А. С. ГУРВИЧВДОХНОВЕННЫЙ ХУДОЖНИК(О творчестве М. Либуркина)
Известно, что истинные таланты никогда не выпячивают своего «я», не выставляют себя напоказ, как бы прячутся в тени и что в этой скромности сказывается душевно богатая натура. Люди этого рода умеют слушать, вбирать, впитывать в себя чужие мнения, улавливать или вытаскивать крупицы истины даже в самых неавторитетных высказываниях. Они всегда ищут живое, плодотворное и в силу этого незаметно для себя расширяют и углубляют свое сознание. Понятно, почему Марк Савельевич был центром притяжения и шахматные композиторы, начиная от юных, еще не оперившихся и кончая известными мастерами, тянулись к нему за помощью, за советом и неизменно получали их. Как у художника, у Либуркина был свой путь — широкий, свободный, правда, не избавленный иногда от неглубоких и крикливых модных увлечений. Недолго задерживался он на них и снова выходил в просторный мир истинной фантазии, где открывались ему все новые и новые глубинные пласты шахматной земли. С большим основанием можно говорить еще о другой разновидности в шахматных увлечениях Либуркина, делящих его творчество на виртуозную и, если можно применить этот термин к шахматам, на философскую линии. Им создано множество композиций, поражающих нас как бы совершенством жонглера, с легкостью заставляющего разные предметы повторять свой круговорот. Наряду с этими композициями, удивительными по воздушности построения и, одновременно, по своей железной несокрушимости, и внешне чрезвычайно эффектными, были у Либуркина и шахматные открытия иного рода, более глубокие, открывавшие или ярко иллюстрировавшие законы шахмат. Но что бы он не делал — во всем видна одна особенность, как будто противоположная и даже противопоказанная скромности, но в действительности всегда сопровождающая ее у крупных художников —это творческая дерзость. Не было, казалось, такой несбыточной мечты, которую он не превращал бы в реальность, всегда находя лучшее из возможных композиционных решений.. Примером виртуозного мастерства Либуркина может служить следующий его этюд, в котором словно по волшебству патовая конфигурация повторяется в разных углах доски.
1. Ла1! (На 1. bа? последовало бы 1... аbФ 2. а8Ф + Лf8 3. Ф — любой ход Ф:е4+, и выигрывают) В шахматной практике широко распространен прием жертвы пешки для открытия линии. Вот этюд на эту тему. 1. Лdl (Ясно, что пешку d2 не обходимо сохранить) 1.. .Kph4 (Оказываегся, брать пешку плохо: 1. Кр : h2 2. Kpb5! сЗ 3. d3 СаЗ 4. Кра1 с2 5. Лd2+). 2. h3 Kph5 (Снова
нельзя брать пешку из-за 3. Крb5) сЗ 4. dc!) Решение автора заканчивается замечанием: «Не лишенный юмора этюд. Слабая, ничем не подкрепленная пешка в единоборстве с королем одерживает моральную победу! » Мне хочется поставить рядом два этюда Либуркина, один из которых уже не раз популяризировался, а другой еще не получил заслуженного внимания.
Белые должны потерять коня, но как, где и какого? 1. КеЗ ЛdЗ 2. Крс2!
Глубокий ход, ближайшая цель которого — заставить черных взять коня именно на еЗ. Вместе с тем, король приблизился на одно поле к центру доски, а для коня b7 освобождается линия «d».
На этих тонкостях, пока неуловимых , по делу, и строят свою спасательную комбинацию белые. 2. . . Л : еЗ 3. Kd8! и внезапно превосходно расположенные, казалось бы, подавляющие силы черных оказываются скованными по рукам и ногам. 3... Ле2+ 4. Kpd3 Ле1 5. Kpd2 Ле4 6. Kpd3 Ле5 7. КрсЗ! 1. Кс6+ Крb7 2. bа Кра8 3. Kpf7! Kpb7 4. а8Ф+! (Белые жертвуют сильную пешку, которая, по-видимому, только и могла принести им победу) 4... Кр : а8 5. Kpg6 (Этим ходом белые ставят противника в положение цугцванга: у слона нет хода, а движение короля позволяет белым осуществить переброску коня) 5. . .Крb7 6. Kd8 + Крb6 7. Kf7 Крb5 8. K:h8 Крb4 9. Kpf5, и выигрывают. Сравнение с предыдущим этюдом напрашивается. Они разные, но стиль, но почерк одного автора в них узнается. Узловой тактический прием один и тот же. В первом — конь держит короля в углу, отнимая у него одно поле из трех непосредственно, а два другие косвенной угрозой вилки. Во втором, наоборот, он прямо отнимает у короля два поля, а третье держит под постоянным прицелом. Судьба фигуры, находящейся на поле h8, решается в углу а8. Сопоставим еще два этюда для характеристики Либуркина, для того, чтобы воскресить, додумать подымавшиеся им вопросы. Я имею в виду известный этюд, составленный им совместно с Ф. Бондаренко и столь же известный творческий ответ Либуркина на статью М. Ботвинника, в которой подвергался критике этюд А. Гуляева, награжденный судейской коллегией, с Либуркиным в ее составе, первой премией. 1. Kh4! Kpg1 2. Kf3+ Kpg2 3. K:h2 Kp:h2 4. e5! В том же году Либуркиным был составлен следующий этюд.
Позиционное преимущество как будто у черных: их король ближе к незащищенным вражеским пешкам, чем белый. Тем более поразителен способ, которым белые достигают победы. В этих двух этюдах разный материал и настолько различны эффекты по внешнему впечатлению, что не замечаешь их внутреннего родства, а ведь это родные братья. В одном этюде черные пешки сохраняются белым королем на d7 и поле с7, в другом обходится незащищенный слон на поле е5, преграждая длинный и в то же время кратчайший путь черному королю на то же поле с7. Парадоксальные движения белого короля обусловлены одним «подтекстом». Мы позволим себе остановиться на «споре» Либуркина с Ботвинником. Ведь это были голоса крупнейшего шахматного практика и крупнейшего этюдиста. Могут ли быть несодержательны, незначительны доводы каждой из сторон? В этом мы согласны с М. Ботвинником. Но его ироническое восклицание: «Это чистая фантазия!» звучит для нас по-иному. Мы воспринимаем эти слова не со знаком минус, а со знаком плюс. Для нас они обладают притягательной силой и мы воспринимаем их с гордостью за возможности шахматной композиции. Да, фантазия! Но ведь в шахматах фантазия всегда живет в границах мира, где царит логика. Чем тоньше, чем многообразнее, чем логичнее мотивировка композитора, тем свободнее и богаче его фантазия. Либуркнн доказал реальность фантастических идей в ряде своих этюдов. Разве не чистая фантазия — толкание короля беззащитной пешкой по всей вертикали? Доказал он, как видим, и закономерность «этой чистой фантазии» естественностью исходной позиции своего полемического этюда. Мы, композиторы, увлеченные богатым содержанием этюда Гуляева и сравнительно легким построением не заметили его изъяна. Нас вернули на шахматную землю. Мы встрепенулись и двинули в «бой» своего лидера Либуркина и бой получился весьма и весьма интересным. Значение его, с моей точки зрения, далеко выходит за пределы морали из статьи Ботвинника «Побольше бы строгости, точности и принципиальности в решениях судейских коллегий», хотя и этот момент очень важен. Дело здесь гораздо глубже. Возник серьезный, поучительный разговор о непринужденности исходной позиции этюда и об естественной игре. «Игра» в этой схватке сторон получилась обоюдоострой и глубокой. И обе стороны выиграли. |
---|
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте