шахматный урок в школе
Есть книги, знакомство с которыми необходимо для каждого тренера, для каждого педагога, работающего в шахматных секциях и кружках с ребятами. Мы имеем в виду не только специальную шахматную литературу, но и книги по педагогике, по вопросам воспитания.
Среди этих работ почетное место занимает книга Героя Социалистического Труда, члена-корреспондента Академии педагогических наук В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Новое издание этой популярной книги вышло недавно в издательстве «Радяньска школа» *.
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918—1970) рассказывает об опыте своей работы в школе, о том, как надо вводить детей а мир познания, как облегчить им умственный труд. Рассказывая о воспитании культуры мышления, Сухомлинский уделяет серьезное внимание шахматам. Вот что он пишет в главе «Тысяча задач из живого задачника»:
«В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Мальчики и девочки часто засиживались за шахматной доской. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь — это развитие памяти.
Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет...
Я учил их игре, и дети думали над очередными ходами. Шахматная доска помогла мне открыть математическое мышление Любы и Павла. До игры в шахматы (эти дети начали играть в третьем классе) я не замечал остроты, цепкости их мысли.
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
А вот еще одно высказывание Сухомлинского:
«Шахматы — превосходная школа последовательного логического мышления».
Мысли Сухомлинского о шахматах постепенно получают распространение среди учителей начальных и средних школ. Вот что пишет учительница начальных классов воронежской школы № 70 В. Меркулова:«На протяжении трех лет в моих классах преподаются шахматы. Я теперь просто не представляю полного учебного процесса без этих ШАХМАТНЫЙ уроков. Важно уже то, что ребята овладевают неким элементом человеческой культуры как шахматная игра. Но я чувствую, как влияют шахматы и на развитие памяти, быстроту мышления. Воспитательная же их роль бесспорна, занятия подняли активность ребят».
Вот что рассказал в газете «Псковская праада» (16/11, 1975) директор псковской средней школы № 4 В. Кондаков:
«В нашей школе шахматные уроки ведутся второй год. Мы получили разрешение гороно на такие уроки, побеседовали с родителями и заручились их согласием. В прошлом учебном году шахматные занятия проводились во всех вторых классах, а нынче с этими же ребятами — в третьих.
Шахматные уроки проходят раз в неделю. Они включены в расписание. Посещение их обязательно для всех учеников... Для занятий имеется необходимое количество комплектов шахмат (на каждую парту один комплект), демонстрационная магнитная доска. Уроки строятся по специальной программе.Уроки школьники посещают с интересом, готовятся к ним. Мы решили не ограничивать свой курс только
теорией. Глааное — практика. А для этого надо проводить сореанования. Ведь состязаться, испытывать свои силы — это естественная потребность детей, необходимая ступеньке становления личности...
Наш опыт в новом деле пока невелик, но мы ясно видим, что польза есть. Так считают и учителя, работающие в третьих классах, и родители.
Мы рассчитываем продолжать шахматные уроки и в четвертых классах.
К сожалению, шахматы еще не получили полного признания у педагогической науки. Возможно, зто происходит потому, что их ценность обнаруживается не на непосредственных наглядных результатах, а в более отдаленных, которые не сразу видны. Влияние шахмат благотворно сказывается лишь постепенно на учении, труде, культурном формировании человека».
В деле организации шахматных уроков в школе пока все еще много кустарничества, педагогическая наука не обобщает накопленный полезный опыт. А стоило бы работникам народного образования внимательно прислушаться к словам и оценкам В. А. Сухомлинского.
Начался новый учебный год. Ребята сели за парты, взялись за учебники. В ряде школ а младших классах ваеден и урок шахмат. Пока еще школ, где ведутся такие уроки, мало, хотя а воспитательной роли шахмат никто ныне не сомневается. Просто еще не всюду знают, как организовать шахматные уроки, с чего начать.
— Прежде всего, — рассказывает методист гороно В. Филатов, бывший директор московской школы № 194, — нужно обеспечить материальную часть для проведения занятий: достаточное количество комплектов шахмат, переносную демонстрационную доску.
Демонстрационную доску не сразу найдешь в магазине, но ведь такую доску могут сделать сами ребята.
