genesis
  шахматы и культура


все публикации

Новая гипотеза

(Еще о тайне происхождения шахмат)

Шахматная федерация Ирана выпустила книгу «История шахмат», принадлежащую перу известного иранского ученого, филолога и историка, доктора Маджида Яктая (1) Книга эта представляет значительный интерес для тех, кто занимается изучением истории шахмат. В сочинении М. Яктая читатель может найти обстоятельные этимологические изыскания в области древней и современной шахматной терминологии Востока. Автор разбирает персидские, индийские, арабские, китайские и индонезийские термины, приводит высказывания о шахматах ученых, выдержки из литературных и научных источников, сообщает о шахматных фигурках и досках, найденных при археологических раскопках в Афганистане, Иране и Пакистане, знакомит читателя с различного рода легендами и сказаниями о шахматах.

Особенно большое место в книге занимают лингвистические изыскания. Для того чтобы лучше разобраться в шахматной терминологии, употребляемой в многочисленных языках Индостана, автор специально совершил поездку в Индию. Разбирая в начале книги этимологию термина «шатрандж», Яктай утверждает, что это арабизированное персидское слово «шатранг», которое в самой древней сасанидской книге о шахматах «Матикан чатранг» (2) встречается как «чатранг».

В древнейшем индийском сказании о шахматах «Бана Брахман», написанном в 625 году на санскрите (следовательно, позже, чем «Матикан чатранг»), употребляется известный в шахматной литературе термин «чатуранга». Считается, что слово это затем перешло в Иран и приняло форму «чатранг». Однако, по мнению Яктая, с таким же успехом можно утверждать обратное — что индийская «чатуранга» происходит от персидского слова «чатранг».

Чем же Яктай мотивирует свое предположение?

По его мнению, слово «чатранг» в эпоху Сасанидского Ирана состояло из двух морфем (3): catr||cator||catur со значением «четырехугольник», «четырехсторонний», «четвертичный» и ang||hang||anga со значением «ряд», «шеренга», «строй», «группа».

Следовательно, catrang первоначально означал либо «четырехрядный» (два ряда фигур на одной стороне доски и два ряда на другой), либо «четырехгрупповой» (имея в виду группы пешек, ладей, коней и слонов, стоящих друг против друга).

Согласно иранской этимологии, которую автор также допускает, catrang может означать «рожденный четырехклеточным». Далее, рассматривая термин «шахматы» в десятках языков Индии, автор приходит к выводу, что в главных из них (урду, хинди, бенгали, кашмири и некоторых других) употребляется именно персидская форма — «шатрандж», что, по его мнению, свидетельствует о заимствовании из персидского. Кстати, и почти во всех европейских названиях древней игры (в русском, немецком, английском, французском, чешском и т. д.) в основе также лежат иранские корни.

Автор доказывает, что такие названия фигур, как фил (слон), рух (ладья), пиядэ (пешка), шах (король), а также термины шах, мат, пат во многих языках современной Индии звучат по-ирански. В санскрите же таких терминов, по утверждению автора, не было.

Основной вывод Яктая — шахматы были изобретены в Иране, и оттуда они уже разбрелись по белу свету. Он считает, что игра эта была распространена в Иране еще до появления известной легенды о везире Бозоргмихре, который будто бы «в кратчайший срок» разгадал загадку игры, привезенной из Индии сасанидскому шаху Ануширвану (VI век н. э.). Кстати, автор справедливо полагает, что вряд ли без предварительных знаний можно быстро разгадать, как играть в шахматы.

Автор считает нужным пересмотреть современную гипотезу о происхождении шахмат. Он утверждает, что шахматы безусловно бытовали в Иране ранее III века нашей эры, о чем свидетельствует, например, книга «Карнамак-и Ардашир-и Папакан» («Ратные дела Ардешира Папакана»), в которой рассказывается о том, что царь Ардешир (начало III века н. э.) был весьма искусен и сильнее всех в шахматах, нардах и в игре «чоуган» (поло). В шахматы умел играть также Артабан V — последний Парфянский царь, а также Шапур I, сын Ардешира (4).

Можно согласиться с Яктаем, что «Ратные дела Ардешира Папакана» и свидетельство Джахиза о шахматах при Шапу-ре I, безусловно, заслуживают внимания, но все это требует дополнительной проверки. Не следует забывать, что «Ратные дела Ардешира Папакана» и сочинения Джахиза появились примерно через три-четыре столетия после Ардешира и его сына Шапура.

Не оставляет Маджид Яктай без внимания и данные археологии. Он знакомит читателя с результатами раскопок, на Сиалкском холме (около города Кашала), на холме Хасанлу в районе Сулдуз (Иранский Азербайджан). Из его книги можно почерпнуть краткие сведения о «шахматных» раскопках в Луристане, Белуджистане, Афганистане и Пакистане.

Однако культуры Сиалка и Хасанлу относятся к очень далеким временам (III—I тысячелетие до н. э.), когда собственно шахмат еще не было, но какие-то игры, конечно, существовали. Судя по фотографиям фигурок из алебастра, приведенным в книге Яктая, конечно, нельзя утверждать, что они шахматные. Кстати, как известно, и в раскопках в Мохенджо-Даро (три тысячи лет до н. э.) также были найдены глиняные фишки от какой-то игры. Да и в древнем Египте (новое царство, 1500 лет до н. э.) уже была известна настольная игра «сенет».

О еще более древних находках сообщила недавно «Правда» (14 ноября 1977 г.) (5).

Что же касается бронзовой фигурки, похожей на пешку, найденной в Афганистане, то автор сообщает, что она в настоящее время изучается афганским ученым М. Салехом.

