Глава 5
Оправдание красоты |
|||||||
|
|||||||
Трудно вообразить человека, который никогда не руководствуется
эстетическими критериями и для которого нет ни прекрасного, ни безобразного,
ни комического, ни трагического. О красоте написано немало ученых книг,
но говорится в них, в основном, об эстетических процессах в искусстве.
Область эстетики, однако, гораздо шире. И не создана еще теория, которая
объяснила бы природу эстетического и ответила на вопрос о том, почему
красота необходима. Нуждается ли красота в оправдании? Красота сильно воздействует на поведение людей, но это не всегда заслуживает их благодарности. Фрейд в только что приведенной цитате довольно осторожно говорит о её “наркотизирующем” действии, а у Достоевского в “Братьях Карамазовых” Митя Карамазов прямо утверждает, что “красота - это страшная и ужасная вещь!“ и доказывает это собственной трагической судьбой. Известно: "красота совращает с пути истинного" Мы живем в мире, основным физическим законом которого является увеличение энтропии (которое есть мера увеличения хаоса или, попросту, разрушения), а основными ценностями - упорядоченность и организованность. И в каждый миг кажущегося покоя происходит борьба с энтропией, противодействие разрушению и непрестанное воссоздание разрушающегося. Упорядоченность основывается на повторяемости: “что было, то и будет…” Но эстетические явления нарушают сложившийся порядок вещей, - механизм повторяемости как бы не срабатывает, дает сбой, и в результате происходит совсем не то, что “должно" было произойти. Поэтому мы и воспринимает красоту как нечто неожиданное и нелогичное. Эстетическое переживание всегда связано с отклонением от достигнутого уровня организованности. Подчинение эстетическому чувству - это временная уступка хаосу
От красоты - хотя она и приятна, - нет никакой пользы, и уже одно это делает увлечение красотой делом довольно сомнительным. Впрочем, пользу нередко в том только и находят, что красота приятна для глаз и дает успокоение нервам. Но это конечно еще не основание, чтобы предпочитать красоту здравому смыслу. И если на одну чашу весов положить “приятность для глаз”, а на другую доводы здравомыслящих людей, знающих как рискованно давать волю чувствам (хотя бы при выборе хода в шахматной партии), то вторая, очевидно, перевесит.
Красота, как и любовь, побуждает к безрассудству,
она алогична и непрактична. Сравнение игры человека с игрой компьютера
наводит на мысль, что отсутствие эстетических критериев у машины дает
ей преимущество. Компьютер оказывается более объективным, чистая, “не
замутненная” чувствами логика приводит к лучшим результатам. Берд - Морфи, 1853 В этой позиции Морфи пожертвовал ладью: 1… Л : f2,
и после 2.С : f2 поставил под удар пешки еще и ферзя 2… Фа3! Далее
последовало: 3. c3 Ф : a2 4. b4 Фa1+ 5. Kрc2 Фa4 + 6. Kрb2 С:b4
“22… Лh8?!! … Два восклицательных знака к ходу в партии я поставил
за красоту идеи: эта отвлекающая жертва ладьи — очень нестандартное
тактическое решение! Черные набрасываются ферзем, ладьей и слоном на
неприятельского короля, а их конь в одиночку справляется с защитой собственного
монарха. Но, увы, пришлось поставить и знак вопроса — за чисто шахматную
силу этого хода: в возникающих бурных осложнениях черные рисковали растерять
свое преимущество. В знаменитой “неувядаемой” партии (Андерсен - Дюфрень, Берлин 1852), как выяснилось позднее, красота также была не в ладу с шахматной истиной. 3. “17. Кf6+!!? Два восклицательных знака - за красоту комбинации. А вопросительный - за ненужные осложнения: простое 17. Кg3 Фh6 18. Сc1 Фе6 19. с4 Кd5 (19… Фg6 20.Кh4 Фg4 21. С : f7+) 20. Кg5 К : c3 (20…Фg4 21. Ле4) 21.Фb3 завершало игру без всяких хлопот. Но … сокровищница шахматного искусства недосчиталась бы крупного бриллианта! “ (Каспаров) Красота лишает рассудительности и хладнокровия. Как показывает следующий пример, иногда она просто ослепляет. Красильников – Бекмен, 1974 Белые сыграли 1. Лd6? Расчётливый компьютер не задержался
бы на этом ходе. Человек же “запал” на красивую тактическую идею, и
убедившись в том, что немедленное взятие ладьи ведет к мату (1…ed 2.
Сс6+ Крf8 3. Фe8#), а ферзем отходить некуда, дальше, видимо, и считать
не стал: от добра добра не ищут. Вовсе уж поразительный случай произошел в партии Корчной - Спасский, Белград 1977 год. Корчной - Спасский, 1977 Здесь белые неожиданно отдали слона, а затем и ферзя,
после чего им оставалось только сдаться. 32.С : f5 Л : f5 33. Ф : f5
C : f5 Корчной объяснил такую самоубийственную игру гипнозом. Но, думается,
здесь не обошлось без “наркотизирующего” воздействия эстетических мотивов:
вероятно белых смутил призрак красивого мата ладьей на h8. Да что там неокрепшие умы! Вот что говорил Бронштейн
на закате своей спортивной карьеры: Бронштейн с его гениальной интуицией мог, наверное,
жертвовать без большого риска для результата. Но это ли верный подход
к шахматам? Предшественник Капабланки на шахматном троне - Эм.
Ласкер, - упорно отстаивал здравомыслие и объективность в шахматах.
Он высоко ценил и эстетическую сторону шахмат, но неправильную игру
ради красоты осуждал довольно жестко. Цукерторт – Стейниц Ласкер по этому поводу писал: “Белые стоят плохо.
Однако, они могли бы попытаться продолжать борьбу, играя 1.Фf3—h3 g7—g6
2.Cf4 : d6 c7 : d6 3. ЛеЗ : е8+ Ла8 : е8 4.ФhЗ—d7, или же, в случае
2... Ле8 : еЗ, отвечая З.ФhЗ : е3 с7 : d6 4.ФеЗ—е7. Вместо того, чтобы
добросовестно защищаться, они, не проанализировав комбинацию до конца,
решаются на отчаянную атаку, умаляя этим достоинство шахматного
мастера.” (Эм. Ласкер. “Учебник шахматной игры”, М: 1937, стр.
148) В отличие от людей электронные шахматисты никогда не рискуют, даже “во спасение”. И результаты говорят, как будто, сами за себя. Уже теперь машины регулярно обыгрывают сильнейших гроссмейстеров. При этом вычислительная техника быстро развивается, и мощь компьютеров возрастает не по дням, а по часам. Если так будет продолжаться, то возможно уже через год-два чемпион мира среди людей проиграет компьютеру всухую. Как этому помешать? Может быть, надо научить компьютер рисковать и заразить его любовью к красоте?
Есть и альтернативный вариант: людям отказаться от стремления к красоте и научиться играть (считать варианты) так, как играет компьютер. Похоже на то, что шахматы пошли именно по этому пути.
Как это не парадоксально, “эстетические излишества” присущи и природе. Теперь мало кто сомневается, что эстетические чувства ведомы не только людям, но и животным. Об этом писал ещё Дарвин. Эстетические критерии сыграли существенную роль в половом (точнее, в межполовом) отборе. Самки выбирали наиболее красивых самцов. В результате появились птицы с ярким демаскирующим оперением, павлины отрастили громоздкие, затрудняющие передвижения хвосты, самцы птиц научились звучным песням, привлекающим не только самок, но и хищников.… И ученые до сих пор не находят объяснения тому факту, что естественный отбор все эти украшения сохранил. *** |
Если красота – это зло,
то зло неизбежное. Без красоты людям не обойтись. Она необходима как
страх или боль, и поэтому нам остается только благодарить Бога за то,
что красота все-таки гораздо приятнее боли. Перед ошибками захлопываем дверь. (Р.Тагор) Без разбора захлопывая
дверь перед всем новым и парадоксальным, дискурсивное сознание лишается
источников творческого развития. В рассудочном мышлении главенствует
логический закон исключения третьего, накладывающий запрет на противоречия.
Это защищает от хаоса и обеспечивает целостность понятийно-логического
сознания. Но это же приводит и к отставанию наших знаний и представлений
от изменяющейся реальности.
Человек, наделенный только
рациональным сознанием, и потому не способный действовать против
самого себя, не был бы существом социальным и саморазвивающимся.
Вот поэтому было и остается нужным чувственно-эстетическое сознание,
в отличие от дискурсивного мышления не избегающее новизны и противоречий.
Эти противостоящие формы сознания взаимно опосредуют и дополняют друг
друга: одно обеспечивает сохранение и упорядочение (обобщение) накопленных
знаний, другое – их качественное (творческое) обновление и развитие. Рассудок апеллирует к прошлому,
а эстетическое сознание – к будущему. Все прекрасное опережает
свое время, оно как бы представительствует от лица будущего.
Оно – “типичный представитель”
того, что должно стать обычным. Оно предвещает множественность себе
подобного. Но в этом предвосхищении нет никакой мистики, потому что
красивое явление – это не внеисторическое предзнаменование перемен,
а их плодотворное начало. Прекрасное – это образец и программа (ген)
будущего. По его образу и подобию новое станет плодиться и размножаться
в русле активной, творческой деятельности людей, создавая новый род
явлений и новую закономерность.
В качестве примера красивой идеи, намного опередившей свое время, можно привести старую задачу Шинкмана, которая очень понравилась современникам. Шинкман, 1882 год Несложно заметить, что
ладья а5 ни под каким видом не может покинуть свою вертикаль, точно
также как ладья e8 - свою горизонталь. Тяготы
защиты делают черные ладьи малоподвижными и весьма уязвимыми. Это сразу
наводит на мысль, что белый ферзь может начать на них охоту, не боясь
становиться под их удары. Почему бы, например, не сыграть 1…Фе4? Теперь,
как бы черные ни защищались, их ладьи неизбежно попадут под двойной
удар. Например, 1…. Лс8 2. Фf5 или 1…Лh8
2.Фе5 Самый дорогой ресурс
шахматной задачи – это не материал (как в практической партии), а время.
Благодаря этому универсальная стратегическая (а отнюдь не “задачная”
– тактическая) идея, представленная в задаче Шинкмана, приняла остро
парадоксальную форму. Парадокс заключается в том, что быстрее всего
приводит к цели не атакующий, а невзрачный, выглядящий как пустая трата
драгоценного времени, ход. Решает 1. Крh1! Оказывается, что двойной удар только выиграет в силе, если
с ним немного повременить, чтобы предупредить контригру противника.
Таким образом, решение задачи демонстрирует полное торжество профилактики,
которую много лет спустя Нимцович (родившийся, кстати сказать, на четыре
года позже появления этой задачи) назовет основой новой стратегии –
стратегии позиционной игры! В. Смыслов - Э. Гуфельд, 29...а5!! Боголюбов - N.N. Гроссмейстер Ю. Разуваев, занимавшийся
в начале 60-х годов у знаменитого в ту пору тренера Владимира Николаевича
Юркова, вспоминает: "Юрков предложил нам пари, что мы никогда не
найдем следующий ход белых. Однако его предложение помогло нам разгадать
коварный замысел черных, и следующий ход группа московских школьников
нашла без особого труда" Эстетическое сознание наделено уникальной
способностью: оно умеет ориентироваться и находить свои ценности в
хаосе бесчисленных частностей и случайностей, от которых вынуждено ограждать
себя дискурсивное (рассудочное) мышление. Порядок возникает из хаоса.
Переходы от меньшей упорядоченности к большей также начинается с одиночных
и случайных явлений, которые, однако, обнаруживают тенденцию воспроизводиться
и повторяться, превращаясь таким образом в закономерные и необходимые.
Дискурсивное мышление не способно отличать такие явления от “информационного
шума” - это дело эстетического чувства. На шахматном материале
оказывается не так сложно проследить эволюцию новых идей: от конфликта
со здравым смыслом до слияния с ним. В ходе совершенствования игры парадоксальность
красивой идеи постепенно убывает, а изначальная типичность, напротив,
укрепляется, утверждаясь на практике. Для примера можно вспомнить,
как изменялись представления о возможностях главной шахматной фигуры
– короля. С. Лойд, 1903 “Нельзя не согласиться
с тем, что эта задача является «самым колоссальным трюком всех времен».
Действительно, кому придет в голову, решая задачу, покинуть королем
надежное укрытие и пуститься в отчаянное плавание навстречу опасностям
и угрозам. Но Лойд делает это! 1. Кре2 — черным предоставляется возможность
превратить пешку в ферзя и объявить двойной шах, от которого, казалось
бы, нет спасения: 1..f1Ф+ 2. Кре3 — наперекор стихиям король идет к
заветной цели! Черные могут объявить множество разнообразных шахов,
но они не в силах предотвратить мат одной из белых батарей. Если черные,
убедившись в беспомощности ферзя, попытаются превратить пешку в коня
1.. . f1К+, то их ждет ответ 2.Лf2+. Задача имела девиз «Гамбит Стейница».
Характеризующий этот гамбит ход короля — 1 .е4 е5 2. Кс3 Кc6 3. f4 ef
4. d4 Фh4+ 5. Кре2 — совпадает с первым ходом решения задачи”
(Е. Умнов «Шахматная задача ХIХ века», М.:, ФиС, 1960, стр. 171) Киппинг, 1911
1. Крa5! Король отправляется на b6, чтобы принять участие в расправе со своим оппонентом, и даже новоявленный ферзь черных (после 1…d1Ф+) не сможет этому помешать. Следующая позиция возникла в партии Р. Тейхман – Консультанты, игранной в Глазго в 1902 году. Эта партия, вероятно, осталась бы неизвестной, если бы её не заметил и не оценил по достоинству американский шахматный мастер Эдуард Ласкер. Красота парадоксального (по тем временам) марш-броска короля привлекла его внимание и помогла осознать типичность такой стратегии. “В высшей степени поучительная партия” – замечает Эд. Ласкер в своей книге «Шахматная стратегия» (М:., 1924). Р. Тейхман
– Консультанты Черные своим последним ходом продвинули пешку на h6. “Этот ход развязывает черного ферзя, скованного угрозой мата. Но он создает на g6 слабость, которую белые используют великолепнейшим образом” (Эд. Ласкер).
Шорт - Тимман 1991 1. Kрg3
Лce8 2. Kрf4
Сc8 3. Kрg5 Черные сдались.
35.Крg3 Фa3 36.Фc7 Фa1 37.Фe7 Фe1+ 38.Крf4 Фd2 39.Крg5 Ф:g2+ 40.Крh6 Фb2 41.f4 Белые выиграли. Вернемся к “неувядаемой” партии Андерсен - Дюфрень (1852) Андерсен - Дюфрень, 1852 После ходов 17. Кf6+ 18. Лg8 19.Лad1
Ф: f3? ("19…. Лg4! сильно осложняло
задачу белых " -Г.Каспаров) возникла следующая позиция:
Андерсен - Дюфрень, 1852
17. Ход белых Здесь Андерсен ходом
20. Л: e7+ ! начал свою знаменитую комбинацию.
Дюфрень забрал ладью 20 … К:e7!?. По поводу
этого хода Каспаров замечает: “Современный профессионал и, разумеется,
компьютер без колебаний ответил бы 20. Крd8,
избегая немедленного разгрома: 21. Лxd7+!
Kрc8 (21... Kрxd7
22. Сf5++ Kрe8
23. Сd7+ Kрd8 24.
Сxc6+, и мат) 22. Лd8+!
Kрxd8 (22... Кxd8
23. Фd7+!! – тот же мотив, что и в партии) 23. Сe2+!
Кd4 24. Сxf3 Сxf3
25. g3! Cxd1 26. Фxd1
c5 27. cxd4 cxd4 28. Сe7+
с пресным, но выигранным эндшпилем”
Общение с прекрасным настраивает человека на оптимистический лад. Эстетический опыт совсем не бесполезен – он убеждает, что лучшее может лежать и за пределами обычного. Наделенный таким опытом человек и видит больше других, и возможности его больше. Л. ван ВЕЛИ
– В. Топалов 2006
”Здесь Топалов сыграл поистине гениально. 20...e5!! Фантастический прорыв в самом укрепленном месте обороны белых. Дальнейшие варианты не очень сложны для хорошего гроссмейстера. Проблема в том, чтобы УВИДЕТЬ этот ход. Он просто не приходит в голову! Столь резкое, я бы даже сказал - грубое изменение структуры, - обычно отметается автоматически. Только шахматисты с высочайшим шахматным либидо рассматривают такие возможности среди ходов-кандидатов. В принципе, это непрактично, ведь приходится много и чаще всего бесплодно считать варианты. Зато иногда - как и в данном случае - удается потрясти воображение соперника и широкой публики” (С. Шипов) Как отыскиваются такие замечательные
ходы? Компьютер в поисках сильнейшего продолжения просто перебирает
все разрешённые правилами ходы, отбрасывает непригодные, углубляет
расчёт оставшихся…. Оценки постепенно уточняются – круг поиска сужается.
