genesis
  шахматы и культура


все публикации

Академик С. Струмилин

ШАХ ДА И МАТ ДА И ПОД ДОСКУ*

Шахматная игра известна была на Руси с древнейших времен. Ее знает уже наш былинный эпос. Вспомним, например, былину про Ставро Годиновича, где его жена Василиса Микулишна переодевается грозным послом, победоносно борется с киевскими богатырями и в качестве последнего испытания объявляет состязание за шахматной доской с достойным соперником.
Это было, по-видимому, не шуточное дело. И хотя у князя Владимира при дворе находилось немало славных богатырей, искусных не только в ратном деле, он не сразу решил, кому принять на себя этот вызов. «Владимер-князь,— рассказывает нам былина, — сам прочь пошел, говорил себе таково слово: «Разве сам Василья-посла проведаю». И решив, что лучше его никто не поддержит престижа киевских шахматистов, принял вызов посла и «стал с ним в шахматы играть золотыми тавлеями» (1). Льстивые царедворцы, вероятно, слишком легко проигрывали своему князю, и он не случайно вообразил себя шахматным чемпионом стольного града Киева. Но Василиса Микулишна не собиралась льстить князю, и результат получился весьма плачевный для князя.
К сожалению, былина очень скупа на комментарии к этой исторической партии. При дворе князя Владимира не нашлось. по-видимому, своего шахматного златоуста вроде нашего Сало Флора. Известно лишь, что князь играл белыми и что партия кончилась форсированной трехходовой комбинацией, причем князь получил «шах да и мат да и под доску». Это значит, что проигравшему, по обычаям того времени, приходилось в знак своего поражения лезть под стол, под доску. Поучительная бытовая деталь, не лишенная своеобразной красочности. Жаль только, что в стольном граде Киеве не нашлось тогда и острого пера нашего художника Лисогорского, чтобы в дружеском шарже увековечить этот момент, когда «сам» великий, стольно-киевский князь лез под стол, воздавая дань шахматному искусству своего партнера.

Впрочем, в этом былинном эпизоде вообще немало поучительного. Примечательно, что уже тысячу лет назад сила ума, проявляемая в шахматной борьбе, ценилась не ниже доблестей всякой иной боевой тренировки и проявления физической силы в богатырских потехах. Иными словами, шахматы входили в «программу физкультуры» уже со времен богатырского эпоса. Интересно и то, что эпос заставляет склоняться перед силой ума не только фигурально, но и в буквальном смысле (до залезания под стол!) даже сильнейших властителей своей эпохи, со всей их чванной гордыней. Но любопытнее всего, что такой силой ума на шахматном поприще былина наделяет в данном случае женщину.

Увы, с тех пор утекло много воды! Русская женщина проявила свой гений на многих поприщах. Но мы все еще ждем новой Василисы Микулишны, которой суждено скрестить оружие с современными корифеями — мужчинами. Впрочем, и среди наших девушек намечается уже не одна шахматная звезда.
С искусством князя Владимира играть в шахматы мог сравняться, судя по былинному эпосу, один лишь царь Батый, тоже большой любитель шахматного спорта. В известной былине про Василья Пьяницу, явившегося послом к Батыю, этот последний первым делом интересуется имеются ли в посольстве умелые шахматисты.

Говорит ему царь Батый:
— Ах ты гой еси, Василий сын Казимирович!
— Есть ли у вас таковы умильны (умелые) игроки:
— Поиграть бы во тавлеи во вольящеты (резные)?
Игроки в посольстве нашлись и сразу же принялись за дело:
Кликнули Добрыню Никитича,
Подернули столы белодубовые,
Раздернули тавлеи вольящеты.
Первую тавлеюшку царь ступил,
Другую тавлеюшку Добрыня
Никитич млад,
Третью тавлеюшку царь ступил.
Четвертую Добрыня Никитич млад:
Больше царю ступить некуда,
Та игра была проиграна (2).

Как видим, народный эпос не свидетельствует о высоком уровне игры в шахматы царей. Но надо думать, что были среди них игроки и поискуснее. Во всяком случае, шахматы уже в старину были у нас довольно распространенной игрой не только в высших слоях общества, но и в народе. Играли в них, судя по сохранившимся памятникам, и клирики, и миряне, и мирные гости торговые, и казаки. Садко — богатый гость, даже спускаясь на дно к морскому царю, захватывает с собой, по сказанию былины, гусли звончаты и «шахмотницу дорогу со золоты тавлеями, со темя дороги вольящеты». А в былине про князя Репнина мы читаем: «играли казаки золотыми оне тавлеями». О распространенности шахмат свидетельствует также один старинный документ, приведенный у Срезневского, где встречаем такой характерный штрих: «Тавлеи и шахы во многих вас обретаеми суть...»

Злейшим врагом шахмат на Руси с древнейших времен была церковь. Ныне трудно себе представить, что греховного можно изыскать в увлечении шахматами. Но это лишь потому, что нам давно уже слишком чужды старый византийский дух и стиль русской церкви, которая еще в 1551 году на стоглавом соборе предала торжественному проклятию в качестве «эллинских беснований» даже столь невинные вещи, как песни, пляски и музыку, а также употребление колбасы, зайцев и тетеревов. За игру в шахматы и клирикам и мирянам грозило лишение сана и даже отлучение от церкви с незапамятных времен.
Еще в толкованиях Зонара к Номоканону XII века читаем, что епископам и клирикам подобает «уклонятися от доброго или шахматы... играть, или упиватися»; правило повелевает «престати или отлучатися таковым»; точно так же «и мирским человекам шахмати и пианстве упражняющеся — отлучатися». Примерно то же самое находим р Новгородской Кормчей 1280 года. В Паисиевском сборнике XIV—XV веков значится «аще хто от клирик или колугер... играеть шахматы или леки (в кости), да извержеться сана».

Теперь мы смотрим на дело иначе. Запреты святых отцов, поставивших по своему невежеству шахматы на одну доску с пьянством и всяким иным непотребством, вызывают у нас только улыбку. Шахматы — это увлекательнейшая из игр, вся сотканная из солнечных лучей переполненного жизненной энергией ума. который ищет и находит достойный исход своему избытку сил в неисчерпаемой борьбе остроумия и глубокомыслия. И эта игра по праву занимает и будет занимать одно из первых мест в культурном досуге наших дней.
Да и не только в досуге. Шахматы воспитывают сосредоточенное внимание, вдумчивость и предусмотрительность; незаурядную выдержку и хладнокровие в беде; находчивость в изыскании ответного маневра на самый неожиданный выпад противника; комбинационное зрение и готовность на любые жертвы ради намеченной цели; глубокий анализ самых запутанных положений, трезвый и точный расчет и железную решительность в последовательном проведении намеченного плана борьбы. Эти качества драгоценны для людей в их повседневной жизни и труде.

Шахматы, уже ныне насчитывающие миллионы ревностных приверженцев, пользуются у нас все большим признанием и почетом не только как творческий отдых, но и как один из широко открытых всем и каждому и веками проверенных путей к творческой мудрости.

Примечания
* Из журнала «Наука и жизнь» № 1 за 1962 г.
1 Слово «тавлея» от латинского tabula — доска, но здесь оно. конечно, употреблено в значении шахматных фигур.
2 Сегодня расшифровать «дебют» Батыя можно было только так: 1. f2—f4 (f3) е7 —е6 2. g2 — g4 Фd8—h4X. Но что имелось в виду в былине, сказать трудно, ибо историки утверждают, что в средние века ферзь мог передвигаться лишь на одно поле, как и король.

"Шахматы в СССР" 1962 №5

 


генезис
шахматы и культура

Полный список публикаций на нашем сайте

Рейтинг@Mail.ru