Чуткое сердце художникаИ. РОМАНОВТалант Скрябина (1872—1915) развернулся на взрывчатом перевале русской жизни начала XX столетия. Чутким сердцем художника Скрябин ощутил неотвратимость надвигающемся революционной бури и стал ее музыкальным буревестником. Это сделало Скрябина великим новатором, чья музыка при помощи небывалых форм выразила сокровенные чаяния своего времени. Вскоре после Октября В. И. Ленин подписал план монументальной пропаганды. Среди тех, кому предусматривалось установить памятники, был назван титан русской музыки Александр Николаевич Скрябин. Действуя в духе ленинского декрета, Советское правительство вынесло постановление о создании на базе московской квартиры, в которой прошли последние три года жизни композитора, по Большому Николопесковскому переулку, ныне улице, носящей имя Евгения Вахтангова, мемориального музея. В музее-квартире все сохранено в таком виде, словно великий жилец не покинул навсегда эти стены много десятилетий назад. В кабинете, рядом с роялем, картинами и фотографиями, лавровым венком, бросается в глаза комплект шахмат, хранящийся в японской шкатулке. Фигуры изготовлены из самшита, судя по рисунку — старинной работы. Принадлежали Скрябину и дорожные (карманные, как мы бы теперь сказали) шахматы, но чья-то святотатственная рука на них посягнула... Из мемуарной литературы известно, что шахматы были общим увлечением Скрябина и постоянного круга его друзей. В эти годы великий композитор был одержим идеей сочинения музыкальной вселенской мистерии, исполненной отвержения трагизма мира и утверждения в нем подлинной гармонии. Такой замысел представлял собой грандиозную задачу, так и оставшуюся неосуществленной. Подступами явились бессмертные «Поэмы экстаза» и «Прометей», незавершенное «Предварительное действо» (1). Досуги, проведенные за шахматной доской, давали разрядку творческому напряжению. Эта атмосфера предстает в воспоминаниях о Скрябине, оставленных его другом музыкальным критиком Л. Сабанеевым. Приводим пространные выдержки из них. Читатель должен подметить разноречивость автора воспоминаний в оценке шахматной силы Скрябина. Думается, что ближе к истине последняя ссылка на «довольно хорошее преуспеяние». Перелистывая руководство, по которому приобщался к шахматному знанию Скрябин, обнаруживаешь сделанную его рукой карандашную запись шахматной позиции. Мы склонны предположить, что это положение возникло в партии самого Скрябина. Анализ показывает, что возможно 1...Фh5!, и если 2. Ф : е4 то 2...f5. В этом варианте черные, используя дисгармонию в действиях фигур противника, взламывают его оборону. 1 К столетию со дня рождения композитора музыковед А. П. Немтин по авторским черновым наброскам восстановил партитуру «Предварительного действа», которое было впервые исполнено в Москве в начале 1973 года. "Шахматы в СССР" 1980 №4 |
---|
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте