Трехтомник Е. УмноваТрехтомник Е. Умнова (*) является по существу антологией заданной композиции. При отборе произведений автор сумел не только осветить историю и эстетику шахматной задачи, не только познакомил с приемами, применяемыми шахматными композиторами в процессе творчества, но и продемонстрировал лучшие произведения, дал творческие портреты композиторов. Далее речь идет о «формировании национальных школ», «о распространении задачной композиции в европейских странах и США». Завершается этот том очерком, посвященным «становлению современной композиции в России», в котором мы встречаем ряд превосходных творческих портретов — А. Петрова, И. Шумова и других. В заключение анализируются задачи А. Галицкого, одного из крупнейших мировых композиторов конца XIX — начала XX в. Эстетические суждения А Галицкого, приведенные в книге и относящиеся к 1894 г., и доныне не утратили своего значения. Рассматривая два основных для его времени направления в заданной композиции — чешскую и англо-американскую школы, А. Галицкий писал: «Чешская школа считает, что центр тяжести красивого лежит в матовых положениях, а англо-американская — в ходах... Мне лично казалось бы, что красивое можно найти во всем том, из чего слагается игра, следовательно, и в ходах, и в матовых положениях. Поэтому можно думать, что та и другая школы, имея в основе правил разумные основания, равно погрешат против истины, доходя до крайностей в применении этих правил. Весьма возможно, что истинный, единый художественный стиль с равной любовью будет относиться как к идеям хода, так и к идеям матовых положений...» Изучая пути развития композиции в России после Галицкого — вплоть до нашего времени, Е. Умнов делает вполне справедливый вывод: «Вот именно эта-то верность «истинному единому художественному стилю» отличала Галицкого от большинства зарубежных теоретиков, возводивших в абсолют один из элементов задачи в ущерб остальным, и явилась основой последующего развития русской заданной композиции. Свое дальнейшее развитие принцип разносторонности нашел в творчестве Л. Куббеля и затем в работах советских проблемистов». Вторая книга — «Шахматная задача XX века» — охватывает период с 1901 до 1944 гг. Изучая творчество проблемистов различных школ и направлений, исследователь воздает им должное в соответствии с внесенным творческим вкладом в шахматную культуру. Перед читателем раскрываются тайны чешской школы с ее особым вниманием к матовым картинам и ситуациям; глубокие стратегические планы, свойственные новонемецкой школе с ее разработкой так называемых логических идей; многогранность комбинаций стратегического направления. Затем автор устанавливает существенные черты советской школы в задаче. В труде Е. Умнова выделяются «три периода отечественной задачной композиции — дореволюционный, довоенный и современный».
Каждый период автор связывает с именами группы проблемистов, выделяя среди них самых выдающихся. Если в дореволюционное время число композиторов еще невелико (виднейшим был несомненно А. Галицкий), то в советский период развитие композиции приняло массовый характер. Е. Умнов считает, что творчество А. Галицкого, Л. Куббеля и Л. Лошинского «определяет уровень достижений в каждый из периодов и отражает основную тенденцию развития». «Изящное построение скрывает тонкую и красивую идею. Вступление 1. Фс2 создает неочевидную угрозу 2. ФсЗ — белые не сразу берут черного слона, а вынуждают вскрытие диагонали путем 2.. .е4, после чего слон берется с матом 3. Ф : с7Х; на 2.. .Кре4 следует другой правильный мат 3. Фс4Х. При уходе слона нападение на него осуществляется с других полей: 1...Сb8 2. ФbЗ; 1.. .Cd6 2. Фd3. Идея одновременного нападения (в данном случае — нападение на пункт f3, с угрозой мата, и на слона) осуществляется здесь в свежей, острой форме. Дополнительный вариант 1.. .Kpg3 2. d3 содержит включение белого ферзя тихим ходом пешки». «В разработке стратегической трехходовки участвовали проблемисты многих стран. В конце 20-х годов примкнули к ней и советские проблемисты. Здесь большую роль сыграла статья Л. Куббеля «О правильных и неправильных матах в трехходовке» и приводимая его выдающаяся трехходовка. Об этой задаче Куббель писал: «Я считаю ее своим наилучшим достижением — при легком построении она соединяет целый ряд новонемецких тем: «Новотный, Гримшоу, Вюрцбург-Плахутта, черное пересечение, критические и антикритические ходы». «В этой задаче впервые представлен механизм последовательного преследования ладьи ладьей, до этого встречавшийся только в этюде... Решение очень картинно: 1. Фb1 Лd5 2. Лd4; 1..Лd6 2. Лd5 и 1...Лd7 2. Лd6 — только эти на первый взгляд нелепые ходы решают в каждом варианте. Мотивировки ходов кроются в тонких тактических нюансах, связанных с подготовкой мата на 2... Л : g3. Этим и отличаются рассмотренные варианты от другой серии их, с параллельным преследованием: 1...Лс4 2. ЛсЗ; 1...Лb4 2. ЛbЗ и 1...Ла4 2. ЛаЗ, где мотивировка игры проще. На 1...Л:е4 следует 2. Л f3 +» Обратимся теперь к характеристикам исторических эпох шахматной задачи. Трехтомник Е. Умнова с пользой для себя и интересом прочтет каждый любитель шахмат. Решив задачу, поняв ее содержание, он познает глубину и красоту шахматных идей, стратегических планов борьбы, которыми так богаты трех- и многоходовки, ярких тактических ударов, которые ему в изобилии откроет даже скромная двухходовка. Имеются в монографии и некоторые недостатки. В заключение — об авторе трехтомника. Приводим несколько строк из «Шахматного словаря»: «Умнов родился в 1913 г., мастер спорта СССР, судья всесоюзной категории и международный арбитр по шахматной композиции. Кандидат технических наук. С 1927 г. опубликовал около 200 задач... из которых многие отмечены отличиями, в том числе шестнадцать — первыми призами...». Добавим: все годы Великой Отечественной войны Умнов находился на фронте. В артиллерийских частях Советской Армии «таблицы Умнова» были приняты на вооружение. В. БРОН, А. ГЕРБСТМАН. * «Шахматная задача XIX века» (1960 г.), Шахматная задача XX века» (1966 г.) и «Современная шахматная задача» (1967 г.). |
---|
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте