ВЗРОСЛЫМ О ДЕТЯХ
В. Зак

Как преподавать шахматы детям? На эту тему пока не написано ни одной книги. Между тем мышление детей имеет свои особенности, которые обязан учитывать преподаватель. У детей конкретное мышление преобладает над абстрактным. Абстрактные понятия они воспринимают плохо. Как правило, дети наделены живым воображением и яркой творческой фантазией. Тренеры не раз обращали внимание на то, что наряду с отлично проведенным отрезком партии, а иногда и целой партией, у детей встречаются грубейшие просмотры. Они объясняются отвлечением внимания посторонними явлениями, для взрослых совершенно незначительными (например, полет мухи). Кроме того, элементы позиционной борьбы юные шахматисты усваивают гораздо хуже, чем комбинационные приемы. Это закономерно. Все, что имеет эмоциональную окраску, все, что увлекательно, они воспринимают отлично. Как правило, дети быстро, хотя и не всегда точно, рассчитывают конкретные варианты.
Одним из средств, организующих внимание ребят, является обучение шахматной нотации, требование обязательной записи и разбора каждой сыгранной партии. Как показывает практика, обучение нотации даже детей семи-восьми лет не вызывает затруднений.
При разборе партий преподавателю приходится проходить мимо того, что недоступно еще пониманию учащихся. Основное внимание он должен обращать на тактические просмотры и нарушение основ развития в дебюте.
Особенно важно разбирать комбинации, причем не только случившиеся в партии, но и оставшиеся незамеченными. Для иллюстрации хорошо привлекать дополнительные материалы.
В качестве примера приведем разбор партии 10-летнего Коли Семенова (белые) и 9-летней Лены Ильиной, сыгранной в Ленинградском Дворце пионеров.
1. е4 е5 2. Кf3 Кc6 3. Сс4 Сс5 4. d3 d6.
Первые четыре хода показывают, что играющие знакомы с основными принципами мобилизации сил — они воздерживаются от раннего вывода ферзя, не теряют времени на ходы крайними пешками.
5. Kg5.
«Активный» ход, заслуживающий порицания. При неразвитом ферзевом фланге атака легко защитимого пункта f7 уже развитой фигурой является потерей драгоценного времени.
5.. Се6?
Любопытно, что это продолжение было воспринято обоими партнерами как вполне естественное, в то время как 5.. Kh6 не принималось даже во внимание. Вот почему это произошло. На занятиях, вместо того чтобы следовать от простого к сложному и учить ребят правильной оценке позиции, я увлекся частными определениями: фигуры нужно развивать к центру, на краю доски кони стоят плохо, борьба за центр — основа каждого дебюта и т. п. Требование твердо знать эти, в некоторых случаях условные, истины отпечатало их в мозгу маленьких слушателей в виде догмы, о нарушении которой нельзя и думать. Допуская в своих партиях многочисленные просчеты и «зевки» фигур всех рангов, ребята считают пешку ничтожной единицей. Неудивительно, что в создавшейся позиции без колебаний был избран «централизующий» ход 5.. .Се6? вместо «бокового» 5.. .Kh6!
6. К: е6.
Заслуживало внимания 6. С: е6 fe 7. К: е6 и 8. К: с5.
6.. .fe 7. С: е6 Kf6 8. 0—0 Фе7 9. Сс4 h5.
Ответная «активная операция». Правильно 9.. .0—0—0.
10. d4?
Еще один пример того, с какой осторожностью нужно преподносить детям абстрактные понятия. Это не «зевок». Это — реакция на «фланговую атаку». В каких-то источниках было почерпнуто: «пешечной атаке на фланге нужно противопоставить встречные операции в центре». И вот результат — нелепая жертва пешки. К большому преимуществу белых вел развивающий игру ход 10. Cg5 с последующим 11. КсЗ.
10.. .С: d4 11. с3 Сb6 12. Kphl Kg4 13. f4.
Должно было привести к немедленному проигрышу. Белые видели, что пешка f2 находится под ударом. Отведя своим предыдущим ходом короля, они подготовили ее движение вперед и теперь провели его, не обратив внимания, что после 13.. .Kf2+ теряется качество. Форсированный мат, который получался после 13.. .Фh4 14. h3 ФgЗ 15. hg Фh4Х (или 15.. .hgX), они, конечно, предусмотреть не могли.
13.. .ef.
Нацелившись на центральную пешку белых, черные уже не ищут других возможностей. И это не случайность, а типичное явление, которое имеет следующее обоснование. Дети легко поддаются первому впечатлению. Когда наступает очередь хода, ребенок молниеносно делает его, обычно не затрудняя себя обдумыванием других продолжений. Эта особенность детского мышления неизбежно приводит к ошибкам. Борьбу с поспешными решениями надо вести очень осторожно. Не следует забывать о том, что с годами придут и усидчивость и сосредоточенность, — у некоторых раньше, у других несколько позднее.