Рассказывая о раскопках в Персеполисе и Дамгане, Яктай специально подчеркивает, что руководитель этих работ немецкий ученый Херцфельд высказывал свое мнение, что шахматы бытовали в Иране до царствования Ануширвана. М. Яктай тщательно изучил различные легенды, а также исторические сочинения, содержащие упоминание о шахматах или шахматистах. Как известно, все эти материалы разноречивы, а часто и противоречивы. Достаточно сказать, что среди изобретателей шахматной игры фигурируют такие имена, как Ардешир, Бозоргмихр, Сиса бен Дахир, Гермес, ас-Сули, Ладжладж и многие другие. Как известно, некоторые источники называют среди изобретателей шахмат Аристотеля и даже библейского царя Соломона.

Однако чаще других в письменных источниках на персидском и арабском языках в качестве изобретателя шахмат упоминается «выходец из Хинда» Сиса (Сихса) бен Дахир.

В связи с этим целую главу книги Яктай посвящает вопросу, где находится Хинд? Автор утверждает, что термином «Хинд» мусульмане стали называть Индию только с IV века хиджры (X век н. э.). Сами же индийцы называли свою страну иначе — Бхарат, Армавария, Армаварта. Что же касается авестийского и санскритского топонимов этого слова («Хафт-хиндва», «Спента-синдва»), то они этимологически означают «Семиречье» и, по мнению автора, относятся не к Индии, а к области, находящейся в юго-западном Иране, которую в старину называли «страной семи рек» (Хафт-хинд). Исследование автора показывает, что и по настоящее время в Хузистане (юго-западная часть Ирана) сохранилось много топонимических названий, содержащих топоформанты — «хинд», «хенд», «энд», «анд», «ханд». Например: Хендиджан, Эндимошк, Хендак, Хиндураб и другие. Поэтому, как утверждает Яктай, источники нередко путают иранский Хинд с более поздним названием современной Индии. Вот один пример этой путаницы, приводимый автором книги: греческий историк Ксенофонт, рассказывая о войне царя Кира с Ассирией, сообщает о том, что к Киру пришли посланцы из Хинда и предложили ему помощь. Кир принял предложение, и свежие подкрепления быстро вступили на поле брани. Если бы это были посланцы из того далекого Хинда, то понадобилось бы не менее двух лет, прежде чем посланцы вернулись в Индию, а затем привели бы к Киру свои войска.

Для доказательства своей гипотезы о происхождении шахмат в Иране Яктай добавляет еще и ряд других фактов. Как известно, в X веке побывал в Индии хорезмийский ученый Абу Рейхан Бируни. Он подробно рассказал в своем сочинении о том, в какие шахматы играли тогда индийцы и какая у них была терминология. Кстати, Бируни был крупным индологом и хорошо знал санскрит. Шахматные термины того времени были в основном персидскими.

Если шахматы появились в Индии раньше, чем в Иране, то в санскрите или в других языках Индии основная шахматная терминология, как указывает М. Яктай, обязательно должна быть индийской (санскритской). На самом же деле этого нет и не было.

Если даже предположить, будто бы легенда о том, что шахматы привезли Ануширвану из Хинда, а Бозоргмихр разгадал их правила, являемся подлинно исторической, а не чистым вымыслом, то речь в ней может идти только о Хинде иранском. В то время, как утверждает автор, никакой другой страны с арабско-персидским названием Хинд не существовало.
Яктай обращает внимание на то, что авторы иранских легенд и древних сказаний часто старались отнести рассказы и сюжеты в далекие времена и страны, упоминая и Китай, и Индию, и другие государства, лежащие за горами и морями. Это придавало рассказываемой истории налет необычности, романтики, сильнее действовало на воображение слушателей.

При работе над книгой Якгай изучил многие шахматные сочинения средневековья на персидском и арабском языках. Он, в частности, знаком с трактатом Абульфатха, находящимся в Ташкенте, а также с некоторыми рукописями Британского музея, описанными и изученными еще Г. Мэрреем. Среди старинных шахматных рукописей, имеющихся в Иране, автор упоминает книгу «Шатранджине» шейха Ала-эд-Доуле Семнане из библиотеки мечети имама Резы (г. Мешхед), а также рукопись Абулькасима Сави, где-то приобретенную самим Яктаем.

Последняя глава книги посвящена нардам. Автор объясняет это тем, что во многих легендах о происхождении шахмат они соседствуют рядом с нардами. Эти игры как бы отражают философские взгляды, бытующие на Востоке, что все мирские дела зиждятся либо на глубоком расчете (шахматы), либо на простом везении (нарды).

В настоящее время, когда в связи с новыми шахматными раскопками в Средней Азии возрос интерес к истории шахмат, к проблеме их происхождения, появление в Иране книги об истории шахмат с новыми, пусть не во всем бесспорными взглядами, несомненно, большое событие.


Гроссмейстер Ю. АВЕРБАХ,
профессор Л. ПЕЙСИКОВ, доктор филологических наук.


1 М. Jaktai. Tarix-e satranj, Tehran, 1350 г. хиджры (1972).
2 См. книгу И. Орбели и К. Тревер «Шатранг», Ленинград, 1936.
3 Морфема — минимальная часть слова, имеющая лексическое или грамматическое значение.
4 В этом месте автор книги, ссылаясь на поэта Джахиза, допускает ошибку — Шапур не предшественник, а сын Ардешира.
5 «Интереснейшую находку обнаружили археологи при раскопках одного из древнейших оседлых земледельческих поселений страны Гадыми-депе (Древний холм). В слоях, относящихся к VI тысячелетию до нашей эры, стали попадаться фишки из обожженной глины или искусно выточенные из камня».

"Шахматы в СССР" 1978 №2

 


генезис
шахматы и культура

Полный список публикаций на нашем сайте

Рейтинг@Mail.ru