Как шутили создатели первых шахматных программ, поймать льва в пустыне
совсем несложно – достаточно просеять весь песок. Не всё
совершаемое человеком, имеет осознанную цель и понятый смысл. И это
далеко не всегда плохо. “Если бы ученые XVIII
столетия забросили электричество по той причине, что оно в их глазах
было только курьезом, лишенным всякого практического интереса, то мы
не имели бы в XX столетии ни телеграфа, ни электрохимии,
ни электротехники” (А.Пуанкаре. «О науке», М.:, “Наука”, 1983,
стр. 295-296). *** Сущность
эстетического проявляется прежде всего в том, что оно делает возможным
человеческое творчество. Если бы жизнеспособное и прогрессивное
новое не было красиво, человек не нашел бы в себе сил стать на его сторону
в борьбе с отживающим свой век, но устоявшимся и привычным, старым.
И если бы все отжившее не представлялось нам смешным или даже безобразным,
избавляться от него было бы значительно труднее. Николай
Бердяев писал: “Человек был создан для того, чтобы стать в свою
очередь творцом. Он призван к творческой работе в мире, он продолжает
творение мира. Смысл и цель его жизни не сводится к спасению... Мир
не перестал твориться, он не завершен: творение продолжается”
(Н.Бердяев «Мое философское миросозерцание», "Философские науки",
№ 6, 1990 г). Всякая эстетическая ценность есть ценность творческая. На этом не стоило бы подробно останавливаться, если бы речь шла исключительно о художественном творчестве, эстетическая природа которого сомнений не вызывает. Однако не только в искусстве, но и в науке, технике, игре… и во всем – от устройства быта до политики, экономики и нравственности, – творчество опирается на эстетические чувства.
К мнению Пуанкаре
о выдающейся роли эстетического сознания в научном творчестве присоединился
и Т. Кун – автор получившей широкую известность книги «Структура научных
революций»:“…Значение эстетических оценок может
иногда оказаться решающим. Хотя эти оценки привлекают к новой теории
только немногих ученых, бывает так, что это именно те ученые, от которых
зависит ее окончательный триумф. Если бы они не приняли ее быстро в
силу чисто индивидуальных причин, то могло бы случиться, что новый вариант
парадигмы никогда не развился бы достаточно для того, чтобы привлечь
благосклонность научного сообщества в целом. <…> Коротко
говоря, если бы новая теория, претендующая на роль парадигмы, выносилась
бы в самом начале на суд практичного человека, который оценивал бы ее
только по способности решать проблемы, то науки пережили бы очень мало
крупных революций... *** Из всего сказанного следует важный методологический вывод. Творческие и эстетические процессы в действительности всегда слиты в одно единое целое, поэтому и изучать эти процессы целесообразно в единстве. И теория эстетики, и теория творчества постоянно наталкиваются на “неразрешимые” проблемы, преодолеть которые, однако, возможно, если рассматривать эстетические процессы как творческие, а творческие как эстетические. Поэтому продолжением и развитием начатого в этой работе разговора о красоте должно стать рассмотрение проблем психологии и философии творчества, и в частности, вопроса о том, как возникает и утверждается в жизни жизнеспособное новое. |
Л. Бабушкин ЗАЧЕМ ПРЕКРАСНОЕ ПРЕКРАСНО? Оглавление
Сайт
"Генезис". Шахматы и культура © 2006 Л. Бабушкин. Все права защищены. |
Письмо
автору (Бабушкин Лев Борисович) Благодарю В. И. Евреинова за помощь и поддержку |