Академик С. СтрумилинШАХ ДА И МАТ ДА И ПОД ДОСКУ*Шахматная игра известна была на Руси с древнейших времен. Ее знает уже наш былинный эпос. Вспомним, например, былину про Ставро Годиновича, где его жена Василиса Микулишна переодевается грозным послом, победоносно борется с киевскими богатырями и в качестве последнего испытания объявляет состязание за шахматной доской с достойным соперником. Впрочем, в этом былинном эпизоде вообще немало поучительного. Примечательно, что уже тысячу лет назад сила ума, проявляемая в шахматной борьбе, ценилась не ниже доблестей всякой иной боевой тренировки и проявления физической силы в богатырских потехах. Иными словами, шахматы входили в «программу физкультуры» уже со времен богатырского эпоса. Интересно и то, что эпос заставляет склоняться перед силой ума не только фигурально, но и в буквальном смысле (до залезания под стол!) даже сильнейших властителей своей эпохи, со всей их чванной гордыней. Но любопытнее всего, что такой силой ума на шахматном поприще былина наделяет в данном случае женщину. Увы, с тех пор утекло много воды! Русская женщина проявила свой гений на многих поприщах. Но мы все еще ждем новой Василисы Микулишны, которой суждено скрестить оружие с современными корифеями — мужчинами. Впрочем, и среди наших девушек намечается уже не одна шахматная звезда.
Как видим, народный эпос не свидетельствует о высоком уровне игры в шахматы царей. Но надо думать, что были среди них игроки и поискуснее. Во всяком случае, шахматы уже в старину были у нас довольно распространенной игрой не только в высших слоях общества, но и в народе. Играли в них, судя по сохранившимся памятникам, и клирики, и миряне, и мирные гости торговые, и казаки. Садко — богатый гость, даже спускаясь на дно к морскому царю, захватывает с собой, по сказанию былины, гусли звончаты и «шахмотницу дорогу со золоты тавлеями, со темя дороги вольящеты». А в былине про князя Репнина мы читаем: «играли казаки золотыми оне тавлеями». О распространенности шахмат свидетельствует также один старинный документ, приведенный у Срезневского, где встречаем такой характерный штрих: «Тавлеи и шахы во многих вас обретаеми суть...» Злейшим врагом шахмат на Руси с древнейших времен была церковь. Ныне трудно себе представить, что греховного можно изыскать в увлечении шахматами. Но это лишь потому, что нам давно уже слишком чужды старый византийский дух и стиль русской церкви, которая еще в 1551 году на стоглавом соборе предала торжественному проклятию в качестве «эллинских беснований» даже столь невинные вещи, как песни, пляски и музыку, а также употребление колбасы, зайцев и тетеревов. За игру в шахматы и клирикам и мирянам грозило лишение сана и даже отлучение от церкви с незапамятных времен. Теперь мы смотрим на дело иначе. Запреты святых отцов, поставивших по своему невежеству шахматы на одну доску с пьянством и всяким иным непотребством, вызывают у нас только улыбку. Шахматы — это увлекательнейшая из игр, вся сотканная из солнечных лучей переполненного жизненной энергией ума. который ищет и находит достойный исход своему избытку сил в неисчерпаемой борьбе остроумия и глубокомыслия. И эта игра по праву занимает и будет занимать одно из первых мест в культурном досуге наших дней. Шахматы, уже ныне насчитывающие миллионы ревностных приверженцев, пользуются у нас все большим признанием и почетом не только как творческий отдых, но и как один из широко открытых всем и каждому и веками проверенных путей к творческой мудрости. Примечания "Шахматы в СССР" 1962 №5 |
---|
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте