genesis
  шахматы и культура


все публикации

Трехтомник Е. Умнова

Трехтомник Е. Умнова (*) является по существу антологией заданной композиции. При отборе произведений автор сумел не только осветить историю и эстетику шахматной задачи, не только познакомил с приемами, применяемыми шахматными композиторами в процессе творчества, но и продемонстрировал лучшие произведения, дал творческие портреты композиторов.
Первый том открывается словами: «Шахматная композиция имеет многовековую историю. Она прошла длительный и сложный путь—от средневековых мансуб до задач наших дней. Важное место в этом процессе занимает XIX век». И исследователь прослеживает этот путь, приводит ряд иллюстраций из рукописных средневековых сборников, из ранних печатных трактатов конца XV века вплоть до первых творческих шагов проблемистов XIX века.

Далее речь идет о «формировании национальных школ», «о распространении задачной композиции в европейских странах и США». Завершается этот том очерком, посвященным «становлению современной композиции в России», в котором мы встречаем ряд превосходных творческих портретов — А. Петрова, И. Шумова и других. В заключение анализируются задачи А. Галицкого, одного из крупнейших мировых композиторов конца XIX — начала XX в.

Эстетические суждения А Галицкого, приведенные в книге и относящиеся к 1894 г., и доныне не утратили своего значения. Рассматривая два основных для его времени направления в заданной композиции — чешскую и англо-американскую школы, А. Галицкий писал: «Чешская школа считает, что центр тяжести красивого лежит в матовых положениях, а англо-американская — в ходах... Мне лично казалось бы, что красивое можно найти во всем том, из чего слагается игра, следовательно, и в ходах, и в матовых положениях. Поэтому можно думать, что та и другая школы, имея в основе правил разумные основания, равно погрешат против истины, доходя до крайностей в применении этих правил. Весьма возможно, что истинный, единый художественный стиль с равной любовью будет относиться как к идеям хода, так и к идеям матовых положений...»

Изучая пути развития композиции в России после Галицкого — вплоть до нашего времени, Е. Умнов делает вполне справедливый вывод: «Вот именно эта-то верность «истинному единому художественному стилю» отличала Галицкого от большинства зарубежных теоретиков, возводивших в абсолют один из элементов задачи в ущерб остальным, и явилась основой последующего развития русской заданной композиции. Свое дальнейшее развитие принцип разносторонности нашел в творчестве Л. Куббеля и затем в работах советских проблемистов».

Вторая книга — «Шахматная задача XX века» — охватывает период с 1901 до 1944 гг.
В последней книге первые главы уделены вопросам теории современной задачи, ее принципам. Широко освещен основной закон композиции, краеугольный камень ее эстетики — принцип экономии во всех его проявлениях.
Интересна глава, посвященная жанрам композиции. В ней делаются некоторые прогнозы относительно будущего задачи. Характеризуя двухходовку как «своеобразную лабораторию, в которой формируются новые типы замыслов, намечаются пути дальнейшего развития задачи», сохраняя за трехходовкой крылатое определение С. Лойда — «трехходовка — королева шахматной задачи», Е. Умнов видит в четырехходовке «задачу будущего». Он пишет: «Четырехходовка — труднейший жанр современной задачи. В лучших образцах этого жанра соединяется широта трехходовки с глубиной многоходовой комбинации. Технические трудности очень велики... Вот почему этот жанр относительно мало разработан и скрывает в себе еще поистине неисчерпаемые возможности».

Изучая творчество проблемистов различных школ и направлений, исследователь воздает им должное в соответствии с внесенным творческим вкладом в шахматную культуру. Перед читателем раскрываются тайны чешской школы с ее особым вниманием к матовым картинам и ситуациям; глубокие стратегические планы, свойственные новонемецкой школе с ее разработкой так называемых логических идей; многогранность комбинаций стратегического направления. Затем автор устанавливает существенные черты советской школы в задаче.

В труде Е. Умнова выделяются «три периода отечественной задачной композиции — дореволюционный, довоенный и современный». Каждый период автор связывает с именами группы проблемистов, выделяя среди них самых выдающихся. Если в дореволюционное время число композиторов еще невелико (виднейшим был несомненно А. Галицкий), то в советский период развитие композиции приняло массовый характер.
До Великой Отечественной войны наибольший вклад в развитие задачи внесли М. Барулин, Л. Исаев, С. Левман, Н. Малахов, С. Крючков, М. Адабашев и, особенно, Л. Куббель. После 1945 года ряды советских проблемистов получили большое пополнение. Наряду с А. Гуляевым, А. Немцовым, В. Шифом, Р. Кофманом, начало творчества которых относится еще к 20-м годам, значительных успехов добиваются Л. Загоруйко, В. Руденко, А. Попандопуло, Я. Владимиров, Е. Рухлис, В. Чепижный, А. Копнин, Э. Лившиц, А. Домбровские и многие другие. Но особо выдающиеся спортивные и творческие достижения в этот период выдвигают в лидеры советских проблемистов Л. Лошинского.

Е. Умнов считает, что творчество А. Галицкого, Л. Куббеля и Л. Лошинского «определяет уровень достижений в каждый из периодов и отражает основную тенденцию развития».
Прежде чем привести характеристики каждого из них, освежим в памяти хотя бы по одному произведению этих волшебников шахматной задачи (решения приводим с комментариями Е. Умнова).

«Изящное построение скрывает тонкую и красивую идею. Вступление 1. Фс2 создает неочевидную угрозу 2. ФсЗ — белые не сразу берут черного слона, а вынуждают вскрытие диагонали путем 2.. .е4, после чего слон берется с матом 3. Ф : с7Х; на 2.. .Кре4 следует другой правильный мат 3. Фс4Х. При уходе слона нападение на него осуществляется с других полей: 1...Сb8 2. ФbЗ; 1.. .Cd6 2. Фd3. Идея одновременного нападения (в данном случае — нападение на пункт f3, с угрозой мата, и на слона) осуществляется здесь в свежей, острой форме. Дополнительный вариант 1.. .Kpg3 2. d3 содержит включение белого ферзя тихим ходом пешки».

«В разработке стратегической трехходовки участвовали проблемисты многих стран. В конце 20-х годов примкнули к ней и советские проблемисты. Здесь большую роль сыграла статья Л. Куббеля «О правильных и неправильных матах в трехходовке» и приводимая его выдающаяся трехходовка. Об этой задаче Куббель писал: «Я считаю ее своим наилучшим достижением — при легком построении она соединяет целый ряд новонемецких тем: «Новотный, Гримшоу, Вюрцбург-Плахутта, черное пересечение, критические и антикритические ходы».
1. Cg4 с угрозой 2. Cf5 С : f5 3. Лd5X или 2.. .Л : f5 3. Kfd3X—перекрытие Новотного. Ходы ладьей на е5 приводят к перекрытию Вюрцбурга-Плахутты: 1... Лge5 2. Ке6+ Л : е6 3. Лd5X; 1...Лее5 2. Jld5H- Л : d5 3 КебХ; антикритические ходы слоном дают два варианта: 1...Сb1 2. Cd2 Кс2 3. Kfd3X; 1...Сс2 2. Cd2 и 3. Сb4Х. В свою очередь конь блокирует поле для слона: 1...Кс2 2. Се6 и 3. Ка4Х. Наконец, в варианте 1...Kh3 2. Cf3 Ле4 3. Kfd3X или 2.. .Се4 3. Ке6Х осуществляется перекрытие Гримшоу».

«В этой задаче впервые представлен механизм последовательного преследования ладьи ладьей, до этого встречавшийся только в этюде... Решение очень картинно: 1. Фb1 Лd5 2. Лd4; 1..Лd6 2. Лd5 и 1...Лd7 2. Лd6 — только эти на первый взгляд нелепые ходы решают в каждом варианте. Мотивировки ходов кроются в тонких тактических нюансах, связанных с подготовкой мата на 2... Л : g3. Этим и отличаются рассмотренные варианты от другой серии их, с параллельным преследованием: 1...Лс4 2. ЛсЗ; 1...Лb4 2. ЛbЗ и 1...Ла4 2. ЛаЗ, где мотивировка игры проще. На 1...Л:е4 следует 2. Л f3 +»

Обратимся теперь к характеристикам исторических эпох шахматной задачи.
Е. Умнов пишет: «Для Галицкого был характерен камерный стиль, небольшие по замыслу, но всегда остроумные, изящные композиции. В свей работе над задачей он исходил из определенного материала, систематически исследовал возможности, заключенные в различных сочетаниях белых фигур.
Куббель значительно раздвинул рамки идейных замыслов. В совершенстве владея всем арсеналом современной тематики, он работал во всех жанрах и направлениях. Куббель не ограничивал себя в выборе материала, но подчинял его задуманной идее, а сами идеи искусно выбирал так, чтобы законченные произведения отвечали его строгим требованиям к форме.
Лошинский существенно усложняет механизм задачи. Обладая виртуозной техникой, он берется за воплощение сложнейших замыслов из различных областей тематики, достигая нередко абсолютных пределов возможного на шахматной доске. Это требует значительного углубления и развития механизма, изобретения более тонких и сложных мотивировок игры фигур. Как правило, Лошинский создает задачи, исходя из задуманного механизма, подчиняя ему и тактическое содержание, и материал...
Три композитора — три стиля. Советские проблемисты считают, что все эти стили имеют равное право на развитие».

Трехтомник Е. Умнова с пользой для себя и интересом прочтет каждый любитель шахмат. Решив задачу, поняв ее содержание, он познает глубину и красоту шахматных идей, стратегических планов борьбы, которыми так богаты трех- и многоходовки, ярких тактических ударов, которые ему в изобилии откроет даже скромная двухходовка.

Имеются в монографии и некоторые недостатки.
Не показано творчество известных проблемистов, выступавших в 20—30-х годах, вклад которых в развитие советской композиции весьма значителен: A. Куббеля, М. Тронова, П. Неунывако и некоторых других.
Недостаточно отражена роль отдельных ведущих современных композиторов. Например, о А. Попандопуло коротко сказано — активный пропагандист многоходовки. В действительности, его вклад в разработку новых идей способствовал значительному повышению у нас интереса к этому жанру композиции.
То же относится к показу работ некоторых молодых композиторов, выросших в послевоенный период и создавших немало первоклассных произведений, — B. Тимонина, М. Гафарова и других.
Следовало рассказать хотя бы коротко о задачах на кооперативный и обратный мат, которые в настоящее время получили большое распространение.

В заключение — об авторе трехтомника. Приводим несколько строк из «Шахматного словаря»: «Умнов родился в 1913 г., мастер спорта СССР, судья всесоюзной категории и международный арбитр по шахматной композиции. Кандидат технических наук. С 1927 г. опубликовал около 200 задач... из которых многие отмечены отличиями, в том числе шестнадцать — первыми призами...». Добавим: все годы Великой Отечественной войны Умнов находился на фронте. В артиллерийских частях Советской Армии «таблицы Умнова» были приняты на вооружение.

В. БРОН, А. ГЕРБСТМАН.

* «Шахматная задача XIX века» (1960 г.), Шахматная задача XX века» (1966 г.) и «Современная шахматная задача» (1967 г.).
"Шахматы в СССР" 1969

 


генезис
шахматы и культура

Полный список публикаций на нашем сайте

Рейтинг@Mail.ru