Мы поступили в свое время именно так. Ребята на уроках труда сколотили щит, раскрасили поля. На тех же сроках выпилили шахматные фигурки. Пятьдесят комплектов шахмат были приобретены за счет школы (затраты не столь уж велики) --все было готово для занятий
Где найти преподавателя? У нас вел занятия раз в неделю в третьих классах мастер М. Юдович мл. Это было удачей. Но, поверьте, найти человека, который смог бы вести шахматные уроки, нет так уж сложно. Надо только проявить инициативу. Может случиться, кто-то из педагогов играет в шахматы. И уж наверняка среди родителей, дети которых учатся в школе, есть знающие шахматы. Скорее всего шахматного учителя можно найти среди пенсионеров, которые смогут вести занятия и в дневные часы. Мы в школе опрашивали, узнавали, кто в семье играет в шахматы.
Часто приходится слышать, что вводить в школе шахматы как обязательный урок нельзя. Это, мол, для многих детей неинтересно, будет им в тягость. Мой опыт показывает, что такое мнение ошибочно — лишь в редких случаях у кого-то из учеников третьего класса (а у нас урок шахмат велся именно здесь) наблюдалось безразличие к шахматам.
Конечно, надо помнить, что как бы увлекательно ни велись занятия, не сочетая их с практикой, трудно добиться хороших результатов — дети могут постепенно охладеть к шахматам. Поэтому мы всегда одновременно проводили и турниры — на первенство отряда, пионерской дружины.
Основная цель уроков — отнюдь не подготовка шахматистов высокой классификации. Главное — раскрыть красоту шахмат, помочь детям выработать полезные качества, которые дает знакомство с шахматами. А тем из школьников,которые в будущем захотят глубже изучать теорию, первые уроки окажут добрую услугу.
О том, как строить план первых уроков, рассказывает один из педагогов московской школы № 9 заслуженный тренер СССР А. Хасин:
— Очень важно продуманно подобрать материал — от этого во многом зависит, полюбят ли ребята шахматы. Полезно рассказать об истории шахмат, о наших лучших гроссмейстерах. Показать красивые партии, эффектные комбинации. Надо подобрать такие примеры, в которых есть полноправная борьба. Сыграешь точно — победишь, сделаешь малейшую ошибку — проиграешь.
Хочу предостеречь от одной ошибки— нельзя сразу слишком много показывать. Надо, чтобы и ребята сами подумали. И здесь очень большое значение имеет подбор примеров для самостоятельного решения. Надо давать такие, которое детям под силу и в то же время решения впечатляют неожиданностью, красотой.
Обязательное условие — сочетание теории с практикой. Организуйте турниры в классах, ребята пусть играют между собой. И не только играют, после окончания партий их вместе с педагогом надо разобрать.
Есть много приемов, благодаря которым у шахматистов вырабатываются те или иные навыки. Остановимся на одном.
Важно с первых же шагов учебы развить у детей такое качество, как внимательность, что значительно снизит процент грубых «зевков».
На пустой доске вы ставите, скажем, одинокого белого коня. Просите показать, какие поля он контролирует. Затем атакованные поля заполняете фигурами разных достоинств и другого цвета. Опять просите показать, какую фигуру надо взять. Потом ту же операцию полезно проделать с ферзем.
На следующем уроке можно расставить несколько позиций, в которых имеется много угроз. Дайте ученикам немного подумать и попросите показать, как отражаются угрозы...
Конечно, эти советы схематичны. Многое будет зависеть от возможностей. которыми располагает та или иная школа. Ведь в одних роль организатора кружка и педагога может взять на себя кто-либо из учителей или пионервожатый, в других — кто-то из родителей. Что касается плана уроков, то и здесь проблема вполне разрешима — есть немало программ обучения шахматам. Их только придется дополнить примерами из практики, с учетом контингента учащихся — будут ли это первоклассники, или ученики 2—4 классов.
Организация шахматных уроков в школе не столь уж сложна, как это может показаться на первый взгляд.
От редакции. Во многих школах страны педагоги-энтузиасты проводят шахматные уроки со школьниками. Польза от таких занятий очевидна. Редакция считает, что наступила пора Министерству просвещения совместно с Академией педагогических наук СССР дать четкие рекомендации по этому вопросу.
====================================================
* Сухомлинский В. А.
«Сердце отдаю детям». Киев, «Радяньска школа», 1974. 287 стр., тираж
400 000. |