эпоху сложились такие художественные школы, как ганд-харская, матхурская, бактрийская.
Кушанская культура была исключительным явлением в истории мировой цивилизации и по праву занимает почетное место рядом с античной культурой.
Находка шахматных фигурок в Дальверзин-тепе — еще одно подтверждение широких связей народов Средней Азии и Индии в кушанскую эпоху.
В заключение особенно хочется подчеркнуть, что открытие в Дальверзин-тепе вполне согласуется с многочисленными данными о глубокой древности и богатейших традициях шахматной культуры Средней Азии.
Кстати сказать, мнение о вероятности проникновения шахмат в Среднюю Азию непосредственно из Индии через районы, входившие в одни и те же государственные образования, впервые было высказано на страницах журнала «Шахматы в СССР» еще в 1951 году, хотя имевшиеся в то время данные еще не позволяли предполагать столь глубокую древность индийской чатуранги
1. Многолетние работы Узбекистанской искусствоведческой экспедиции позволяют отождествить этот город с ранней столицей кушан, основанной ими к северу от Аму-Дарьи в те давние времена, когда ядром их государства была Бактрия и откуда власть кушан распространилась на районы Афганистана и Индии. Позднее столицы кушан переместились на юг — к Беграму и Пешавару.
2. Даты правления кушанских царей до сих пор остаются дискуссионными. Большинство ученых относит период правления Хувишки ко II веку нашей эры.
3. Г. Мэррей, «История шахмат», Оксфорд, 1913 г., стр. 339— 351.
4. Там же, стр. 348
5. И. Орбели и К. Тревер, «Шатранг. Книга о шахматах». Ленинград, 1936, стр. 22.
6. Т. М. Бонгард-Левин, Г. Ф. Ильин, «Древняя Индия», Москва. 1969, стр. 269.
7. И. Орбели, К. Тревер, ctd. 59.
8. Т. М. Бонгард-Левин, Г. Ф. Ильин, стр. 684.
9. «Шахматы в СССР», 1951, № 10, стр. 304.
источник: "Шахматы в СССР" 1973 №5 |