П. РомановскийГАРРИ НЕЛЬСОН ПИЛЬСБЕРИ
|
---|
|
На Петербургском международном турнире 1895/96 г. слева направо: Эм.Ласкер, М.Чигорин, В. Стейниц, Г. Пильсбери |
Американский мастер Гарри Нельсон Пильсбери вошел в историю шахматного искусства как один из самых ярких проводников позиционных идей, как глубокий стратег и остроумный тактик. Творческая деятельность Пильсбери протекала в период бурного прогресса шахматных идей, проходившего на фоне решительной борьбы между новыми веяниями и старыми романтическими традициями итальянских мастеров, нашедших своих последователей и среди представителей немецкой шахматной школы (Андерсен, Горвиц, Мизес и др.).
В 1894 году, вслед за новым чемпионом мира Ласкером, выдвинулся ряд молодых талантов, последователей новых веяний. Яновский, Шлехтер, Мароци, Пильсбери, Тейхман, Берн, Харузек, Вальбродт, Маршал — вот далеко не полный перечень блестящих мастеров конца XIX века, выступавших решительными противниками шахматного романтизма.
Первое международное выступление молодого Пильсбери состоялось на большом международном турнире в Гастингсе (август, 1895 г.). В первые дни гастингских боев сам он оценивал свои шансы весьма скромно и считал, что уступает в силе по меньшей мере Ласкеру, Стейницу, Таррашу, Чигорину, Берну, Гунсбергу, Блэкберну, Мизесу, Мэзону и Поллоку. Среди участников турнира репутация Пильсбери была тоже не очень высокой. Говорили, что, кажется, он «недурно играет».
Судьба свела Пильсбери в первый день с Чигориным, и молодому представителю Нового Света, игравшему черными, пришлось обороняться против королевского гамбита. Игравший в своем лучшем стиле Чигорин одержал великолепную победу, пожертвовав качество и проведя второго ферзя.
Вскоре, однако, Пильсбери, к общему удивлению, начал выигрывать партию за партией: нанес поражения Стейницу, Таррашу, Берну, Яновскому, Тейхману и многим другим.
Главные его конкуренты Ласкер и Чигорин на самом финише проиграли, а Пильсбери, выиграв в последнем туре великолепной комбинацией в эндшпиле у Гунсберга, с 16.5 очками(при 22 участниках) взял первый приз.
Не только результат сам по себе, но главным образом качество одержанных побед сразу выдвинуло его в ряды претендентов на мировую шахматную корону.
Считавшийся главным рупором европейских шахматистов немецкий журнал «Дейче шахцейтунг» писал тогда: «Результат состязаний маэстро в Гастингсе для всего шахматного мира оказался крайне неожиданным. Молодой бостонский мастер Пильсбери, имя которого хотя и было уже известно, но которого никак нельзя было причислить к звездам первой величины, достиг в турнире, где участвовали все лучшие шахматисты мира, первого приза. Этого великолепного успеха Пильсбери добился отнюдь не случайно, если не считать очка с Барделебеном (Барделебен не явился в день тура к игре. — П. Р.), а игрой сильной и вместе с тем элегантной. Его привлекательная, как и у второго призера Чигорина, комбинационная игра, блестящее ведение атаки, замечательные идеи оставляют глубокий, жизнеутверждающий след».
Интересно отметить, что никогда позднее Пильсбери не удавалось добиться такого успеха. Единолично он ни разу не занимал первого места и лишь дважды делил победу: в Вене (1898 г.) — с Таррашем и в Мюнхене (1900 г.) — со Шлехтером, причем матч на первый приз с Таррашем Пильсбери проиграл со счетом 1.5: 2.5 а со Шлехтером свел вничью.
Наиболее яркой чертой в творчестве Пильсбери являлось неустанное сремление к инициативе. В отличие от Стейница, идейным учеником которого он себя считал, Пильсбери не любил защищаться, и в этом заключались главные минусы его игры. Характерны для Пильсбери также глубокое понимание позиции, богатство фантазии, наконец, быстрота, дальность и точность расчета. Благодаря этому Пильсбери, в частности, блестяще играл эндшпиль. Выразительными примерами могут служить филигранные концы его партий против Поллока и Гунсберга в гастингском турнире.
Эта позиция из партии Пильсбери—Поллок. У черных лишняя пешка, их проходная по линии «h» выглядит очень опасной, ее поддерживают и слон и ладья. Поллок считал, что ему по меньшей мере обеспечена ничья.
Последовало 44. Кс5! (но не 44. b4, что после 44.. .ЛbЗ давало черным шансы на выигрыш) 44... h4 45. b4! hЗ 46. Ла2! Kpg8 47. Ла8 Крh7 48. е6!
Этот прорыв раскрывает глубину и тонкость замысла белых. Если сейчас 48.. .h2, то 49. ef h1Ф 50. Лh8!, и мат в два хода.
48.. fе 49. К: е4 de 50. f7 Лf3
51. f8Ф Л: f8 52. Л : f8 g5
53. Кр : е4 g4 54. Лf1 е5 55. b5 g3 56. Лh1, и черные сдались.
В этом положении из партии последнего тура Пильсбери—Гунсберг последовало 27. f5! (прорыв в центре имеет интересное комбинационное обоснование) 27.. .g5 (необходимо лишить коня белых поля f4) 28. Кb4 а5 29. с6! Kpd6 30. fe!
Блестящий ход! На
30.. .ab последует 31. е7 Кр : е7 32. с7.
30. ..К:с6 31. К: с6
Кр : с6 32. е4!
Черным не хватило одного темпа, чтобы защититься. Таким образом, расчет белых оказался абсолютно точным.
32.. .de 33. d5 Kpd6 34. КреЗ b4 35. Кр: е4 а4
36.
Kpd4! (во избежание 36... bЗ 37. ab аЗ) 36.. .b5 37. gh аЗ
38. Крс4 f5 39. h6
f4 40. h7. Черные сдались.
На обдумывание 40 ходов Пильсбери затратил час, а на последние 13 ходов —- 8 минут!
Пильсбери не любил сохранять длительного напряжения позиции, особенно в центре, мысль его тяготела к фланговым атакам. Вообще же, он был великолепным стратегом! ясных положений. Он, пожалуй, лучше, чем кто-нибудь другой, умел связать крепкими идейными нитями игру в дебюте и план в середине партии. Пильсбери внес ценный вклад в методы использования слабых пунктов в лагере противника. Он первый стал в ферзевом гамбите ратовать за размен с4 : d5 и подвел под этот размен глубокое, позиционное обоснование. Ему принадлежит план атаки ферзевого фланга в ортодоксальной защите, связанный с маневром Cd3—а6, разменом слонов на b7 и последующим нападением по линии «с». Мощное вторжение коня на е5 и организация атаки на королевском фланге получили богатейшее оформление в партиях Пильсбери.
Хорошим примером его игры в ферзевом гамбите может служить и следующая партия:
ПИЛЬСБЕРИ ВОЛЬФ
Монте-Карло, 1903 г.
1. d4 d5 2. с4 е6 3. КсЗ Kf6 4. Cg5 Kbd7 5. Kf3 Ce7 6. e3 0—0 7. Лс1 b6
(защита 7.. .с6 была уже известна, но применялась сравнительно редко) 8. cd ed 9. Ке5 Сb7 10. f4 (типичное для Пильсбери построение) 10.. .а6 11. Cd3 с5 12. 0—0 с4.
Этот план игры, имеющий целью образовать лишнюю пешку на ферзевом фланге, считался в то время одним из самых надежных.
13. Cf5 b5 14. ЛfЗ Ле8 15. ЛhЗ g6 16. Сb К :е5 17. fe Kd7 18. С: е7 Л: е7 19. ФfЗ Кf8
20. Лf1 Фd7 21. Фf6 b4?
На 21.. .Сс6 могло последовать 22. е4, однако черные просмотрели возможность следующего хода белых. Следовало играть 21.. .Ле6.
22. Ка4 Фс7 (если 22... Ле6, то 23. Фf4, и черные все равно не могут брать коня) 23. Кс5 Сс8 24. Лh6 а5 25. Лf4 Лb8.
26. C:g6!
Черные не могут брать трижды атакованного слона. Если 26. ..K:g6, то 27. Л: g6 hg 28. Лh4.
26.. .Лb6 27. Ф : b6! К : g6 28. Фf6 Ле8 29.
Лf1 Се6 30. Фg5 Крh8 31. Фh5 Kf8 32. К: е6 Л:е6 33. Л: е6.
Черные сдались.
За эту партию Пильсбери был удостоен специального приза «за красоту».
Чигорин высоко оценивал игру Пильсбери и любил встречаться с ним за шахматной доской. Общий счет их встреч +8 —7 = 6 в пользу Чигорина. При этом почти все партии представляли собой бурную, насыщенную идеями борьбу.
В 1902 году, осенью, по приглашению Московского шахматного кружка Пильсбери посетил Москву. По рассказам очевидцев. он проявил себя общительным человеком, охотно играл даже легкие партии и провел гастроли с предельной нагрузкой. Он сыграл ряд консультационных партий, партию с. Чигориным и провел много сеансов одновременной игры, из которых два — «не глядя на доску». Чигорин, комментируя некоторые партии из его сеансов, заметил, что, и глядя на доску, трудно было сыграть лучше. Во втором сеансе «не глядя на доску» Пильсбери поставил для того времени рекорд, сыграв одновременно 22 партии. Противники были преимущественно шахматисты третьей категории. Игра длилась 10 часов и окончилась блестящим для сеансера результатом + 17 — 1 =4.
Пильсбери был трудным партнером для чемпиона мира Ласкера. Чемпион мира проиграл ему не одну партию, причем Пильсбери одерживал победы путем прямых энергичных атак на позицию короля.
ПИЛЬСБЕРИ ЛАСКЕР
Турнир в Кембридж-Спрингсе, 1904 г.
1. d4 d5 2. с4 е6 3. КсЗ Kf6 4. KfЗ с5 5. Cg5 cd
6. Ф : d4 Ке6.
Такая же позиция случилась в партии Пильсбери—Ласкер, игранной в петербургском матч-турнире в начале 1896 года. Пильсбери сыграл тогда
7. Фh4? и проиграл. По его словам, он девять лет ждал случая, чтобы снова получить против Ласкера такую позицию.
7. C:f6! gf.
Вариант 7. ..K:d4 8.
C:d8 Кс2 9. Kpd1 К : a1 10. Сс7 был бы к выгоде белых, так как конь на a1 должен погибнуть.
8. Фh4 dc 9. Лd1 Cd7 10. еЗ Ке5 11. К: е5 fe 12. Ф : с4 Фb6 13. Се2 Ф : b2.
Компенсации за пешку как будто не видно, а черные грозят ходами Лс8 или Сb4.
14. 0—0! Лс8 15. ФdЗ Лс7 16. Ке4 Се7 17. Kd6 Kpf8.
(Продолжение 17... С : d6 привело бы к быстрой развязке после 18. Фd6 ФсЗ 19. Сb5!)
18. Кс4 Фb5 19. f4! ef 20. Фd4! f6 21. Ф: f4 Фс5 22. Ке5 Се8 23. Kg4 f5 24. Фh6 Kpf7.
25. Сс4! Лc6 26. Л: f5! Ф : f5 27. Лf1 Ф : f1 28. Кр : f1 Cd7 29. Фh5 Kpg8 30. Ке5. Черные сдались.
Значение творчества Пильсбери для шахматного искусства велико. И сейчас наши шахматисты могут почерпнуть из его партий много ценного и полезного.
"Шахматы в СССР" 1972 №12
генезис
шахматы и культура
Полный список публикаций на нашем сайте