14. С: f4 Ф: е4 15. Фb3.
То, что нельзя играть 15. Ле1 из-за 15.. .Kf2+, видели оба.
15.. .Kd4?
Как ни странно, это не «зевок». При разборе партии выяснилось, что девятилетняя Ильина просто не видела пешки сЗ! Маленькую пешку заслонял от ее взора большой слон.
16. cd Ф: d4?
Все та же прямолинейная тактика: напал и взял. А основные принципы развития (в данном случае — длинная рокировка) в пылу борьбы забыты.
17. Cf7+ Kpf8 18. Фе6.
Оба противника обнаруживают незнание комбинации на тему спертого мата, который достигался путем 18... Фgl+ 19. Л: gl Kf2Х.
18.. .Ф : b2? 19. С: d6+ cd 20. Ф: d6X-
Финальная комбинация белых точно рассчитана. Проигрыш черных закономерен: они нарушили одно из основных правил — пренебрегли рокировкой...
Большинство родителей склонны переоценивать шахматные способности своих детей. Связано это, по-видимому, и с теми эмоциями, которые испытывают окружающие при виде ребенка, обыгрывающего взрослого. К сожалению, лишь немногие сознают, что ничего необычного в этом нет: слабыми шахматистами могут быть и взрослые.
Преувеличенное мнение о способностях ребенка родителям можно простить. Нельзя простить этого тренерам.
Привлекать внимание общественности к своему ученику, как правило, не следует. Восхваление шахматных способностей ребенка должно быть совершенно исключено, в противном случае ему можно нанести непоправимый вред.
Встречались случаи, когда шести—восьмилетние дети объявлялись шахматными вундеркиндами. Их фотографии появлялись в газетах и журналах, о них писали не только их непосредственные наставники, но и привлеченные со стороны, в качестве экспертов, шахматные знаменитости.
Но время шло. Вундеркинды взрослели, а уровень их игры не повышался, и вскоре они уже ничем не отличались от своих сверстников. Их имена стали забывать. У самих ребят осталась только горечь утерянной славы и, как следствие, потеря интереса к шахматам. Если обратиться к шахматной истории, можно перечислить всего несколько знаменитых мастеров, у которых шахматные способности обнаружились в очень раннем возрасте. Это легендарный Морфи, Капабланка, Решевский, Спасский, Фишер, Мекинг.
Заметим, что спешить с выводами о «перспективности» или «неперспективности» учеников не следует. Их совершенствование подчас проходит скачкообразно, и нередко «неперспективные» догоняют и обгоняют «перспективных». Объясняется это особенностью развития высшей нервной деятельности ребенка, преобладанием конкретного образа мышления. Возраст, в котором ребенок способен от тактических операций перейти к решению задач позиционных — выбору характерного для позиции плана и его осуществлению, у разных детей различен.
До этого в их партиях возможны любые неожиданности. Вот, например, что случилось во встрече десятилетних противников, сражавшихся в турнире 4-го разряда.
Рафик Гордин—Миша Коган (Ленинград, 1969 г.): 1.е4 е5 2. Kf3 Ке6 3. КсЗ Сс5 4. К: е5 С : f2+? 5. Кр: f2 К: е5 6. d4 Фf6+ 7. Kpgl Kg4.
Элементарная ловушка. Создавшееся положение подробно разбиралось на уроке теории. Как мне казалось, я обстоятельно рассказал о выгодах позиции белых, владеющих сильным центром, под прикрытием которого неизбежно развитие опасной инициативы. Две одинокие черные фигуры, атакующие неприятельского короля без поддержки основных сил, вскоре вынуждены будут отступить. В итоге белые получат преимущество во времени и пространстве. Сомнений в этом не было ни у кого. Всем все было понятно...
Однако решения детей подчинены своим законам. Там, где есть возможность поймать своего противника в ловушку, убеждения не помогают: «А вдруг он (она) попадется?!». И часто можно наблюдать, как маленький хитрец, подстроив ловушку, затаив дыхание, с нетерпением ждет ответа партнера, чтобы в случае его промаха торжественно осуществить свой замысел. Лучший пример — «детский» мат (1. е4 е5 2. Фh5 Кc6 3. Сс4 Kf6? 4. Ф: f7X). Это иллюстрация парадоксального явления, когда плохая игра приводит к победе.
Несмотря на возможный спортивных успех, подобная тактика заслуживает осуждения. Резко, но справедливо по этому поводу высказался П. А. Романовский: «Игра, рассчитанная на ошибку противника, состоит обычно из плохих ходов и оправдывается спортивно только в том случае, если противник попадается в «ловушку». Творчески же она вообще не оправдывается, ибо оттого, что противник «зевнул», плохие ходы победителя не становятся хорошими» (Миттельшпиль, часть II).
8. Фd2.
Единственный ход, вокруг которого в партии разгорелся конфликт. Увидев беззащитного коня, белые собрались его уничтожить, но буквально в последний момент заметили мат (8. Ф : g4? Ф: d4+ и 9.. .Ф : еЗХ). Вместо того, чтобы поставить ферзя на место и продумать, куда им пойти, Рафик, не выпуская его из рук, примерился к полю f3 и только после этого сделал ход 8. Фd2.
Такой способ передвижения фигуры ввел в заблуждение Когана. Ему показалось, что ход 8. ФfЗ был сделан, и он стал требовать, чтобы противник поставил ферзя на f3. Спор этот разрешить было нелегко, так как «свидетельские показания» находившихся рядом детей были разными. Требование черных пришлось отклонить, что вызвало у Миши безмолвный протест. Он был явно расстроен...
8.. ..d6 9. hЗ Kh6 10. Kd5 Фd8.
Плачевные итоги ловушечной игры черных не заставили себя долго ждать. Единственная развитая фигура — конь, совершивший марафонский пробег с поля b8 на h6, только подчеркивает безрадостность их позиции.
11. ФсЗ с6 12. ФgЗ cd?
Пункт g7 надо было защитить путем 12.. .Kpf8.
13. Ф: g7 Фf6 14. С: h6 Ф: g7?
Находясь в «расстроенных чувствах». Миша делает первые попавшиеся ходы, не утруждая себя даже элементарным расчетом. После 13.. .Ф: h6 14. Ф: h8 Kpf8! можно было оказать еще некоторое сопротивление, так как белым не легко ввести в игру ферзя. Например: 15. Ле1 Се6! 16. е5 Фd2 17. Ле2 Ф: d4+ 18. Kph2 Cf5 19. сЗ Фb6 20. ed f6! Теперь же конец наступает сразу.
15. С: g7. Черные сдались.
Эта партия наводит на серьезные размышления.
Можно ли считать ее исход закономерным?
Несомненно, на игру черных наложил отпечаток происшедший инцидент. Душевное равновесие мальчика, обиженного, как ему казалось, несправедливым приговором, было нарушено. Он потерял интерес к игре, чем и объясняется элементарная ошибка на четырнадцатом ходу.
Напрашивается вывод, что подобных инцидентов по возможности надо избегать. Этого можно добиться только требованием неукоснительно выполнять правила шахматного кодекса, доступные пониманию ребенка.
«Тронул — ходи» — незыблемый закон начинающего шахматиста. Блуждание фигурой по доске в поисках правильного хода, хотя формально и ненаказуемо, но заслуживает порицания. Это нервирует противника и может привести к недоразумениям....
Известно, что теория и практика едины. Теория, не опирающаяся на практику,—пустой звук. Нельзя изучать теорию оторванно от практики, тем более что основной интерес для детей представляет сам процесс игры, в то время когда на теоретические занятия они смотрят как на горькую необходимость.
Мечты детей витают в гроссмейстерских высотах, и первой ступенью к достижению поставленной цели они считают получение разряда. Какой ценой достигается победа— значения не имеет. Важно получить очко — ступень к разряду. К сожалению, многие тренеры, не находя способа избавиться от «текучести» занимающихся, идут по линии наименьшего сопротивления. Уже с первых дней они заменяют нормальный учебный процесс классификационными турнирами. О вреде подобной практики говорить не приходится. Расплачиваемся мы за нее снижением уровня игры.
При существующей системе классификации, когда упразднен пятый разряд (в детских соревнованиях стоило бы вновь к нему вернуться, что соответствовало бы юношеским разрядам в других видах спорта), на первом году обучения и вплоть до получения третьего разряда есть смысл заменить классификационные турниры учебными и тематическими, приурочивая присуждение разряда к окончанию учебного года. Теоретические занятия в этот период должны заключаться в объяснении основных принципов мобилизации сил, показе примеров их нарушения, разборе партий и элементарных пешечных окончаний.
Особенное затруднение вызывает показ основ эндшпиля, который кажется детям скучным и неинтересным. Здесь от тренера требуется тщательная подготовка к уроку. Изложение основной темы хорошо прерывать занимательными рассказами и шутками, ибо «чувство серой скуки для ребенка должно быть чувством неведомым» (Нимцович).
Занятия проходят оживленно, когда изучаемый эндшпиль разыгрывается на демонстрационной доске двумя представителями учебной группы, по-разному его оценивающими. Поэтому перед началом анализа полезно спросить, что думают ребята по поводу данной позиции, как, по их мнению, должна окончиться игра.
Если число занимающихся не превышает двенадцати— пятнадцати человек, у преподавателя есть возможность поддерживать непосредственный с ними контакт, а во время практики разобрать каждую сыгранную ими партию.
источник: "Шахматы в СССР" 1971 №4 |