genesis
  шахматы и культура


все публикации

В детсаде № 2...

Н. Борисов

На доске почета Московского района Ленинграда рядом с фотографиями известных инженеров, строителей, руководителей предприятий висит фотография молодой женщины. Тут же подпись: педагог-методист Галина Ивановна Красильникова, выдвинутая на Доску почета за высокие производственные показатели. Обучила игре в шахматы всех детей детсада № 2...

* * *

— Дети, перестаньте баловаться, — раздраженно сказал мужчина галдящим на пляже малышам.
— Мы не балуемся, —- ответили ребята, — мы играем в шахматы.
В шахматы?! — засмеялся мужчина. — Тогда, может быть, со мной кто-нибудь сыграет?
После короткого совещания дети вытолкнули вперед Вову Лисицына.
Трижды проиграв ему, мужчина спросил: «Сколько тебе лет, чемпион?».
— Шесть, — сказал мальчик. — Но я не чемпион. Мы все играем одинаково.
— Где же вас научили? — уже почтительно спросил мужчина.
— В детском саду, — хором ответили дети.

...В 1965 году в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена был защищен на отлично диплом «Некоторые особенности умственного развития детей дошкольного возраста в процессе обучения игре в шахматы». Имя дипломницы — Галина Ивановна Красильникова.
Красильникова никогда не ставила своей задачей растить мастеров. У нее были иные планы.
— Я хотела, — говорит Галина Ивановна, — облегчить детям подготовку к новой школьной программе. Мне кажется, в детском саду лучше шахмат для этого трудно что-нибудь придумать. В пятилетнем возрасте дети, особенно мальчики, всем другим играм предпочитают войну. Я попыталась удовлетворить их воинственные наклонности, обучив игре в шахматы. Ребята загорелись. А я...я испугалась. Ведь мало желания учить детей шахматам, нужно еще уметь это делать. Все существующие учебники и пособия, а прочла я их великое множество, рассчитаны на взрослых, в крайнем случае, на школьников. А вот для детей дошкольного возраста ничего нет...
И тогда на свет появилась методика обучения шахматам дошкольников. Автор — Галина Ивановна Красильникова, Конечно, методика эта появилась не на пустом месте. В ней было использовано и многое из шахматных учебников, из пособий для воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
И все-таки методика Красильниковой — значительно отличается от всего того, что было написано до нее.

Шахматы для дошкольникрв — это прежде всего средство всестороннего развития. Вот что является лейтмотивом методики, ее альфой и омегой.
Вы никогда не замечали, как ваш ребенок в первом классе начинает писать на верхней строчке и постепенно сползает вниз? Он еще не ориентируется на плоскости, и его необходимо этому научить. На шахматной доске в игровой форме это можно сделать значительно быстрее.
Со знакомства с доской и начинается обучение шахматам. Рассматриваются отдельные элементы доски — вертикали, горизонтали, диагонали. Только после того, как ребята усвоят отдельные элементы, а затем и всю плоскость в целом, можно приступать к изучению фигур. Дети тянутся к блестящей доске, к полированным фигурам. Пятилетние ребята запоминают фигуры всего только за одно занятие. Из мешочка вынимается фигурка, побеждает тот, кто раньше ее назовет. При расстановке фигур на доске усваиваются не только шахматные понятия, но и такие, как «между», «за», «рядом», «около», «справа»...

Ребенок рано или поздно и без шахмат познакомился бы с ними, но так это делается быстрее, доходчивее, прочнее. Дальше обучение идет по аналогии с любимой детской игрой — чего не стало.
— Ну-ка, закрой глаза, теперь открой, посмотри, что изменилось на доске, какая фигура исчезла, какая появилась? Слон поменялся местами с конем. Правильно. А ферзь? Разве он здесь стоял?
Многие специалисты рекомендуют начинать изучение ходов с ладьи. Детей в детсаду № 2 учили сначала, как ходит пешка. Ребята сразу хотят сражаться. Но одними ладьями не сотворишь бой. А пешек много. Во главе пешечного войска ребенок чувствует себя полководцем.

Используется на занятиях и демонстрационная доска. И дети узнают, что одни и те же предметы могут изображаться и объемно и в плоскости.
Когда дети решают простейшую задачу, как взять ферзем слона, они, быть может, впервые в жизни узнают, что главное действие порой состоит из нескольких ему подчиненных — ведь чтобы забрать слона, нужно сначала на него напасть.
А другая задача — как еще можно напасть на пешку — учит ребенка тому, что для достижения цели всегда существует несколько путей. Но какой-то из них лучший.

А сколько радости и удовольствия доставляет детям практическая игра в сеансах, турнирах. Но и при этом должен учитываться возраст шахматистов. Детям хочется скорее узнать, чего же они достигли, кто же из них самый сильный. И поэтому в турнире участвуют не больше четырех человек...
Трудно в короткой статье перечислить все полезное, что дает детям раннее обучение шахматам. Преподаватели одной из ленинградских школ обратили внимание на то, что несколько первоклассников отличаются от остальных учеников общим развитием, успеваемостью, умением сосредоточиться. Быть может, сам по себе этот факт и не вызвал бы удивления, если бы не одно обстоятельство — ученики эти пришли в школу из детсада № 2 Московского района.

"Шахматы в СССР" 1972 №2

 


генезис
шахматы и культура

Полный список публикаций на нашем сайте

Рейтинг@Mail.ru