КНИГИ О МОРФИИ. РОМАНОВ, кандидат исторических наук.Журнал уже сообщил, что на книжные полки, там, где выстроились в ряд полюбившиеся читателям томики серии «Выдающиеся шахматисты мира», стал новый выпуск, посвященный Полу Морфи. Правда, в 1960 году в США вышел роман Ф. Кейс «Шахматисты». Однако в нем писательницу интересует не столько Морфи — шахматист, сколько Морфи — «возлюбленный» и Морфи — «агент» южан в годы гражданской войны. И «любовная» и «агентурная» сюжетные линии покоятся лишь на фантазии автора. Шахмат здесь нет и в помине. Тем более надо воздать должное американцу Д. Лоусону. Он на протяжении нескольких десятилетий собирал документальные и литературные свидетельства, иллюстрации и реликвии, относящиеся к Морфи. Итогом этих разысканий явилась изданная несколько лет назад книга «Пол Морфи. Гордость и скорбь шахмат». Однако автор этого ценного жизнеописания не задавался целью нарисовать творческий портрет Морфи, раскрыть его место в истории шахматных идей. Видимо, сам Лоусон сознает, что это — вне его компетенции. Естественно, именно такая задача признавалась главной при подготовке нынешней книги. Это достигнуто соединением «Повести о Морфи» Е. Загорянского и избранных партий великого американца из известного сборника Г. Мароци. Е. Загорянский (1910—1961) — писатель и шахматный мастер, сумел воссоздать горестную личную жизнь Морфи и вместе с тем показать его роль в открытии и творческом развитии таких принципов, как «роль центра», «перевес в развитии» и многих других, на которых зиждется современная теория. Такой благородный взгляд стал традицией нашей шахматной школы. Вот лишь несколько тому иллюстраций. М. Чигорин называл Морфи «гениальнейшим представителем царственной игры». Он писал: «Существует мнение, что Морфи жил в такое время, когда сильных игроков еще не было — так ему было нипочем громить всех; а что в «наше время, когда...» и пр., ему пришлось бы плохо... Странное мнение! Как будто можно предположить, что Морфи с его гениальным талантом был бы не в состоянии возвыситься до современного состояния шахматной игры, не мог бы усвоить те, возникшие после него, знания в области шахматной игры, которые усваиваются чуть не каждым. Конечно, теперь больше сильных игроков, чем во времена Морфи, и больше опыта в игре; но ведь и гениальнейший ум древности Аристотель знал во многих отношениях меньше теперешнего ученика гимназии. Но вытекает ли отсюда, что он был бы в наше время заурядным ученым?» Той же оценки «одного из наиболее гениальных шахматистов прошлого столетия» следовал А. Алехин. Наиболее развернуто свой взгляд на сущность игры Морфи Алехин изложил в статье «В защиту Морфи от «защитника» его» (1914). Полемизируя с Е. Зноско-Боровским, усматривавшим центр тяжести игры Морфи в «красоте» ее, Алехин настаивал: «Насколько ярче, сочнее встанет перед нами его фигура, насколько яснее покажется тайна его успеха и обаяния, если мы мыслями перенесемся в ту эпоху, когда он жил и творил, если мы дадим себе труд хотя немного изучить его современников! Тогда... в Лондоне и, главным образом, в Париже, где были живы традиции Филидора, где в памяти еще были бессмертные творения Ла-Бурдоннэ и Мак-Доннеля, в то время, когда жил Андерсен, — одной только красотой едва ли можно было кого удивить. Сила, непобедимая сила Морфи — вот причина успеха его и залог бессмертия! А сущность этой силы именно и заключается в том, что Морфи играл всегда позиционно — разумеется, в широком смысле этого слова (а не в толковании Стейни-ца последних годов)... т. е. вполне ясно представлял себе в каждом отдельном случае, чего требует данная позиция, и приноравливался к этой потребности. Только благодаря этому исключительному для того времени свойству своей игры ему и удалось победить в матчах таких противников, как Гаррвиц, Левенталь и, главным образом, Андерсен, фантазия и комбинационный талант которого были не меньше, чем у самого Морфи». Восхищение творчеством Морфи разделяли многие деятели отечественной культуры, проявлявшие интерес к шахматам.
Выдающийся композитор Анатолий Константинович Лядов писал в 1887 году жене: «На днях купил шахматные партии знаменитого игрока Морфи и каждый день раскладываю одну партию». Образ Пола Морфи не раз воспламенял и фантазию художников. В тех же воспоминаниях Мариэтта Шагинян писала: «Судя по его портрету, это был молодой человек с чем-то детским и в то же время замкнутым в лице...» Годом позже создал саое полотно американский живописец Чарлз Эллиот. В 1884 году картину приобрел Манхэттенский шахматный клуб в Нью-Йорке. Три месяца спустя портрет был задернут черным крепом в знак траура, которым члены клуба отозвались на безвременную кончину героя шахматной истории Америки. Только искусство почтовой миниатюры остается в долгу перед Морфи. Удивительно, но он, единственный из шахматных гигантов, все еще не увековечен средствами шахматной филателии. Не шахматистам — соотечественникам Морфи приходится ставить это в вину. Еще четверть века назад Д. Лоусон выступил с инициативой приурочить к столетию триумфа Морфи в I Американском шахматном конгрессе (1857) выпуск серии мемориальных марок. Энтузиасты даже подготовили эскизы микрокартин, на которых, в частности, были воспроизведены неопубликованные тогда портреты Морфи. * № 55 по настоящему изданию: Морфи — герцог Брауншвейгский, граф Изуар. Пользуемся случаем поправить неточности, воспринятые Шагинян у Мароци. Партия игралась не в октябре 1859 года (еще в мае Морфи вернулся на родину), а 2 ноября 1858 года. Действительно, во время представления «Севильского цирюльника» Россини, но не в Гранд-Опера, а в Итальянской опере, где герцог держал ложу.
|
---|
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте